Конспект урока к рассказу А.Платонова"Тёплый хлеб" 6кл
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по рассказу Платонова "Тёплый хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_tyoplyy_hleb.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Читаем сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Цели урока:
1. Образовательные: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
2. Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста; развитие умений делать обобщающие выводы; развитие кругозора учащихся; посредством самостоятельной работы учащихся над заданными проектами способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи; развитие навыков учебного труда.
3. Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к хлебу, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения.
Тип урока: урок-открытие
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод
Приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, индивидуальные задания информационного характера
Метод творческого чтения
Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного текста
Эвристический метод
Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы
Исследовательский метод
Приёмы: работа с дополнительным материалом, проектная деятельность учащихся
Оборудование: ТСО, проектные работы учащихся
Ход урока:
- Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Спасибо. Садитесь.
Полное название нашего урока звучит так: «Урок-открытие. Читаем сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое объяснение слова «открытие». «Открытие – то, что открыто, вновь установлено, найдено». Говоря о сказке, мы попытаемся открыть тайны незнакомых нам слов, использованных в произведении; определить жанровые особенности прочитанного текста, найти ключик, который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. Автор прочитанного вами произведения - К.Г.Паустовский. Откроем для себя это имя.
- Сообщение учащегося о жизни писателя.
- Учитель: К.Г.Паустовский (1892 – 1968) - автор известных детских рассказов: «Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Кот-ворюга». Это человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Именно ему принадлежат слова: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».
- Обобщение учителя.
Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами, как читатели, должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, задумываться над значениями слов, поэтому, читая литературное произведение, мы обращаем внимание на незнакомые слова, выясняем их лексическое значение. Наше следующее открытие – знакомство с неизвестными словами, которые нечасто употребляются в современной речи. И это естественно, ведь сказка «Тёплый хлеб» была написана в 1954 году. Давайте обратимся к тексту сказки:
5. Выступление группы учащихся. Тема проектной работы «Неизвестные слова в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
- Произведение начинается словами: «Кавалеристы проходили через деревню Бережки…»
- Снаряд ранил в ногу вороного коня…
- «Мучная пыль навеки въелась в мельника Панкрата, она лежала серой коркой на его ватнике и картузе…»
Удила – часть конской сбруи – приспособление из железных стержней, прикрепленных к ремням узды и вкладываемых в рот лошади.
Хомут – надеваемая на шею лошади часть упряжки в виде деревянного остова с мягким валиком по внутренней стороне.
- «Филька закинул хлеб далеко в рыхлый хлеб и закричал: «На вас не напасёшься, на христарадников!»
Слайд «Чаепитие в Мытищах»
На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту.
- «Семена в земле пожухли и пропали…»
- «Утерял я ногу в турецкой баталии…»
(Речь идет о войнах с Турцией (1877-1878) за освобождение Болгарии, других стран Балканского полуострова).
- «Засмеялся мужик: «Тут тебе камердинеров нету,,,»
- «В чистом небе над осокорями стояла луна…»
- «Ты брось реветь, реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил – сейчас в рёв».
- «Никто не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы…»
- «Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд»
- «Вороны вылезли из-под застрех»
- «Мальчишки стянули треухи и прокричали «ура».
Треух – старое название мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.
- «Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось, и вдруг старая мельница затряслась, заходила ходуном».
6. Слово учителя. Беседа.
Я думаю, что ребята хорошо справились с заданием и не только сами узнали много нового, но и расширили наш кругозор. Старые слова вернули нас в эпоху, описываемую автором. События сказки происходят в 20-е годы 20 века, в военные годы, в обычной русской деревне.
7. Демонстрация слайдов
Давайте посмотрим, как выглядела деревня начала прошлого века, какими были ваши сверстники – деревенские ребятишки и мысленно представим место действия произведения.
8. Проверка домашнего задания.
Итак, текст вами прочитан. На прошлом уроке вы получили два письменных задания. Первое было таким: записать содержание сказки одним предложением. Откройте тетради по словесности, давайте послушаем ваши ответы.
(В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение).
- Слово учителя
Прочитав сказку «Тёплый хлеб», русский советский литературовед, прозаик, сценарист, теоретик кино ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893-1984) сказал о К.Г.Паустовском так: «Он не был сказочником…
Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра».
- Так всё-таки, что же вы читали? Сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. Это вторая часть домашнего задания.
Сказочные мотивы
| Реальные мотивы 1. Война, раненый конь, равнодушный мальчик, жители деревни. 2. Инвалид, просящий подаяние.
|
- Наверное, нельзя точно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но однозначно одно: сказочные события играют в произведении большую роль. Я попрошу вас отгадать небольшой кроссворд.
- Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (клад)
- Кто является лирическим героем стихотворения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…?» (мороз)
- Жанр произведения И.А.Крылова «Волк и ягнёнок». (басня)
- Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (корона)
- Какая часть тела Бабы Яги отличается от других сказочных героев? (нога)
- Найдите в кроссворде ключевое слово, всегда стоящее в центре любой сказки.
- - Итак, это слово «ДОБРО»
– Как это слово открылось нам в тексте? С чем оно ассоциируется у К.Г.Паустовского? (с теплом)
– А зло? (с холодом) – Как называется композиционный приём, основанный на противопоставлении? (антитеза)
– С чего начинается зло в сказке? (Филька обидел коня) с.292
- Найдите и прочитайте эпизод, в котором описывается, как Филька обидел коня.
(Ученик читает от слов «В один...» до слов «Иди копай!».)
– Филька совершил плохой поступок. Известно ли вам, что такое деяние называют еще проступком? А в духовной литературе, в Библии, принято называть плохое дело грехом.
Знаете ли вы, что означает слово грех? Давайте обратимся к толковому словарю.
На доске
В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех – это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского. «Грех – это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение».
– Какие же грехи совершил Филька?
Отвечают дети
Грехи Фильки:
1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»;
2) ударил по губам;
3) кинул хлеб на землю;
4) не поделился с голодным и нуждающимся.
–А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа)
– Найдите слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершённое Филькой? с. 293
12. Ученик зачитывает эпизод (учебник)
- Какое главное слово объединяет всё сказанное? (Холод)
- Как объяснила бабка, к чему приводит злоба людская? (сердце охлаждается) с. 293
- Догадалась ли она о том, что Филька обидел коня? (Да.)
- Почему же она не ругала, не стыдила внука, а рассказала историю про солдата?
(Чтобы Филька сделал выводы сам, ведь грешник может раскаяться только в том случае, когда сам осознает свой грех.)
- Пересказ истории солдата близко к тексту с.293
–Как Филька искупает свою вину? (зовет ребят, работает со стариками и ребятами, просит прощения у коня, мирится с ним)
– Как природа реагирует на изменения, происходящие с Филькой?
Эпизод из учебника. с. 296-297
14. Слово учителя
- Есть прекрасная пословица: «Хлеб ногою топтать – всему народу голодать». Так и случилось в деревне, где жили Филька и оставленный солдатами раненый конь. Не только в пословицах хранится народная мудрость. Многие обычаи русского народа связаны с хлебом. Многое о хлебе узнали ребята, подготовившие проект «Хлеб – всему голова». Давайте познакомимся и с их открытием.
15. Защита проекта «Хлеб – всему голова»
- У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели веснянки – песни-заклички. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб – каравай – и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и друзей не бывало.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
16. Вывод по уроку
Учитель: – Спасибо за информацию. Она поможет нам ответить на вопрос: «Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? В чём смысл названия? О слове «хлеб» нам рассказали ребята. Заглянем в словарь С.И.Ожегова. Какие значения имеет слово «теплый»?
На доске
Теплый - 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло.
- Как бы теперь вы ответили на мой вопрос?
(Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).
Учитель: - Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. Сердце, наполненное добротой, любовью, горячим. Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.
- Обратимся вновь к словам В.Шкловского. Как вы понимаете смысл слов «трудность добра»? Что легче делать: добро или зло?
(Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и искупить свою вину доступно лишь немногим. Детское сердце не должно охлаждаться, так как всё : и хорошее, и плохое – начинается с детства.)
17. Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа) В начале урока я сказала, что сказка была написана в 1954 году, через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. Для К.Г. Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы. Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? Запишите свои выводы в тетрадь.
(Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
Желательно учащихся подвести к следующим выводам:
- Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
- Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.
- Человек и природа неразделимы. Нельзя относиться безразлично к окружающему миру. Человек не должен забывать об этом.
- Не надо бояться признавать свои грехи, иметь мужество признаться в совершенных проступках и попросить прощения у тех, кого обидели.
- Итог урока
–На мой взгляд, главное открытие нашего урока мы сделали все вместе. Мы поняли, что сердце человека должно быть «тёплыми», открытым для любви и света. Выводы сделаны. Домашнее задание будет творческим: написать пятистишие на тему «Добро».
Я благодарю вас за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-метода
Тема Тема Разработка урока по литературе по теме "Уметь любить человека" (урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с...
конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка"
разработка урока литературы 7 класс...
Конспект урока по рассказу А.П. Платонова «Возвращение»
Конспект урока по рассказу А.П. Платонова «Возвращение»...
Презентация к уроку по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
Презентация к уроку по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"...