Конспект урока по рассказу А.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по рассказу А.Платонова "Юшка" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Конспект урока по теме «Побеждай зло добром…»
Цели:
- помочь учащимся выявить нравственную основу поступков платоновских героев, постичь художественный мир писателя;
- развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
- воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.
Оформление доски:
- портрет А. Платонова (1899-1951),
Оборудование: медиапроектор для презентации.
Запись на доске: тема урока: «Побеждай зло добром…»
Эпиграф: «Спешите делать добро, пока не стало поздно». Ф.П.Гааз
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вступительное слово (тема и цели урока).
Учитель:
Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. (СЛАЙД)
Цель урока : входя в художественный мир Андрея Платонова, выявить нравственную основу поступков его героев, постичь всю правоту и мудрость слов из Библии: «Побеждай зло добром…», которые стали темой нашего урока, и высказывания Фёдора Петровича Гааза «Спешите делать добро, пока не стало поздно», которые являются эпиграфом нашего урока. Запишите в тетрадь. (СЛАЙД)
Платонов в большинстве своих произведений предстаёт перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства, проблемы взаимоотношений человека с человеком, проблемы добра и зла, а победить зло добром может только нравственный человек. Почему нужно изучать произведения А.Платонова? Потому что он учит читателей внимательному отношению к каждому человеку.
- Чтение и беседа по вопросам.
Учитель:
Давайте наш урок начнём со стихотворения С.А.Есенина, оно поможет нам определить, какие качества человека составляют основу нравственных поступков. (СЛАЙД)
Шёл Господь пытать людей в любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: “Вишь, какой убогой, -
Знать от холода качается, болезный”.
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
“На, пожуй маленько… крепче будешь”.
Беседа по вопросам:
- Какое качество хотел увидеть Господь в людях? (Любовь к людям)
- Что такое любовь? О какой любви говорил С.Есенин? (Сострадание, сопереживание, сочувствие, милосердие - записать в тетрадь)
- Давайте посмотрим на эти слова с точки зрения русского языка. Как образовались эти слова?
(С помощью приставки со-)
- Что она обозначает? ( Её значение – «вместе». Значит, вместе чувствовать, вместе переживать, вместе страдать).
- Обладал ли старый дед из стихотворения Есенина этими качествами? (Да)
- Кого из героев рассказа Платонова напоминает старый дед? (Юшка)
- Анализ характеристики главного героя.
Учитель:
Давайте поговорим о главном герое рассказа Платонова, о Юшке, и посмотрим, каким его видят люди и какие стороны жизни и характера этого героя скрыты от них.
Выборочное чтение эпизода стр.115 «Он работал в кузнице…»
Беседа по вопросам:
- Как обычно авторы произведений первое знакомство с героем начинают с портретной характеристики. Давайте посмотрим на Юшку внимательно. В портретной характеристике героя автор всегда выделяет одну деталь, через которую видна душа человека. Какая это деталь? (Глаза)
- Да, глаза – это зеркало души. А о чём говорят глаза Юшки?
( Глаза как у слепца, а сердце зрячее. «Стояла влага» - душа плачет. Душой мы любим, сострадаем, ненавидим.)
- Почему «в руках у него было мало силы»? (Он был тяжело болен туберкулёзом, или чахоткой)
- Какое значение имело то, что Юшка работал в кузнице подручным помощником кузнеца?
(Кузницы всегда ставили на окраине деревни, кузнецов уважали и побаивались: они были крупными, сильными, могучими людьми, их работа была связана с огнём, с железом. Юшка же «мал ростом и худ», к тому же болен чахоткой, поэтому выглядит стариком в свои 40 лет. Тяжёлая работа в кузнице таким людям противопоказана.)
- Автор своего героя назвал Юшкой. Каково его полное имя и что оно обозначает?
(Ефим Дмитриевич)
Индивидуальное домашнее задание.
( Ефим… Значение имени - благочестивый, благожелательный, священный. (СЛАЙД)
Дмитрий (Дмитриевич) восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей. С гибелью Юшки “вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними”.)
- Каким никогда не видели Юшку люди? (СЛАЙД)
(стр.119 учебника
Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил всё живое: цветы, деревья, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою. Он жалел каждую мертвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшим». В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни, считал Юшка.)
- Анализ эпизода «Юшка и дети».
Учитель:
- А теперь давайте посмотрим, каков Юшка во взаимоотношениях с жителями села? (СЛАЙД) Как относились к Юшке дети?
Пересказ эпизода – стр.116 – 117 «А малые дети и даже те….»
- Почему Юшка не обижается на них?
(стр. 117 последние предложения эпизода)
- Анализ эпизода «Юшка и взрослые».
Учитель:
А теперь посмотрим, как относятся к Юшке взрослые? (СЛАЙД)
Пересказ эпизода – стр.117 – 118 «Взрослые пожилые люди, встречая Юшку на улице….»
Беседа по вопросам:
- Почему взрослые обижали Юшку?
(Они не умеют любить, не могут простить ему того, что он не такой, как они, «в этом зле забывали на время своё горе». Людское зло гасилось о доброту Юшки.)
- Как в разговоре с Дашей Юшка объясняет жестокость народа?
(стр.118 « Он меня без понятия любят. Сердце в людях бывает слепое»)
- Как вы считаете, что помогало Юшке жить при таком отношении народа к нему?
(любовь к людям)
Физкультминутка
Мы читали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
Мы немножко отдохнем и опять читать начнем.
- Анализ эпизода «Юшка и весёлый человек»
Учитель:
Теперь давайте поговорим о зле. Что может явиться последствием злых поступков? (СЛАЙД)
Чтение эпизода по ролям – стр.120 «Но год от году Юшка….»
Беседа по вопросам:
- Чем помешал Юшка весёлому человеку?
- Почему Юшка осерчал?
( Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!)
- Как люди отнеслись к гибели Юшки? ( стр. 121)
- Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? (стр.122)
- Рефлексия.
Учитель: А теперь давайте подведём итог разговору о Юшке? (СЛАЙД)
- Так какой же Юшка на самом деле?
(Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий, терпеливый, чуткий, умеющий сострадать и сочувствовать, человеколюбивый, бескорыстный. Он побеждает людское зло своим добром, живёт по законам Божьим. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро. Счастлив человек не только получающий, но и дающий.)
- Подумайте, какие слова вы сказали бы, прощаясь с Юшкой?
(Прости нас, Юшка) (СЛАЙД)
- Все творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. Для писателя каждый человек ценен. Этот рассказ – последний рассказ писателя, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. В своих произведениях он вывел и завещал формулу жизни: Жизнь – это любовь к людям, любовь к Родине, любовь к природе, любовь ко всему живому. (записать в тетрадь)(СЛАЙД)
- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. А знаете ли вы, кто автор этих строк? (СЛАЙД) Индивидуальное задание: сообщение о Гаазе.
«Наш святой доктор», – так звали московские бедняки Федора Петровича Гааза. Немец по национальности, он приехал в Россию в 1806 году (ему было тогда 26 лет) как личный врач княгини В.А. Репниной-Волконской. Имел обширную частную практику в Москве, консультировал в московских больницах и богадельнях и безвозмездно лечил больных в Преображенском богадельном доме.
Был главным врачом московской Павловской больницы. Был постоянным членом Московского Попечительного о тюрьмах Комитета и главным врачом московских тюремных больниц. Благодаря ему была учреждена Больница для чернорабочих, и Гааз стал ее главным врачом. Он всецело отдался несчастному люду. Феодор Петрович жертвовал для них всем: досугом, своей семейной жизнью, всеми своими средствами, потому что, как искусный глазной врач, он зарабатывал много, а тратил на себя до крайности мало, отдавая все неимущим.
Приехав в Россию, Гааз, благодаря своей частной практике среди богатых пациентов, стал состоятельным человеком: у него был собственный дом на Кузнецком мосту, довольно большое имение, несколько сот душ крепостных, суконная фабрика. Было даже имение в селе Тишково. Он ездил по Москве в карете, запряженной цугом четверкой белых лошадей.
Умер Гааз в бедности. Все свои средства он потратил на строительство больниц и лечение простого народа, распродавая постепенно принадлежащие ему фабрику, имение, выезд, а потом и дом в Москве. Жил доктор при тюремной больнице.
До Введенского кладбища, последнего приюта «святого доктора», гроб с телом Гааза провожала двадцатитысячная толпа. Таких похорон в Москве не было целое столетие.
- Объясните смысл высказывания Гааза. (Мнения учащихся).
- А знаете ли вы таких людей, как Гааз, живущих в наше время? (Мнение учащихся).
Индивидуальное задание о Рошале. (СЛАЙД)
Леонид Михайлович Рошаль родился 27 апреля 1933 г. в г. Ливны Орловской области в семье военного летчика.
В 1957 г. окончил 2-ой Московский медицинский институт по специальности педиатрия. После окончания института был направлен на работу детским участковым врачом. Сейчас он профессор, директор Московского института неотложной детской хирургии и травматологии.
Леонид Рошаль является экспертом Всемирной организации здравоохранения, председателем Международного Комитета помощи детям при катастрофах и войнах Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф. Член комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
В 1996 году журналисты назвали Леонида Рошаля «детским доктором мира».
Леонидом Рошалем в 1988 году после землетрясения в Спитаке была создана бригада международной «скорой помощи» , врачи которой готовы в любой момент придти на помощь детям, попавшим в беду в любой точке мира. С тех пор бригада во главе с Л.М.Рошалем более 20 раз вылетала в районы стихийных бедствий, техногенных катастроф, военных действий. Работа на ликвидации последствий железнодорожной катастрофы под Уфой и взрыва завода в Усть-Каменогорске, поездки в зоны боевых действий в Румынии, Югославии, Абхазии и Грузии, Армении и Азербайджане, Израиле и Чечне, в пострадавшие от землетрясений Египет и Японию, Грузию и на Сахалин, в Калифорнию и Индию, Афганистан и Турцию. 9 мая 2002 года в Каспийске, где от теракта пострадало много детей, бригада Рошаля работала уже через несколько часов после взрыва. 27 детей, раненных при взрыве, удалось спасти. В этом значительная заслуга бригады доктора Рошаля.
В дни трагических событий на Дубровке в Москве, когда террористы захватили зрителей мюзикла «Норд-Ост» в заложники, Леонид Рошаль сумел несколько раз пройти в зал к заложникам, вел переговоры с террористами, выводил оттуда детей, передавал медикаменты, оказывал помощь больным и раненым.
За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в ходе операции по спасению заложников в театральном центре на Дубровке, 5 ноября 2002 года Леониду Рошалю вручена премия "Национальный герой", а в 2003 году он был награждён орденом «Мужества».
- Рассказ учителя о наводнении в Краснодарском крае. (СЛАЙД)
Ужасная трагедия произошла в июле этого года в Краснодарском крае. В результате наводнения сильнее всего пострадал город Крымск. Волна, которая накрыла Крымск ночью 7 июля, сметала все на своем пути. Буквально за минуту вода во многих домах заполнила весь первый этаж, люди спасались на крышах. Очень мужественно во время наводнения в Крымске вели себя полицейские. Жертвуя собой, они спасали детей и стариков. Наводнение унесло жизни более 170 человек. Как только эта информация прозвучала в телевизорам и радио, много людей поспешили в Крымск на помощь пострадавшим. Волонтёры (люди, которые добровольно готовы потратить силы и время на помощь обществу и конкретному человеку, добровольцы) собирали вещи и раздавали пострадавшим, раздавали чистую воду и питание, разгребали мусор, ухаживали за больными и ранеными.
- Запись домашнего задания: сочинение-миниатюра «Сердце в людях бывает слепое», основываясь на своём жизненном опыте (5-6 предложений). (СЛАЙД)
- Выставление оценок.
- Заключение.
Учитель:
Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью порождаем. Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он прежде всего помогает себе, оберегает себя от жестокосердия, уныния и безразличия. Пропустив через себя боль другого человека, вы излечитесь от собственной боли. Не бойтесь делать добро – вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.
(СЛАЙД)
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная. Д.Голубков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"
Разработка урока для учащихся 7 класса....