Урок чтения и осмысления рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» в технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по литературе (7, 8, 9 класс) на тему
Данный урок поможет учащимся войти в мир американского писателя О. Генри, развить воображение, , научиться вести диалог с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_i_osmysleniya_rasskaza_o.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения и осмысления рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
в технологии развития критического мышления.
Данный урок может стать первым (или завершающим) уроком литературы в 8 классе, так как нравственные проблемы, поднятые в нем, ситуация выбора свойственны многим программным произведениям русской литературы в 8 классе. Возрастные же особенности учащихся также предполагают важность и необходимость постановки нравственных проблем и обретения опыта их проживания.
Оборудование: раздаточный материал (текст рассказа, разбитый на части для чтения, таблицы)
Организация: коллективная, парная, индивидуальная работа
Цели: создать условия
- для развития воображения, мышления, творчества,
- для обучения приемам анализа рассказа,
- для формирования нравственных ценностей.
Ход урока:
- Фаза вызова. На доске крупно написано слово «дорога».
- Предлагаем уч-ся поработать со словом «дорога»: определить его значения, подобрать к нему синонимы, слова-ассоциации, составить с ним словосочетания. Эту работу можно выполнить в «четверках» и оформить в виде небольшой таблицы (раздать заготовленные таблицы или сделать в тетрадях).
Ассоциации | Синонимы | Словосочетания | Значения |
Выбор, жизнь, развилка,… | Путь, шоссе, тропа,… | Узкая дорога, дорога жизни, перебежать дорогу… |
|
- Обратимся к словарям и дополним таблицу (Приложение 1)
- У американского писателя У.Портера (псевдоним О. Генри) есть рассказ под названием «Дороги, которые мы выбираем». О чем он может быть? Вообразите героев и возможный сюжет, придумайте модель рассказа. (Эту работу можно выполнить в небольших группах и представить всем).
- Хотите узнать, о чем написал О. Генри? В дорогу!
2 . Фаза чтения и осмысления. Чтение с остановками. (Приложение 2)
- Читаем 1 и 2 абзацы. Отвечаем на вопросы:
- Смогли ли вы определить место и время действия в рассказе? Что в тексте помогает это сделать? («Таксон», «паровоз», «водокачка», «груда угля», «револьвер» и другие слова). Что за время 60-90 годы 19 века в Америке?
- Чем интересны имена и прозвища героев (Джон Большая Собака, «Акула» Додсон)?
- Каковы могут быть дальнейшие действия героев?
- Читаем 3-6 абзацы. Размышляем над вопросом: какой информацией снабдил нас автор для понимания характеров героев? (Обращаем внимание на слова «бандиты», «рыцарь большой дороги», на последнее предложение 5 абзаца).
- Читаем диалог героев до предложения «Боб Тидбол уложил добычу в мешок и крепко завязал его веревкой. Подняв глаза, он увидел…» Отвечаем на вопросы:
- Какие ключевые слова и фразы помогают понять героев? Подчеркните их. Сравните героев.
- Объясните смысл слов Боба Тидбола «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».
- Какую проблему должны решить герои? Какое решение может быть в логике их характеров? Что же увидел Боб Тидбол?
- Читаем до предложения «Но когда Акула Додсон скакал по лесу, деревья перед ним словно застлало туманом, револьвер в правой руке стал изогнутой ручкой дубового кресла,…» Отвечаем на вопросы:
- Совпали ли наши предположения с логикой рассказа и автора?
- Еще раз перечитайте ключевые фразы прочитанного ранее и докажите, что автор снабдил нас той информацией, которая должна была привести к его пониманию происшедшего.
- Можно ли закончить рассказ в месте нашей остановки?
- А если продолжить? Каким может быть продолжение? Запишите кратко возможные варианты.
- Читаем рассказ до конца. Удивил ли вас конец?
3.Рефлексия.
- О чем же рассказ О. Генри? Подтвердились ли наши первоначальные предположения?
- В названии рассказа первое слово «дороги». Что же волнует автора? Дороги?
- Какие фразы вам запомнились? Запишите их в тетрадь.
- Вызвал ли интерес сам писатель, особенности его художественной манеры? Захотелось ли прочитать и другие произведения?
4. Домашнее задание по выбору. (Если есть время, можно выполнить его на уроке).
- Написать синквейн со словом «дорога»
- Написать эссе «Как рассказ О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» связан с сегодняшним днем?» или «Что в рассказе тронуло меня больше всего?»
- Подобрать как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений со словом «дорога». Объяснить их происхождение и смысл. Результаты работы могут быть отодвинуты по времени и оформлены в виде презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления
Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...
разработка урока алгебры в 7 классе по теме «Многочлен стандартного вида» с применением технологии развития критического мышления
Урок алгебры. 7 класс. Тема «Многочлен стандартного вида»Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Чтение. Суммирование...
Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления
Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...
Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления
Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.Задачи:Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с и...
Проект урока по истории в 8 классе «Отечественная война 1812 года» с применением технологии развития критического мышления
План урока в 8 классе с применением технологии критического мышления....
Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование технологии развития критического мышления.
Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование методических приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановками, древо предсказаний, инсе...
Технологическая карта урока немецкого языка в 9 классе по теме "Выбор профессии" с применением технологии развития критического мышления.
Урок структурирован на основе технологии развития критического мышления. Образовательная цель: формирование языковой культуры личности, развитие критического мышления девятиклассников на основе обосно...