Актуальные педагогические практики
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Актувльная педагогическая практика- это обобщение моего опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
app_izmenennaya_serskaya.doc | 86 КБ |
k_literaturnoy_gostinoy_vov_serskaya.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Информационная карта
актуальной педагогической практики
I. Сведения об авторе | |||||
Ф.И.О. автора (звания, награды, победы в конкурсах) | Учреждение, в котором работает автор | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | Контакты (e-mail, мобильный телефон) | |
Серская Светлана Владимировна Почетная грамота Министерства образования Пензенской области 2002 г, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2015 год | МБОУ СОШ №15 города Кузнецка | Учитель русского языка и литературы | 25 лет | 8-927-648-06-94 | |
II. Основные характеристики актуальной педагогической практики (АПП) | |||||
1. Тема | Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. | ||||
2.Результаты | Обучающиеся являются победителями и призерами региональных и муниципальных предметных олимпиад по литературе (2013 учебный год - 1 место, 2014 год – 1 место), лауреатами 1 и 2 степени в Российском межрегиональном интеллектуально-творческом конкурсе «Проба пера» 2012-2015г, дипломантами 2 и 3 степени в Международной интенсивной олимпиаде научного творчества «Прорыв – 2013, 2014», дипломантами 1 степени в Общероссийской предметной викторине «Знатоки» Информационно-методического центра России МГИА «КЛИиО»(2014г). | ||||
3.Публикации о педагогической практике | Созданный банк методической помощи учителю тиражируется среди учителей русского языка и литературы, в том числе с помощью Интернет-ресурсов (www.kuzshkola15.narod.ru, в социальной сети работников образования www.nsportal.ru, Ассоциации творческих педагогов России www.educontest.net). | ||||
III. Описание АПП | |||||
Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся. Проведенные мною наблюдения показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме. Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности. Деятельностный поход, личностно-ориентированная направленность лежат в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности. Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить ребусы, кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе, карточку по заданной тематике.. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами. Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения. На своих уроках я работаю с двумя основными типами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном – определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание». Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, ещё более интересная. Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели. При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность. Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. И главной задачей, которую решает учитель, было и остаётся развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров. Технология развития критического мышления предлагает несколько иной взгляд на вещи. На уроках развития речи на первом этапе по обучению написания сочинения, я учу детей анализу образцовых текстов, с использованием приёма ведения двойных дневников. Этот приём даёт возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст. Конечно, технология развития критического мышления не является технологией, которая может быть востребована только на ступени профильного обучения. Однако данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, продолжать использовать и при обучении учащихся 5-х – 7-х классов, а при обучении старшеклассников «ТРКМ» должна стать ведущей
|
Сценарий литературно-музыкальной гостиной.
«Я вам жить завещаю, - что еще могу…»
Учитель: Серская С.В.
Задачи:
1) создать условия для формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся; приобщения учащихся к творчеству поэтов Великой Отечественной войны;
2) совершенствовать речевую, литературную культуру школьников; эмоциональную сферу учащихся;
3) воспитывать чувство любви к Родине, к своему Отечеству.
Учитель: Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Мы посвятим его поэзии Великой Отечественной войны . В далекое прошлое уходят суровые годы войны, напоенные горем, страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос : «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло семьдесят лет?» Но правы ли мы будем, забыв о тех. Кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?
Нет. Мы должны помнить тех, кто в эти трудные годы ковал победу вместе со всем народом нашей страны.
Таким поэтом является А.Т.Твардовский.
1 чтец: Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях пред ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
1 чтец : Сведения о биографии писателя А.Т.Твардовского.
Твардовский. Советский поэт, родился в хуторе Загорье в селе сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы. Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года- селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Пишет о судьбе крестьянства в годы коллективизации в произведениях «Путь к социализму», «Дневник председателя колхоза», поэмы «страна Муравия». В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне.
Во время Вов Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Поэма «Василий Теркин. Книга про бойца» - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Фигура бойкого бывалого солдата претворена в эпический емкий образ.
2 чтец: «Это поистине редкая книга,- писал И.Бунин.- Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, не единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!». Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызывала многочисленные подражания., стихотворные продолжения.
3 чтец : Теркин появляется на первых страницах произведения как солдат балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале. Даже в самых драматических ситуациях, которые очень часто бывают на фронте Теркин сохраняет чувство юмора. Шутит, смотрит на происходящее как человек сильный и мужественный. Любовь к родине доказывает не словами, а делом, неустанным ратным трудом и подвигами: то он в одиночку держит фронт в неравной схватке с вражеским солдатом, то выходит победителем в бою с фашистским самолетом, то просто поднимает дух бойцам.
1 чтец: По дороге прифронтовой,
Запоясан, как в строю,
Шел боец в шинели новой.
Догонял свой полк стрелковый,
Роту первую свою.
Грузовик гремит трехтонный.
Вдруг колонна впереди
Будь ты пеший или конный,
А с машиной- стой и жди.
От глухой лесной опушки
До невидимой реки
Встали танки, кухни, пушки,
Тягочи, грузовики,
Легковые – криво, косо
В ряд не в ряд, вперед – назад;
Гусеницы и колеса
На снегу еще визжат.
Василий Теркин.
Вот беда! Во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз – ни стать, ни сесть…
Чтец : Снял перчатки, трет ладони,
Слышит вдруг…
Танкист : Гармонь-то есть.
Чтец: Уминая снег тернистый.
Впеременку – пляс не пляс-
Возле танка два танкиста
Греют ноги про запас.
Танкист : Командир наш был любитель…
Схоронили мы его…
Я считал, сыграть-то можно,
Думал, что ж ее беречь..
Вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем…
Трое – были мы друзья.
Теркин : Да нельзя, так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну…
И ранение имею,
И контузию одну.
И опять же. Посудите,
Может, завтра – с места в бой…
Чтец: Только взял боец трехрядку.
Сразу видно- гармонист.
Для начала, для порядка
Кинул пальцы сверху вниз.
Что-то медленно по слуху
Подбирал, как будто лень.
На гармонь склонившись ухом,
Шапку сдвинув на бекрень.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Учитель: с первых дней и до конца войны был на фронте А.Т.Твардовский. Знание народной жизни, дум, стремлений своих современников позволило поэту сразу найти путь к сердцам фронтовиков, создать произведения истинно гражданского звучания.
2 чтец: Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма по полевой почте. А он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие. И они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они- кто старше, кто моложе-
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Звучит запись «Лунной сонаты» Бетховена.
3 чтец: В 1945 году Твардовский создает одно из самых сильных произведений о войне – «Я убит подо Ржевом».
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна , ни покрышки.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я- где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет-
Та, куда на поминки
Даже мать не придет.
И у мертвых, безгласных.
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
4 Чтец: Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое-
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов»
Учитель: Имя Константина Симонова неразрывно связано с военным лихолетьем. Он военный корреспондент газет «Известия» и «красная звезда». Стихотворение «Жди меня», посвященное жене поэта, актрисе Валентине Серовой, - крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали шли сними в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами.
Чтение стихотворения – Чтец 5
Учитель: Один из оригинальных русских поэтов 20 века, признанный основоположник авторской песни Булат Окуджава тоже прошел через огонь войны. Он вспоминал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесите по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите повестки сами. У меня рука не подымается это сделать» Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он- ко мне, я- к нему.»
Звучит песня «До свидания, мальчики».
6 Чтец: Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
Я ручками размахиваю, я ножками сучу,
И уцелеть рассчитываю, победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
И руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
И куши там, и рощи там, и кудри по плечам...
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
Учитель: « У войны не женское лицо»- так писала Алексеевич. Да не женское,у войны вообще лица не бывает, но многие женщины встали на защиту нашей родины. Среди них Была и поэтесса Ю. Друнина.
Стихотворение «Я только раз видала рукопашный..» - 7 чтец.
Учитель: В истории нашей страны будут еще и афганская война, и чеченская. И стихи, Написанные во время ВОВ, будут читаться бойцами и в эти трудные годы. Эти произведения укрепляли и будут укреплять и поддерживать дух русского человека. Ведь нет ничего дороже жизни, чести и совести. Недаром А.Т.Твардовский писал «Я вам жить завещаю, что еще могу».
Приложение 2
Описание системы работы по проблеме (+ презентация)
Конспект урока по проблеме (+ презентация)
Конспект мероприятия, проекта и т.п. (+ презентация)
Авторская программа (+ конспект занятия, урока и т. п.)
Система Кимов по проблеме и п.т.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин"
Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе
Центральный эпизод – встреча Теркина с танкистами
Центральным эпизодом главы «Гармонь» является встреча Теркина с танкистами, которых герой смог немного развеселить, поднять их дух. Здесь проявился его такт и деликатность - не тревожа светлую память погибшего командира, Теркин добивается своей игрой возникновения светлых, теплых чувств танкистов, им даже начинает казаться, что с этим незнакомым парнем они уже встречались. Теркин достоин славы их командира, танкисты дарят ему самое дорогое - гармонь. Командир наш был любитель, Это - память про него…
Осенью 1962 года Высоцкий снимается в фильме «Живые и мёртвые». На съёмках Константин Симонов беседует с артистами: Представьте себе, что два человека сходятся не на жизнь, а на смерть в кровавом поединке. Солдаты рвали, резали, кусали- превращались в дикого зверя, чтобы выжить, победить
Высоцкий слушает Симонова как завороженный. Он ощутил по-настоящему, что такое- быть на войне. Эта встреча с писателем Константином Симоновым имела в дальнейшем очень большое значение при написании военных песен.
СИМОНОВ К.М.
1941 - 1945гг. Великая война – Великая Победа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу
Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической пр...
Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...
Конспект конкурсного урока, представленный на Педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику
Конспект урока, представленного на педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику на базе ГБОУ школа №399 по теме "Совершенствование технических элементов баскетбола ...
Педагогическая практика студентов Сургутского государственного педагогического университета
Документы подтверждающие наставничество при прохождении педагогической практики...
Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС ООО. Обобщение актуального педагогического опыта.
Презентация обобщения актуального педагогического опыта учителя математики....
Психологическое здоровье дошкольников - актуальная тема в педагогической практике
В методических материалах представлены теоретические аспекты понятия "психологическое здоровье" и факторов риска его нарушений; формы, методы, приемы работы по его формированию в соответстви...
Актуальные проблемы практики применения части 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации
Анализ практики применения части 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации...