"Традиции русского воспитания в "Поучении Владимира Мономаха детям""
статья по теме
Доклад к педагогическим чтениям для молодых специалистов ЦВР в 2014-2015 учебном году «Педагогическое наследие в современной практике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorov.statya.ped_.chteniya.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИИ РУССКОГО ВОСПИТАНИЯ
В «ПОУЧЕНИИ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»
Федоров Михаил Николаевич,
концертмейстер ГБОУ ДОД
ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга
В широком социальном смысле, воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Можно представить всю нашу многовековую историю в виде длинной цепочки передачи бесценного опыта, в которой каждое поколение вносило свой вклад, но основой, «фундаментом» является опыт наших древних предков. А какое здание сможет выстоять без фундамента?
Несмотря на весь многовековой прогресс в сознании человека, идеи древних мыслителей не теряют актуальности и в наше время. Очень часто современные люди, обремененные быстрым ритмом современной жизни и ее беспощадными законами, теряют ощущение того, каким же должен быть воспитанный, цивилизованный человек, и тогда обращение к мудрости древних мыслителей дает возможность им вернуться к истокам представлений о человеке и «человечности».
Таким мыслителем является и Владимир Всеволодович Мономах – великий князь киевский, мудрый законодатель и правитель, сумевший объединить Русь под своим руководством, пресечь княжеские междоусобицы, возвысить авторитет великокняжеской власти, усмирить соседей-кочевников. Он понимал, что истинная сила русского народа – в его единстве. Но, кроме того, что Владимир Мономах являлся крупнейшим политическим деятелем Киевской Руси, он был и глубоким религиозно-философским мыслителем. Об этом свидетельствует его знаменитое «Поучение».
«Поучение Владимира Мономаха» - великий литературный памятник XII века и источник ценных знаний для современных педагогов. Несмотря на почти тысячелетний возраст произведения, принципы и идеи, которые содержатся в нем, не потеряли актуальности в наше время, в них заключается самобытность русского воспитания. Этот труд представляет собой наставления Владимира Мономаха своим детям, которые он сформировал, находясь на склоне лет и основываясь на своем богатом жизненном опыте, а также на христианской литературе.
Интересно, что сам Владимир Мономах очень толерантно относится к тому, как воспримут его сочинение читатели: «Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил».
«Поучение Владимира Мономаха» состоит из трех частей: «Поучение»; «Рассказ о путях и ловах» (автобиография); «Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу».
Первая часть является ценным источником традиций воспитания человека в Древней Руси. В «Поучении» рассматриваются все стороны формирования личности, но особое место уделяется духовно-нравственному воспитанию. Основным методом воспитания Владимир Мономах считает подражание старшему, прежде всего, своему отцу: «Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные».
Главная идея, которая тянется нитью через все сочинение – идея «Страха Божьего», который должен иметь в сердце каждый человек. На ее основе строятся все остальные принципы. «А вот вам и основа всему: Страх Божий имейте превыше всего!» – взывает автор к читателю. Несмотря на то, что в настоящий момент Россия – светское государство, думается, что нам необходима религия, но не столько в стране (во внешних ее проявлениях), сколько в головах у людей. Необходима религия, как особая форма осознания мира, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, а также комплекса духовно-нравственных ценностей.
В первую очередь нужно заботиться о воспитании благочестия в человеке, желания творить добро: «иметь душу чистую и непорочную»; «уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»; «научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись … иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради.»
Огромное значение уделяется воспитанию трудолюбия: «иметь тело худое»; «в дому своем не ленитесь»; «на войну выйдя, не ленитесь»; «пусть не застанет вас солнце в постели»; «леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».
Также Мономах считает важным качеством милосердие – заботу о нищих, вдовах, больных: «куда не пойдете и где не остановитесь, напоите и накормите нищего»; «и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду»; «больного навестите, покойника проводите».
Большое внимание Мономах уделяет этикету, правилам поведения в обществе: он учит быть со всеми вежливым («не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите»), уважать старших, ровесников («старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»), соблюдать правила хорошего тона («есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не много смеяться, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь»).
Строго осуждает Владимир Мономах различные человеческие пороки: пьянство, блуд, сквернословие, гордыню, тщеславие, ложь («лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело»; «не свирепствовать словом, не хулить в беседе»; «гордости не имейте в сердце и душе»; «не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет»). Самым страшным грехом Мономах считает убийство: «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».
Автор призывает к терпению («лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи»), велит защищать слабых («не давайте сильным губить человека»), бережно относиться к чужой собственности («не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам»).
Большое внимание уделяет автор и воспитанию гостеприимства, свойственного русскому человеку: «более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем»
Владимир Мономах призывает учиться всю жизнь: «что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».
Проанализировав этот труд, а, затем наблюдая за поведением окружающих, можно сделать вывод, что эти древние «уроки жизни» так и не были полностью усвоены, а это значит, что нам есть чему у них учиться. Хочется верить, что верно направленная деятельность педагогов и родителей подрастающего поколения сможет остановить нравственное «падение» нации и вернуть ее на путь самобытности русского воспитания. Ведь, несмотря на почти тысячелетие, которое отделяет нас от великого русского князя, представления о правильно воспитанном человеке практически не изменились, скорее, дополнилось некоторыми аспектами, связанными с техническим и научным прогрессом, но основа, «фундамент» все тот же. И если этот «фундамент» будет крепок, то будет крепко и все «здание», наши потомки будут процветать и вновь явят всему миру величие русского народа!
Список использованной литературы:
- В.В. Мономах. «Поучение детям»;
- http://www.portal-slovo.ru/history/35558.php;
- http://www.best-pedagog.ru/vladimir-monomah/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" Владимира Мономаха.
Конспект содержит элементы кейс-технологии....
Значение "Поучения" Владимира Мономаха
Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....
Значение "Поучения" Владимира Мономаха
Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....
«Поучение» Владимира Мономаха. Жизненный подвиг Владимира Мономаха.
Урок литературы в 7 классе...
"Поучение детям" Владимира Мономаха
Государственное бюджетное образовательное учреждениеУфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕПО ВАЛЕОЛОГИИНА ТЕМУ:«ПО...
Консультация для родителей "Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"
"Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"...
Значение "Поучения Владимира Мономаха" в русской истории и культуре
Тема урока: «Значение «Поучения» Владимира Мономаха» в русской истории и культуреЦели урока:образовательные:· систематизация и углубление зн...