"Традиции русского воспитания в "Поучении Владимира Мономаха детям""
статья по теме

Доклад к педагогическим чтениям для молодых специалистов ЦВР в 2014-2015 учебном году «Педагогическое наследие в современной практике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorov.statya.ped_.chteniya.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ РУССКОГО ВОСПИТАНИЯ

В «ПОУЧЕНИИ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Федоров Михаил Николаевич,

концертмейстер ГБОУ ДОД

 ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

В широком социальном смысле, воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Можно представить всю нашу многовековую историю в виде длинной цепочки передачи бесценного опыта, в которой каждое поколение вносило свой вклад, но основой, «фундаментом» является опыт наших древних предков. А какое здание сможет выстоять без фундамента?

Несмотря на весь многовековой прогресс в сознании человека, идеи древних мыслителей не теряют актуальности и в наше время. Очень часто современные люди, обремененные быстрым ритмом современной жизни и ее беспощадными законами, теряют ощущение того, каким же должен быть воспитанный, цивилизованный человек, и тогда обращение к мудрости древних мыслителей дает возможность им вернуться к истокам представлений о человеке и «человечности».

Таким мыслителем является и Владимир Всеволодович Мономах – великий князь киевский, мудрый законодатель и правитель, сумевший объединить Русь под своим руководством, пресечь княжеские междоусобицы, возвысить авторитет великокняжеской власти, усмирить соседей-кочевников. Он понимал, что истинная сила русского народа – в его единстве. Но, кроме того, что Владимир Мономах являлся крупнейшим политическим деятелем Киевской Руси, он был и глубоким религиозно-философским мыслителем. Об этом свидетельствует его знаменитое «Поучение».

«Поучение Владимира Мономаха» - великий литературный памятник XII века и источник ценных знаний для современных педагогов. Несмотря на почти тысячелетний возраст произведения, принципы и идеи, которые содержатся в нем, не потеряли актуальности в наше время, в них заключается самобытность русского воспитания. Этот труд представляет собой наставления Владимира Мономаха своим детям, которые он сформировал, находясь на склоне лет и основываясь на своем богатом жизненном опыте, а также на христианской литературе.

Интересно, что сам Владимир Мономах очень толерантно относится к тому, как воспримут его сочинение читатели: «Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил».

«Поучение Владимира Мономаха» состоит из трех частей: «Поучение»; «Рассказ о путях и ловах» (автобиография); «Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу».

Первая часть является ценным источником традиций воспитания человека в Древней Руси. В «Поучении» рассматриваются все стороны формирования личности, но особое место уделяется духовно-нравственному воспитанию. Основным методом воспитания Владимир Мономах считает подражание старшему, прежде всего, своему отцу: «Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные».

Главная идея, которая тянется нитью через все сочинение – идея «Страха Божьего», который должен иметь в сердце каждый человек. На ее основе строятся все остальные принципы. «А вот вам и основа всему: Страх Божий имейте превыше всего!» – взывает автор к читателю. Несмотря на то, что в настоящий момент Россия – светское государство, думается, что нам необходима религия, но не столько в стране (во внешних ее проявлениях), сколько в головах у людей. Необходима религия, как особая форма осознания мира, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, а также комплекса духовно-нравственных ценностей.

В первую очередь нужно заботиться о воспитании благочестия в человеке, желания творить добро: «иметь душу чистую и непорочную»; «уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»; «научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись … иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради.»

Огромное значение уделяется воспитанию трудолюбия: «иметь тело худое»; «в дому своем не ленитесь»; «на войну выйдя, не ленитесь»; «пусть не застанет вас солнце в постели»; «леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».

Также Мономах считает важным качеством милосердие – заботу о нищих, вдовах, больных: «куда не пойдете и где не остановитесь, напоите и накормите нищего»; «и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду»; «больного навестите, покойника проводите».

Большое внимание Мономах уделяет этикету, правилам поведения в обществе: он учит быть со всеми вежливым («не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите»), уважать старших, ровесников («старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»), соблюдать правила хорошего тона («есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не много смеяться, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь»).

Строго осуждает Владимир Мономах различные человеческие пороки: пьянство, блуд, сквернословие, гордыню, тщеславие, ложь («лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело»; «не свирепствовать словом, не хулить в беседе»; «гордости не имейте в сердце и душе»; «не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет»). Самым страшным грехом Мономах считает убийство: «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».

Автор призывает к терпению («лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи»), велит защищать слабых («не давайте сильным губить человека»), бережно относиться к чужой собственности («не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам»).

Большое внимание уделяет автор и воспитанию гостеприимства, свойственного русскому человеку: «более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем»

Владимир Мономах призывает учиться всю жизнь: «что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

Проанализировав этот труд, а, затем наблюдая за поведением окружающих, можно сделать вывод, что эти древние «уроки жизни» так и не были полностью усвоены, а это значит, что нам есть чему у них учиться. Хочется верить, что верно направленная деятельность педагогов и родителей подрастающего поколения сможет остановить нравственное «падение» нации и вернуть ее на путь самобытности русского воспитания. Ведь, несмотря на почти тысячелетие, которое отделяет нас от великого русского князя, представления о правильно воспитанном человеке практически не изменились, скорее, дополнилось некоторыми аспектами, связанными с техническим и научным прогрессом, но основа, «фундамент» все тот же. И если этот «фундамент» будет крепок, то будет крепко и все «здание», наши потомки будут процветать и вновь явят всему миру величие русского народа!

Список использованной литературы:

  1. В.В. Мономах. «Поучение детям»;
  2. http://www.portal-slovo.ru/history/35558.php;
  3. http://www.best-pedagog.ru/vladimir-monomah/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

"Поучение детям" Владимира Мономаха

Государственное бюджетное образовательное учреждениеУфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида   ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕПО ВАЛЕОЛОГИИНА ТЕМУ:«ПО...

Консультация для родителей "Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"

"Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"...

Значение "Поучения Владимира Мономаха" в русской истории и культуре

Тема урока:  «Значение «Поучения» Владимира Мономаха»   в русской истории и культуреЦели урока:образовательные:·        систематизация и углубление зн...