Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Внедрение в повседневную практику школы ФГОСов требует от учителей некоторой переориентации, изменения подхода к проведению уроков.
Данный материал является попыткой разработки одного из уроков согласно новым требованиям. Буду рада, если кому-то из моих коллег материал потребуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
5-й класс
Тема урока: В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Человек и природа в рассказе.
Тип урока: интегрированный открытия новых знаний (интеграция русского языка и литературы).
Цель урока: обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения,
воспитание любви к природе.
Технологии урока:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- обучение умению обоснованно развертывать суждение, самостоятельно подбирать конкретные примеры;
- обучение публичным выступлениям, умение работать в группах.
Формы организации деятельности: изучение нового материала, закрепление и развитие знаний, развитие речи, урок-исследование.
Опорные понятия: «рассказ», «реалистическое произведение», «пейзаж», «стиль писателя», «имя прилагательное», «эпитет», «сочинение-
рассуждение».
Новые понятия: «автобиографическая проза», «автобиографическая основа рассказа», «пейзажная зарисовка».
Межпредметные связи:
- литература – русский язык (сочинение по литературному тексту)
- литература – живопись (иллюстрации к художественному произведению помогают лучше его воспринимать);
- литература – история (знание фрагментов жизни писателя, жившего в определённую историческую эпоху);
- литература – топонимика (названия населенных пунктов, рек);
- литература – география (знакомство с географической картой России для представления о том, где происходили события,
описанные в рассказе).
Образовательные ресурсы:
- электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
- сайт ФИПИ;
- справочники и пособия, созданные ФИПИ.
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД (зависит от целевой установки, типа и структуры урока) |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Создает рабочую обстановку, привлекает учащихся к открытию новых знаний. Читает отрывки из автобиографии В.П.Астафьева, связанные с историей написания рассказа «Васюткино озеро». | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Погружаются в рабочую атмосферу. Настраиваются на продуктивную деятельность. Внимательно слушают учителя. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание, ради чего осуществляется учение; Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности; Познавательные: готовность к получению новых знаний; Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выявляет знание учащимися содержания рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», который был предложен в качестве домашней работы, в виде письменного теста, где из трех предложенных вариантов ответа на каждый вопрос один правильный (всего 10 вопросов). Проверяет тест сразу, оценивает, разбирает ошибки и недочёты, дает рекомендации по их устранению. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Выполняют тест, проверяют его совместно с учителем, разбирают, слушают рекомендации учителя по устранению ошибок и недочётов. | Личностные: осознание необходимости данной работы; Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению трудностей; Познавательные: общеучебные:поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Просит выдвинуть предположение о формулировке темы предстоящего урока, на основании содержания организационного момента урока, тестовых вопросов и иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» художника Е.Мешкова, помещённой в учебнике литературы. | Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. Пытаются сформулировать тему урока, понимая, что необходимо обобщить всё услышанное и увиденное на уроке и выйти на общие понятия. | Личностные: осознание учащимся в необходимости получения данных знаний; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: постановка вопросов для совместного поиска и сбора информации; Познавательные: общеучебные:выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Логические: восполнение недостающих компонентов. |
Построение проекта выхода из затруднения. (Изучение нового материала) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Задаёт вопросы по содержанию рассказа для того, чтобы выявить осознанное восприятие ребятами произведения, например: 1.Сколько рыбы вытаскивали рыбаки в «хорошие» времена?; 2.Что такое затесь?; 3. Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?; По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде? и т.д. Просит учащихся найти главную мысль произведения, составить план пересказа каждой логической части. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию. Отвечают на вопросы, обсуждают содержание рассказа, находят главную мысль произведения, записывают ее в тетрадь, составляют план пересказа каждой логической части. | Личностные: смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется; Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата; Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретной ситуации; моделирование результата; смысловое чтение; Логические: структурирование фактов, построение логической цепи рассуждения, доказательство: Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Просит зачитать учащихся получившиеся планы для пересказа логических частей. После прочтения анализирует их, делает акцент на том, что удалось, а что – нет. Дает задание пересказать литературные фрагменты, используя географическую карту России; вспомнить моменты автобиографии писателя, связанные с рассказом. | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Зачитывают получившиеся планы, пересказывают по ним литературные фрагменты, подробно останавливаясь на местах, связанных с биографией писателя и сопоставляют их. Отыскивают на географической карте России места, которые описывает в своём рассказе В.П.Астафьев. Это необходимо для усвоения содержания реалистического произведения. | Личностные: понимание учащимся значения данной деятельности; Регулятивные: контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с законным эталоном для обнаружения отклонений от него; Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний Делит класс на три группы (три колонки), дает индивидуальные задания каждой группе для того, чтобы учащиеся глубоко поняли содержание рассказа. Просит обратить внимание учащихся на слова и выражения, характерные для стиля писателя (например: «таинственный шорох в глубине потемневшего леса», «хлипких не любит», «пучок сухого мха-бородоча», «пылающие головни»…), на описание природы в произведении и записать в тетрадь прилагательные-эпитеты, помогающие образному восприятию произведения. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Работа в группах 1.Встреча Васютки с миром живой природы; 2.Поведение Васютки в лесу; 3. Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему выбраться к реке. Наблюдения учащихся над стилем В.П.Астафьева, работа в группах, коллективное обсуждение данных наблюдений, выводы, совместное нахождение правильных умозаключений. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания с нравственно-этических позиций; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение; методов информационного поиска, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях Комментированное чтение пейзажной зарисовки «Тайга…Тайга», объяснение термина «пейзаж», разъяснение того, что пейзаж – это не всегда картина художника. В реалистической литературе своё значение пейзажа. Он изображает обстановку, в которой разворачиваются действия, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий. Дает темы сочинений-миниатюр с обязательным использованием прилагательных-эпитетов. | Самостоятельная / групповая работа Учащиеся уже самостоятельно читают про себя фрагмент текста «Тайга…Тайга», пишут сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем («Почему тайга показалась мальчику «молчаливой», «равнодушной»?»; «Как автор усиливает мрачность пейзажа?», «Какое впечатление на читателя производит этот пейзаж?») с использованием в своих текстах прилагательных-эпитетов, чтобы картины природы получились образными и яркими. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция в случае расхождения ожидаемого результата и того, что получилось; Личностные: оценивание результатов учебной деятельности; Познавательные: общеучебные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей; решение проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Подводит итог урока. Создает условия для успешной работы учащихся с литературным текстом, относящимся к автобиографической прозе, в котором большое место уделяется описанию природы. Подчеркивает важность данной работы. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Учащиеся зачитывают получившиеся тексты, обсуждают их, самостоятельно себя оценивают по критериям сочинения-рассуждения, подводя итог тому, что уже усвоено, а что подлежит усвоению. | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания; Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся Формулирует домашнее задание. Просит учащихся вспомнить и записать истории, которые происходили с ними в лесу, используя образные слова и выражения из текста рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | Анализируют и выявляют степень готовности Учащиеся устно обмениваются друг с другом подобными историями и выражают готовность к выполнению домашнего задания, так как оно должно быть для них интересным. | Личностные: осмысление предложенного задания; Регулятивные: оценивание качества и уровня своей подготовки Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: закрепление умения грамотно строить свое высказывание в письменной форме речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...