Методическая разработка "Актуальные педагогические и психологические стратегии поддержки одаренных детей: современные подходы и практики"
методическая разработка
Данная методическая разработка посвящена вопросам поддержки и развития одаренных детей и подростков, обладающих уникальными способностями, позволяющими им эффективно решать сложные задачи и проблемы. Одаренные учащиеся демонстрируют предрасположенность к инновациям, творческому мышлению и высокой продуктивности, что делает их важными участниками образовательного процесса. Однако для полной реализации их потенциала необходимо создать соответствующую образовательную среду, способствующую развитию их способностей.
В методической разработке представлены педагогические основы формирования благоприятной среды, которая учитывает психофизические особенности развития одаренных детей и подростков. Описаны ключевые аспекты, такие как индивидуализация обучения, применение инновационных методов и технологий, а также важность междисциплинарного подхода. Предлагаются практические рекомендации для педагогов и образовательных учреждений, направленные на создание условий, способствующих максимальной реализации потенциала одаренных учащихся. Разработка ориентирована на специалистов в области образования, психологов и всех, кто заинтересован в поддержке и развитии одаренных детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Басова Елена Степановна
e-mail: basova.e.s@mail.ru
Актуальные педагогические и психологические стратегии поддержки одаренных детей современные подходы и практики
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена вопросам поддержки и развития одаренных детей и подростков, обладающих уникальными способностями, позволяющими им эффективно решать сложные задачи и проблемы. Одаренные учащиеся демонстрируют предрасположенность к инновациям, творческому мышлению и высокой продуктивности, что делает их важными участниками образовательного процесса. Однако для полной реализации их потенциала необходимо создать соответствующую образовательную среду, способствующую развитию их способностей.
В методической разработке представлены педагогические основы формирования благоприятной среды, которая учитывает психофизические особенности развития одаренных детей и подростков. Описаны ключевые аспекты, такие как индивидуализация обучения, применение инновационных методов и технологий, а также важность междисциплинарного подхода. Предлагаются практические рекомендации для педагогов и образовательных учреждений, направленные на создание условий, способствующих максимальной реализации потенциала одаренных учащихся. Разработка ориентирована на специалистов в области образования, психологов и всех, кто заинтересован в поддержке и развитии одаренных детей.
Введение
Современное общество, как и государство в целом встречается с множеством вызовов, которые требуют новых подходов и решений. Стремительная динамика современной жизни наряду с демографическим кризисом и нарастающей геополитической напряженностью обуславливают необходимость формирования новой концепции стратегического развития общества, основанной на быстром достижении научного и технологического суверенитета России. В этом контексте одаренные дети и подростки становятся особо ценными, поскольку они обладают потенциалом для значительного повышения научно-технического прогресса страны. При этом становится особенно актуальным создание благоприятной среды для эффективной реализации потенциала одаренных детей и подростков, что неизменно сопряжено с рядом сложностей, обусловленных психофизическими особенностями их развития.
Обладая рядом особенностей, обусловленными факторами генетической предрасположенности, врожденными анатомо-физиологическими особенностями нервной системы и мозга, приобретенными в процессе жизни способностями, а также социокультурным влиянием, одаренные дети и подростки, могут достигать высоких результатов в различных видах деятельности [1, 90]. Они обладают уникальным восприятием и способностью к многозадачности, что сопровождается активной межполушарной работой головного мозга [2, 140].
С учетом психоэмоциональной специфики одаренных детей и подростков, они часто привлекают к себе повышенное внимание как со стороны сверстников, так и взрослых. Причиной такого внимания могут служить определенные сложности в процессе взаимодействия и общения со стороны одаренного ребенка (подростка) [3, 117]. Например, эгоцентричность [4, 1] и неприятие чужой точки зрения, нежелание идти на компромисс в спорах, стремление утверждать свою позицию без учета аргументов оппонента .
Педагоги, работающие с одаренными учащимися, нередко сталкиваются с проблемой отсутствия у них мотивации к освоению всего учебного материала [5, 79], за исключением тех предметов, которые вызывают у них особый интерес. Это может приводить к пропускам занятий и низкой успеваемости по остальным дисциплинам.
Еще одной значимой проблемой в развитии одаренных детей и подростков является отсутствие перспективного видения своей профессиональной ориентации и будущей карьеры. Это может быть связано с недостатком информации или недостаточным вниманием к данному аспекту в процессе обучения и воспитания.
Инструментальные и мотивационные аспекты одаренности могут развиваться или "угасать" в зависимости от социального окружения. Неблагоприятные условия, такие как неприятие со стороны сверстников, могут привести к снижению мотивации и интеллектуального уровня, а также к асоциальному поведению. Родители и близкие, не замечающие или игнорирующие одаренность ребенка (подростка), также могут стать причиной ее "угасания". Педагогический состав образовательных организаций не всегда оказывается готов сделать индивидуальный образовательный маршрут для работы с одаренным ребенком (подростком) в силу повышенной образовательной нагрузки и недостаточности современно опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
В результате, в старших классах образовательных организаций одаренные подростки испытывают депрессию и, чтобы не отличаться от своих сверстников и не быть аутсайдерами, вынуждено маскируют от взрослых и сверстников свою одаренность.
В прошлом поддержка одаренных детей и подростков осуществлялась через дифференцированное обучение, где ученики с высокими академическими достижениями обучались в разноуровневых классах, получая углубленные знания по образовательным программам без возможности выбора предметов по своему усмотрению. Однако, даже при успешном обучении, дифференцированный подход не учитывал индивидуальные траектории и особенности одаренности учащихся, не позволяя им полноценно реализовать свой интеллектуальный потенциал и возможности саморазвития в определенной области знаний.
Рассматривая мотивационный аспект развития одаренного ребенка (подростка) можно выделить интерес и любознательность к целям повышенной сложности, настойчивость в их решении и требовательность к результатам своего труда, перфекционизм. Но в тоже время, ему не интересно заниматься тем, что не входит в зону его наклонностей, поэтому он может пропускать занятия или получать неудовлетворительные оценки по некоторым предметам, иметь неприязненное отношение к педагогам и образовательной организации, в виду того, что ему скучно и получение знаний по части учебных дисциплин не отвечает его интересам.
Возникающие препятствия и трудности могут подавлять потенциал юных талантов, создавая преграды на пути к их успеху. В этом контексте, педагоги общеобразовательных учреждений несут важную ответственность за оказание поддержки одаренным ученикам. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка или подростка способствует активизации проявлений одаренности и включает в себя множество составляющих, необходимых для развития личности и социализации.
Создание благоприятной образовательной среды для одаренного ребенка в коллективе сверстников возможно при организации совместных проектов и ситуаций успеха. Обучение должно предусматривать предоставление учащемуся возможности свободы выбора в деятельности или подготовке заданий, которые включают поисковые и исследовательские формы работы, способствующие креативному решению и импровизации.
Педагогу следует стремиться к тому, чтобы значительная часть реализуемых проектов была междисциплинарной и проблемно-ориентированной, что способствует расширению кругозора, увеличению объема знаний по различным дисциплинам, а также поиску нестандартных способов решения задач.
Подготовив ребенка к проблемно-ориентированной деятельности и достаточно мотивировав его на получение новых знаний, педагог может направить обучающегося в региональный центр развития одаренных детей и подростков для последующей «огранки» таланта обучающегося. В этих центрах дети получают возможность заниматься любимым делом, общаться с единомышленниками и находить новые интересы.
Учреждения дополнительного образования и региональные центры развития одаренных детей и подростков представляют собой инновационные образовательные пространства, в которых производится не только обучение, но и активные социальная адаптация, развитие эмоционального интеллекта, формирование навыков саморегуляции, которые сложно развить в общеобразовательных учреждениях. Работа, проводимая центрами развития, направлена на совершенствование уже достигнутых способностей одаренных учащихся, мотивацию к личностному росту, поиск креативных подходов к решению поставленных задач, значительное повышение уровня знаний, а также социализацию в обществе. Особое внимание при организации центров развития оказывается к формированию преподавательского состава, способного научить одаренных детей и подростков к поиску нестандартных решений и заинтересовать их в саморазвитии и самореализации. Многие из преподавателей также занимаются преподавательской деятельностью в ведущих высших учебных заведениях страны, что благотворно сказывается на профориентационной деятельности среди подростков.
Одаренные подростки получают возможность изучать интересующие их предметы по углубленной программе в рамках профильных смен, сессий, летних творческих школ и лабораторий. Кроме того, центры предоставляют поддержку в подготовке к участию в региональных этапах Всероссийских конкурсов, фестивалей, олимпиад и других мероприятий.
Расширяя возможности социализации, в указанных центрах одаренный ребенок (подросток) взаимодействует с другими коллективами, ранее ему незнакомыми, как взрослыми, так и детскими, интересными для него с точки соприкосновения по роду деятельности, что также способствует формированию будущих профессиональных компетенций.
Заключение
Таким образом, педагоги центров для одаренных детей (подростков), как навигаторы оказывают поддержку обучающемуся в получения новых знаний, раскрытии образовательного потенциала, самостоятельном формировании образовательно-профессиональной траектории и в профессиональном самоопределении.
Одаренность является как великим даром, так и накладывает большую ответственность на тех, кто с ней работает. Важно, чтобы родители и педагоги понимали, что поддержка и понимание – это ключевые факторы в развитии одаренности. Они должны помочь ребенку найти свое призвание и направить его энергию в правильное русло, чтобы он мог достичь успеха в выбранной области.
Библиографический список:
- Проблемы и перспективы реализации педагогической коррекции одаренных детей в общеобразовательной школе / Е. И. Юдина, Т. А. Головятенко [и др.] // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. — 2024. — № 1. — С. 90-97.
- Фабинская А.А. Связь креативности и асимметрии зрительного сенсорного входа у школьников / А. А. Фабинская, Е. В. Фомина // Наука и школа. — 2015. — № 4. — С. 135-143.
- Грушецкая, И. Н. Особенности решения задач социализации одаренными детьми и талантливой молодежью в организациях различного типа : монография / И. Н. Грушецкая. — Кострома : КГУ, 2022. — 163 с.
- Хапачева С.М. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности / С.М. Хапачева, С.Ш. Кагазежева // Концепт. — 2014. — № 11. — С. 1-7.
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи : учебное пособие / составитель М. А. Сокольская. — Курган : КГУ, 2021. — 194 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-62164-1422983169.jpg)
Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС
Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425108-1395729740.jpg)
«Принципы педагогической поддержки одаренных детей»
Ниже представлен материал как для педагогов так и для родителей....
«Педагогическая поддержка одаренных детей при подготовке к олимпиаде по физической культуре» баскетбол
Педагогическая и организационная поддержка личностного развития одаренных детей при выполнении практического задания по баскетболу в рамках Олимпиады по физической культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-669736-1446394388.jpg)
Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"
Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, котора...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994465-1515752404.jpg)
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1183419-1573871271.jpg)
Психологическая поддержка одаренных детей в семье
Потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности была всегда. Выполнить эту потребность возможно только путем сохране...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/11/picture-654301-1597138523.jpg)
Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей
Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...