технологическая карта урока литературы в 11 классе по повести А. Платонова "Котлован"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
технологическая карта к заключительному уроку по повести А.Платонова "Котлован" с презентацией PowerPoint
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: Заключительный урок по повести А .Платонова «Котлован» (Тему формулирует учащийся в конце урока)
Дата проведения урока: 15. 04 2013 .
Класс: 11-А
ОУ: ГБОУ СОШ № 117
Учитель-предметник: Алексеева Г.А. слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: текс повести А. Платонова « Котлован»
Цели для ученика Обучающие: 1. Совершенствовать навыки чтения художественного текста, анализировать и синтезировать прочитанное. 2. Уметь видеть особенности языка писателя. 3. Определять место произведения в контексте русской литературы и культуры. 4. Формировать практические умения и навыки обучающихся видеть связь между различными произведениями искусства, созданными в одну эпоху . Развивающие: Характеризовать художественный образ как способ познания мира. Развивать умения сопоставлять и делать выводы, коммуникативные умения, познавательного интереса у обучающихся к произведениям русской литературы и культуры, в целом Воспитывающие: Воспитывать бережного отношения к слову и русской культуре. Формировать способность самостоятельно мыслить. | Цели для учителя Образовательные: помочь обучающимся понять замысел писателя, постичь художественный мир произведения и определить место произведения в русской культуре. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития самостоятельного, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, обобщение). Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, гордость за .Отечество и русскую культуру, воспитывать способность иметь собственное мнение. |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятятия. Сюжет. Движение сюжета Композиция и элементы Типичный герой русской литературы | Новые понятия
|
Формы контроля Фронтальный | Домашнее задание 1.Почему мы читаем А. Платонова сегодня? 2.Смысл название повести «Котлован». 3.Повесть «Котлован» как антиутопия. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 5 минут. | Включить в деловой ритм. Сообщить цели и задачи урока. Мотивироватьучебную деятельность. . | Готовятся к работе. Активизируют знаний о движении сюжета в произведении, о герои и его пути.,опорные слова записывают в тетрадь. | Словесная форма. Беседа.Устная и частично письменная работа над опорными словами писателя. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 8 минут. | Формулировать задание- воссоздать путь героя. Организовать обсуждения. | Путь героя в произведении (на доске и в тетради ( создание схемы) Работают в тексте и тетрадях над лексикой писателя | . Фронтальная работа в тетрадях .Индивидуальная на доске. Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: оценивание своего знания сюжета Познавательные: | .Умение видеть элементы сюжета и композиции Видеть особенности слова писателя.. |
III. Изучение нового. | Распределить задание . Создать проблемную ситуацию. Корректировать выполнения задания. | Читают текст. Подчеркивают опорную лексику Работают самостоятельно над словом, выстраивают ассоциации. Письменно формулироват собственное мнение о финале повести. Читают свои работы. Обсуждаются в классе. | Практический метод. | Личностные: Определение и формулирование собственного мнения, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить письменное речевое высказывание, ком муникативные: умение слушать товарища и корректно оценивать его работу | Умение самостоятельно мыслить. Делать выводы о художественной позиции писателя через его слово. |
1V. Актуали-зация новых знаний. 15 минут | Устанавливает осознанность восприятия, подключая проблемный вопрос ( мысль Ф М Достоевского о правомерности насилия.) Обобщает выводы и подводит к высказыванию П Я Чаадаева | Письменно сопоставляют взгляд писателей 19 и 20 веков на проблему Читают вслух эпизоды, аргументирующие свою позицию. Формулируют понятие утопии и антиутопии Совместно с у чителем составляется список великих утопистов и писателей , создавших антиутопии. Самостоятельно делают надписи к рисункам художника- современника. П Филонова. Аргументируют устно. Проводят ассоциации. Делают выводы. | Беседа. Комментированное чтение. Формулирование понятий. Сопоставление. Работа с презентацией | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение выделять основную мысль прочитанного, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,; коммуникативные: умение слушать и слышать высказывание товарищей | Умение грамотно строить предложения., осмыслять и сопоставлять мнения, обобщать и делать выводы. |
V.Рефлексивно-оценочный этап. 3 минуты. | Организует рефлексию. | Называют урок. Осуществляют самооценку собственной учебной | Запись в тетради. .Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Умение оценивать себя. |
VII. Домашнее задание. 2минуты | Объясняет домашнее задание. . | Записывают в тетрадь с доски. |
Приложение
1.Схема
Завод----котлован-----колхоз-----котлован
Индустриализация Коллективизация
Город деревня
Социум природа
Какой мир открылся Вощеву? -запись под диктовку детей по колонкам.
- Утопии
Т Мор (1478- 1535) «Утопия» - 16 век
Т Кампанелла (1568- !639) «Город солнца» - 17 век
Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) « Что делать?» - 19 век
Антиутопии
Ф. М. Достоевский (1821-1881) «Преступление и наказание». «Бесы»- 19 век
Е. Замятин (1884- 1937) « Мы»- 20 век
А. Платонов (1899- 1951) « Котлован» - 20 век
3. Презентация по теме урока прилагается.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф.М.Достоевский (1821-1881)
Скажи мне сам прямо, я зову тебя, - отвечай: Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачонком в грудь и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги! - Нет, не согласился бы, - тихо проговорил Алеша. - И можешь ли ты допустить идею, что люди, для которых ты строишь, согласились бы сами принять свое счастие на неоправданной крови маленького замученного, а приняв, остаться навеки счастливыми? - Нет, не могу допустить. Брат, - проговорил вдруг с засверкавшими
Павел Филонов (1883-1941) (1883-
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами,с преклоненной головой и запертыми устами. Я нахожу ,что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее. П. Я. Чаадаев (1794-1856)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...