Урок чтения и осмысления рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» в технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по литературе (7, 8, 9 класс) на тему

Данный урок поможет учащимся войти в мир американского писателя О. Генри, развить воображение, , научиться вести диалог с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_i_osmysleniya_rasskaza_o.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и осмысления рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

в технологии развития критического мышления.

Данный урок может стать первым  (или завершающим) уроком литературы в 8 классе, так как нравственные проблемы, поднятые в нем,  ситуация выбора свойственны многим программным произведениям русской  литературы  в 8 классе. Возрастные же особенности учащихся также предполагают важность и необходимость постановки нравственных проблем и обретения опыта их проживания.

Оборудование:   раздаточный материал (текст рассказа, разбитый на части для чтения, таблицы)

Организация: коллективная, парная, индивидуальная работа

Цели: создать условия  

  • для развития воображения, мышления, творчества,
  • для обучения приемам анализа рассказа,
  • для формирования нравственных ценностей.

Ход урока:

  1. Фаза вызова. На доске крупно написано слово «дорога».
  • Предлагаем уч-ся поработать со словом «дорога»:  определить его значения, подобрать к нему синонимы, слова-ассоциации, составить с ним словосочетания. Эту работу можно выполнить в «четверках» и оформить в виде небольшой таблицы (раздать заготовленные таблицы или сделать в тетрадях).

Ассоциации

Синонимы

Словосочетания

Значения

Выбор, жизнь, развилка,…

Путь, шоссе, тропа,…

Узкая дорога, дорога жизни, перебежать дорогу…

  1. Полоса земли
  2. Путь следования
  • Обратимся к словарям и дополним таблицу (Приложение 1)
  • У американского писателя У.Портера (псевдоним О. Генри) есть рассказ под названием «Дороги, которые мы выбираем».  О чем он может быть? Вообразите героев и возможный сюжет, придумайте модель рассказа. (Эту работу можно выполнить в небольших группах и представить всем).
  • Хотите узнать, о чем написал О. Генри? В дорогу!

2 . Фаза чтения и осмысления. Чтение с остановками. (Приложение 2)

  • Читаем 1 и 2 абзацы. Отвечаем на вопросы:
  1. Смогли ли вы определить место и время действия в рассказе? Что в тексте помогает это сделать? («Таксон», «паровоз», «водокачка», «груда угля», «револьвер» и другие слова). Что за время 60-90 годы 19 века в Америке?
  2. Чем интересны имена  и прозвища героев (Джон Большая Собака, «Акула» Додсон)?
  3. Каковы могут быть дальнейшие действия героев?
  • Читаем 3-6 абзацы. Размышляем над вопросом:  какой информацией снабдил нас автор для понимания характеров героев? (Обращаем внимание на слова «бандиты», «рыцарь большой дороги», на последнее предложение 5 абзаца).
  • Читаем диалог героев до предложения «Боб Тидбол уложил  добычу в мешок и крепко завязал его веревкой. Подняв глаза, он увидел…»  Отвечаем на вопросы:
  1. Какие ключевые слова и фразы помогают понять героев? Подчеркните их. Сравните героев.
  2. Объясните смысл слов Боба Тидбола «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».
  3. Какую проблему должны решить герои? Какое решение может быть в логике их характеров? Что же увидел Боб Тидбол?
  • Читаем до предложения «Но когда Акула Додсон скакал по лесу, деревья перед ним словно застлало туманом, револьвер в правой руке стал изогнутой ручкой дубового кресла,…» Отвечаем на вопросы:
  1. Совпали ли наши предположения с логикой рассказа и автора?
  2. Еще раз перечитайте ключевые фразы прочитанного ранее и докажите, что автор снабдил нас той  информацией, которая должна была привести к его пониманию происшедшего.
  3. Можно ли закончить рассказ в месте нашей остановки?
  4. А если продолжить? Каким может быть продолжение? Запишите кратко возможные варианты.
  • Читаем рассказ до конца. Удивил ли вас конец?

3.Рефлексия.

  • О чем же рассказ О. Генри? Подтвердились ли наши первоначальные предположения?
  • В названии рассказа первое слово «дороги». Что же волнует автора? Дороги?
  • Какие фразы вам запомнились? Запишите их в тетрадь.
  • Вызвал ли интерес сам писатель, особенности его художественной манеры? Захотелось ли прочитать и другие произведения?

4. Домашнее задание по выбору. (Если есть время, можно выполнить его на уроке).

  • Написать синквейн со словом «дорога»
  • Написать эссе «Как рассказ О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» связан с сегодняшним днем?» или  «Что в рассказе тронуло меня больше всего?»
  • Подобрать как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений со словом «дорога». Объяснить их происхождение и смысл. Результаты работы могут быть отодвинуты по времени и оформлены в виде презентации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления

Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...

разработка урока алгебры в 7 классе по теме «Многочлен стандартного вида» с применением технологии развития критического мышления

Урок алгебры. 7 класс. Тема «Многочлен стандартного вида»Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Чтение. Суммирование...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.Задачи:Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с и...

Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование технологии развития критического мышления.

Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование методических приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановками, древо предсказаний, инсе...

Технологическая карта урока немецкого языка в 9 классе по теме "Выбор профессии" с применением технологии развития критического мышления.

Урок структурирован на основе технологии развития критического мышления. Образовательная цель: формирование языковой культуры личности, развитие критического мышления девятиклассников на основе обосно...