урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-метода
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Максимова Светлана Валерьевна

Тема         

Тема       Разработка урока по литературе по теме "Уметь любить человека" (урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-метода)

Тем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-keys_yushka_konkurs_avtosokhranennyy.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Уметь любить человека (урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-метода)

Цель: развитие у учащихся таких человеческих качеств, как: доброта, внимательное отношение друг к другу, забота о близком человеке.

Задачи:

обучающие:

  • углубить представление о творчестве Платонова;
  • способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; с противоречием между видимостью и сущностью героя.
  • выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

развивающие:

  • развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;
  • развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

воспитывающие:

  • на примере литературного образа воспитывать собственные внутренние качества: милосердие, сострадание, доброта;
  • помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;

Оборудование: презентация, раздаточный материал с кейсами.

Добро из добра приходит.

(Пословица)

ХОД УРОКА

На уроке предполагается 3 этапа работы с кейсом.

1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности.

2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах.

3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выявлять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы,);
  • коммуникативная  (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
  • рефлексивная  (умение анализировать свое мнение и мнение других людей)

Этапы работы с кейсом

  1. Встреча Юшки с детьми.
  2. Встреча Юшки со взрослыми.
  3. Юшка и веселый прохожий.
  4. Формулирование проблемы/проблем.
  5. Определение путей решения проблемы.

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, группы получают шаблоны.

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проблема № 3: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________......... ________________________........

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

___________________        _________________________

1 этап. Назвать фамилию автора рассказа.

-Что вы знаете об авторе рассказа «Юшка»? Назвать другие произвдения писателя.

Слово учителя. Читать произведения Андрея Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Сегодня мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а, может быть, и самих себя.

Ф.М. Достоевский говорил: «Человек есть тайна». Людям, рядом с которыми живет Юшка, он кажется откровенно понятным в своей «нагой простоте». С другой стороны, его непохожесть на всех раздражает, влечет к нему детей и случайного прохожего, наделенного «слепым сердцем». Давайте сегодня попробуем обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя.

-Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

        Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор намеренно подчеркивает его внешнюю неприметность. Портретные детали размыты. Это скорее портрет-впечатление: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороы, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывшие слезы». Он долгие годы носил без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более чем скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работал Юшка подручным у главного кузнеца, работу выполнял незначительную, незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым поутру шел в кузницу и последним покидал её. Старики и старухи по нему сверяли начало и конец дня. Но в глазах вросых юшка – человек ущербный, не умеющий жить, потому-товспоминают его, браня детей: вероятность стать таким, как Юшка, звучит в их словах как укор, возмездие за шалости и прегрещения. Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и все, что могут о нем сказать жители города.

- Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

        Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одной живой радостью с ними. «…Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь дышать так, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Здесь, в природной стихии, ничто не нарушает гармонии мира:даже трагедия смерти преодолевается силой любви и памяти, чувством сиротства от утраты того, без чего «мир неполный». Более того, и сиротство оказывается преодоленным благодаря любви: Юшка отдает свою любовь девочке-сироте:это к ней спешит он каждое лето, кормит её с детсва, никогда не ест сахара, чтоб она его ела. Сокровенное для Юшки неведомо неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего –навсего Юшка.

А Юшка в разговоре с Дашей утверждает: «Меня, Даша, народ любит!»

-Так ли это? Любит ли народ Юшку?

2 этап. Работа с кейсами.

1 кейс.-задание: Встреча Юшки с детьми.  Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?

2 кейс-задание:Встреча Юшки со взрослыми. Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполнются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

3 кейс-задание:Юшка и веселый прохожий.Чем помешал Юшка веселому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

1. Работа с кластерами.

При работе с 1-ым кейс-заданием составляем кластер ТЕРЗАТЬ

Работа со словарем С.Ожегов «словарь русского языка».Два значения слова 1. Разрывать на части.2. мучить нравственно.

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиься злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

2. Работа со 2-ым кейс-заданием.

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

Составляем кластер КРОТОСТЬ

В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий – незлобливый, покорный, смирный».

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

- Ваше отношение к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету»

- Объяснить выражение «Сердце в людях бывает слепое».

3. При работе с 3 кейс-заданием работа со словом осерчал.

Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше его понимать, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, - Юшка осерчал.

Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, вонегодовал, возмутился. Но он употребил именно именно слово осерчал. Почему?

Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

 3 этап. Ни на кого не похожий Юшка самим своим присутствием в мире нарушает привычную картину житейского равновесия, и впервые в жизни кроткий и смиренный Юшка не молчит, а возразил обидчику.Это был его ответ на попытку покушения на саму жизнь, вызванную желанием прохожего по собственному призволу рассудить, кто в этой жижни»годный», а кто «негодный». Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чьё-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. «Однако без Юшки жить людям стало хуже». Что изменилось в жизни людей после его смерти?

Справедливое слово о Юшке сказано. Почему этим признанием не заканчивается рассказ?

Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?

Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

«…Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...»

Именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой,- Ефим Дмитриевич.

Значение имени Ефим – благочестивый, благожелатеольный, священный. Имя Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини зелмеделия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

В заключении можно составить синквейн. Как вариант можно предложить составить синквейн в качестве домашнего задания.

Юшка

Зрячее сердце

Сочувствовать, сопереживать, помогать

Больно одному - больно всем

Человеколюбие

(воплощенное добро)

Приложения

Для 1-го кейс-задания.

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимай, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали — вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, — пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Для 2-го кейс-задания.

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

Да что ты такой блажно́й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Для 3-го кейс-задания.

Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.

А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...

Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация

Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. Цель: 1) познакомить учащихся  с  рассказом А. Платонова «Юшка»;           2) углуб...

открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка".

Тема урока "Дорога добра".Дети на уроке проходят такой дорогой вместе с главным героем Юшкой. Путь этот непростой, но Юшка его преодолевает, делая только добро всем и всему на земле.Рассуждать о добре...

конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка"

разработка урока  литературы 7 класс...

Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Цель: создать условия для·         освоения  нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...

Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»).

Цель:Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка».Задачи:Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображен...