Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- крестьянка."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цели:
- Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня - крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
- Формировать умение анализа художественного текста.
- Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование:
- текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран.
Методические приёмы:
- рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей
Ход урока
- Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок , поприветствуем наших гостей.
- Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина)
На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
3.Беседа по тексту.
- Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка ?
- Что даёт совмещение этих слов?
- Объясните смысл эпиграфа.
- Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?
- Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести?
4.Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)
Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):
Иван Петрович Берестов
1.Ведет хозяйство на русский манер;
«В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ».
- Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».
Григорий Иванович Муромский
- Англоман:
«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его - англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…»
- Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым»
Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».
Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова - старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:
- Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
- Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.
Благодаря общности жизни Берестов - старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться.
Младшее поколение
Алексей Берестов
- Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»
Он был «в самом деле , молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался , а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».
Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина ).
1.Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».
- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?
- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
5.Работа над композицией и сюжетом повести.
- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?
-А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:
На доске:
Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)
Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
Завязка: Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
Кульминация: Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим.
Развязка: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»
Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
6. Домашнее задание
- Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».
- Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
урок литературы в 7 классе на тему: " Особенности образа грозы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Глава II – «Гроза»
Урок литературы в 7 классе по повести Толстого Л.Н. "Отрочество"...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Открытый урок по Литературе 6 класс "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести"
Конспект урока...
открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...
Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Открытый урок по литературе...
Урок по литературе. 7 класс. "Забытые" истины в сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов"
Литература. 7 класс. Тема : "Забытые" истины в сказке Салтыкова -Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов". Изучая данную сказку, ученики учатся размышлять о...