Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, которым дана оценка в современной критике.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: развитие активной жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста.
Считаю, что учеников можно научить находить метафоры, эпитеты, олицетворения, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. «Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий». (Ю.Лотман «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» М., «Просвещение»,1988 г., с.4) Чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению в своей работе использую приём «Чтение с остановками».
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_chitat_vdumchivo._demonstratsionnoe_zanyatie.doc | 50 КБ |
kak_nauchit_vdumchivomu_chteniyu.ppt | 367 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить читать вдумчиво?
Урок – рассуждение
по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления
Представление урока
Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, которым дана оценка в современной критике.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: развитие активной жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста.
Считаю, что учеников можно научить находить метафоры, эпитеты, олицетворения, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. «Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий». (Ю.Лотман «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» М., «Просвещение»,1988 г., с.4) Чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению в своей работе использую приём «Чтение с остановками».
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Цели:
- Привлечь к чтению классической литературы, учить принимать решения и отстаивать их.
- Развивать умение анализировать текст.
- Воспитывать активную жизненную позицию,
развивать критическое мышление учащихся.
Оборудование:
- подготовленные тексты рассказа
- презентация к рассказу «роман горбуна» И. Бунина
- музыкальное сопровождение (Шарль Азнавур «Вечная любовь»).
Беседа перед прочтением рассказа
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного, прекрасного?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?
- А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?
- Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?
- Почему так происходит? Кто или что вершит судьбами людей?
- Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом Ивана Алексеевича Бунина, из серии так называемых «крохоток», написанных в 1930 году, он так и называется - «Роман горбуна». О чем он, как вы думаете?
- Как вы думаете, в данном случае «роман»- это роман жанр или роман - отношение?
- А что такое для вас любовь?
- Давайте прочитаем этот рассказ, используя волшебный листок, - чтение с остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и постепенно открываем текст.
Проверим наши предположения.
Чтение первой части рассказа
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопросов к автору?
Горбун и любовное письмо… необычно.
Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?)
Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…)
Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет.)
В чем необычность ситуации?
Автор пишет: «…вы найдете, быть может, во мне душу родную вам…»
В чем может обнаружиться родство?
Когда и где должна состояться встреча. Почему там?
Настораживает письмо?
Предположите, как отреагирует горбун?
Чтение третьей части
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь!
Оказывается – первое письмо! Первое свидание…
Что испытывает человек, собираясь на первое свидание?
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.
А почему – рокового часа?
Давайте обратим внимание на цвета: серый, лиловый, сиреневые, фиалки.
Какой оттенок превалирует? (Холодные тона.)
Почему? (Холод, безнадежность, неуверенность…)
Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.
Родственные души…
Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.
Как вы думаете, будет ли то самое счастье? (Нет…)
Но он ведь его предвкушает, ждет.
Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет? (Роковой час, грозно, содрогнулся, страхом.)
Попробуйте передать чувства героя через определения
или музыкальный аккорд, или букет цветов, или цветовую палитру.
Какие цвета будут доминировать. Почему?
Есть ли уверенность в счастливой развязке?
Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг… оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой…
Не спешите читать дальше, как думаете, почему же оцепенел? Ваши мысли?
Кто-то, кого он не ожидал увидеть… Ослепительная красавица…
Старая знакомая…
Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что могло быть дальше.
Учащиеся высказывают предположения.
Горбунья…
Ожидали ли вы такого поворота?
И по новому мы читаем слова письма: «молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…»
Беспощаден кто-то к человеку!
Что означают последние слова? (Разочарование горбуна.)
Страшная безысходность и грусть…
В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями…
Трагическая интерпретация темы человеческой судьбы, сокрушительный вывод-итог.
О чем этот рассказ?
Это рассказ размышление не только о горбуне и горбунье, он о самообмане, о превратностях судьбы, о жестокости.
А чему учит он нас?
Уметь ценить моменты счастья, состояния души.
Не кажется ли вам, что виртуальное общение аналогично ситуации, описанной в рассказе?
Рефлексия
Вернемся к заглавию:
А был ли роман? (Похоже, что нет.)
Но присутствует ли любовь? (Да.)
Что нового узнали о герое?
Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Напомню схему написания синквейна, она перед вами.
Любовь
туманная, печальная
испытывает, обманывает, мучит
Предвестница разлуки
Долгий сон
Любовь
Светлая, сумасшедшая
Завораживает, освещает, ослепляет.
Твое отражение на душе у меня.
Пожар.
Любовь
яркая, светлая
возвышает, радует, тревожит
Без нее трудно
Радость
Любовь
горькая, безответная
заблуждает, кружит, уводит
Один обман кругом
Морока
Любовь
Искренняя, высокая
Притягивает, поглощает, возвышает
Все прощает
Неземное чувство
А сейчас прозвучит песня, которую можно назвать историей несбывшейся любви.
Песня «Вечная любовь» Шарля Азнавура.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии
разработка урока с применением технология развития критического мышления. Комбинируя приемы технологии развития критического мышления учитель может планировать уроки в соответствии с...
Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС
Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....