Модель урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Модель урока по литературе 6 класс "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание предков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.docx | 54.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока литературы в 6 классе
Тема: « «Поучение» Владимира Мономаха – нравственное завещание наших предков»
Учитель русского языка и литературы МБОУ Маньковская СОШ Мостовая М.М.
Предмет — Литература Класс — 6 Тема «Поучение» Владимира Мономаха – нравственное завещание наших предков
| |
Описание урока: | |
Тип урока | «Открытие» новых знаний |
Цели урока | Деятельностная: формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, с дополнительной информацией. Содержательная: организация совместной деятельности по изучению «Поучения» Владимира Мономаха с целью осознания учащимися значимости этого произведения древнерусской литературы в становлении личности человека |
Задачи урока | Образовательные:. 1.Обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении 2.научить решать проблемы в сфере учебной деятельности Для учащихся: 1.Освоить содержание 2.Определить значение «Поучения» в наше время Воспитательные: 1.Подвести детей к выводу о том, как важны наставления в формировании личности человека 2.Помочь учащимся осознать эстетическую ценность произведений древнерусской литературы Развивающие: 1.Развивать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывая с помощью аргументов и фактов. 2.Развитие читательского интереса учащихся. |
Планируемые результаты | Личностные: учебно-познавательная мотивация; осваивать новые виды деятельности; использовать для решения познавательных задач различные источники информации Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи; анализ собственной работы. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми .Предметные: Знать: содержание «Поучения» Владимира Мономаха; определение жанра (поучение) древнерусской литературы. · Уметь: анализировать литературное произведение; выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание |
УУД | · Личностные УУД: желают приобретать новые знания, умения и показать их; имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значение приобретённых знаний для человека, способны оценивать ценность традиций, осознают личностную значимость учебного материала · Регулятивные УУД: принимают учебную задачу планируют необходимые действия осознают недостаточность своих знаний контролируют учебные действия, замечают неточности адекватно оценивают свою деятельность, достигнутый результат Познавательные УУД: приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни; выполняют учебно-познавательные действия; читают и слушают, извлекая нужную информацию; осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, сравнения. · Коммуникативные УУД: самостоятельно формулируют свои мысли; слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации · |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Виды деятельности | Аналитическая работа с художественным текстом, словарная работа, работа в группах, составление синквейна |
Ход урока
Предтекстовый структурный элемент урока
1-й этап. Вхождение в тему урока
Слово учителя:
- Нам сегодня предстоит погружение в глубины древнерусской литературы, поэтому надеюсь на ваше хорошее настроение и на живой отклик. Мы продолжим своё знакомство с памятником ДРЛ - «Поучением» Владимира Мономаха.
Запишите в тетрадях число, тему урока : «Поучение» Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков».
«» В качестве эпиграфа к уроку - слова из «Евангелия», ставшие пословицей: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…».
Мы обратимся к нему в конце урока
Итак, мы второй урок изучаем древнерусскую литературу.
Прочитаем слова Лихачева Д.С. – самого известного исследователя древнерусской литературы
В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих наших проблем невозможно без её привлечения …
Давайте вспомним, в каком веке появилась древнерусская литература? ( В десятом веке.)
- Что утверждает Д.С.Лихачёв? (Он утверждают, что прошлое и настоящее связаны и наши далёкие предки помогают решать сегодняшние проблемы.
- Ребята, исходя из темы урока и высказывания Лихачева Д.С. поставьте учебную задачу на урок. ( Нам необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.)
2 - й этап. Подготовка к вхождению в текст
Актуализация знаний
-Что мы называем поучением в обычной жизни? (совет, наставление)
- К советам каких людей вы прислушиваетесь? (Близких, уважаемых,авторитетных )
- Можно ли считать князя Владимира авторитетным для нас человеком?
- Послушаем, кем он был. (Проверка ДЗ)
Задание классу по группам: Составить синквейн – Владимир Мономах
Презентация +Сообщение:
- Владимир Всеволодович Мономах родился 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. По матери же Владимир приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.
По свидетельству, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям.
С 13-ти лет он вместе с отцом стал принимать участие в княжеских трудах — ратных походах и охотах. Около 1067 года (дата предположительная) Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.
- После смерти отца в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку .
Большой заслугой князя Владимира Мономаха стал разгром половцев. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. Ценой невероятных усилий князьям удается примириться друг с другом, прекратить бесконечные междоусобные войны.
Владимир Мономах организует большие совместные походы в Степь, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени. Русь была освобождена.
Когда умер киевский князь Святополк, Владимир Мономах возглавил правление страной.
В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Диоген погиб, а новый византийский император Алексей послал к Мономаху царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Скончался великий князь 19 мая 1125 года. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.
- Физкультминутка
Начались усобицы, и пошло всё прахом,
И тревожат половцы Киевскую Русь...
Только лишь с Владимиром, мудрым Мономахом, (Вращение головой)
Наконец, закончились и тоска, и грусть.
Бил он торков, вятичей, половцев и чехов,
Громкими победами славен он в веках. (Повороты туловища)
Иль в Ростово-Суздале не снимал доспехов,
Или «Поучение»* он держал в руках.
Сам в степи он половцам наносил удары,
Нового набега их никогда не ждал. (Наклоны влево - вправо)
Стали реже полыхать на Руси пожары,
И никто сожжённых сёл больше не видал.
Стали править на Руси по его «Уставу»,
Новый сОздали при нём летописный свод.
Пели и сейчас поют Мономаху славу, (Хлопки руками)
Память о его делах по сей день живёт!
Иван Есаулков
Синквейн. Владимир Мономах( 1 группа Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). - смелый, почтительный, решительный, великий
2 группа Третья строка. 3 слова – действия (глаголы) – почитал, слушался, правил, сражался, освободил, ,
1 группа Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Сохранил свое имя в веках или Заслужил всеобщее уважение
2 группа Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. – Герой, личность
Вывод: У такого человека можно поучиться
Учитель:
Владимир Мономах был не только хорошим правителем, но имел литературный талант. Прожив славную жизнь, он пишет незадолго до смерти поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из своей собственной жизни, которые считает достойными подражания. В тексте Лаврентьевской летописи были обнаружены 2 сочинения Владимира Мономаха – «Поучение чадам своим» и «Послание двоюродному брату князю Олегу Святославичу».
Текстовый структурный элемент урока
3 – этап. Вхождение в текст
Учитель
В нашем учебнике дан отрывок «Поучение чадам своим». Чадам – не только детям своим, но и ко всем своим подданным.
Учитель: Как вы понимаете значение слова «чадо»?
- Работа со словарем (1.В. И. Даль: 1. Дитя, ребёнок; сын, дочь. 2. Духовный сын или дочь, крёстный. Бог даровал им чадо. С чадами и домочадцами. Отец с сошкой, а чадо с ложкой. Уродил бог чадище! Родилось чадушко, старше бабушки (умничает). Сладка беседа чад своих. Чадь – челядь, дружина, ополчение, воины. )
Учитель: Как вы понимаете слово «поучение» мы стараемся выяснить на протяжении урока. А какое определение нашла
1 гр (Учебник – Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление)
2 гр Википедия - Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».
Учитель:
Поучение как литературный жанр имело свои правила создания.
- Для древнерусской литературы обязательна смиренная просьба автора не посмеяться над его описанием.(чтение вступления)
- Задача вступления – привлечь внимание читателя, убедить его в пользе написанного.
- Затем следуют сами поучения.
4 – этап. Практикум
- Поисковое чтение.
- Задание классу по группам: 1 гр выпишите самые, на ваш взгляд, важные советы для того времени, 2гр выпишите самые, на ваш взгляд, важные советы для нас.
Обратите внимание, каждый раз автор не только даёт наставление, но и объясняет, почему так надо поступать.
- Послушаем, какие советы вы считаете самыми важными?( 1гр На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод… и др
2 гр Гордости не имейте в сердце и в уме.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своём не ленитесь.
Лжи остерегайтеся
Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите).
Прокомментируйте один из советов.
Вывод: Актуально и в наши дни
- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?
(Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога)
- Исследовательская работа с текстом
- 1 группа ищет в тексте предложения со словом СЕРДЦЕ. В каком значении употребляется это слово? (В девяти предложениях употребляется. Например, «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подайте нескудную, это ведь начало всякого добра», «Пусть примет ее в сердце мое»,»Страх имейте Божий в сердце своем», «Сердце – вместилище Божией благодати»
- 2 группа ищет в тексте предложения со словом СТРАХ. В каком значении употребляется это слово? («А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего»)
По результатам исследования делается вывод:
Символ сердца в христианском понимании – это вместилище и хранилище Божией благодати, ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Мономах, надеясь, что они примут наказ «в сердце своё».
Страх Божий – начало мудрости, основа совести, понимание нравственной ответственности.
Символ страха неразрывно связан с символом сердца.
- Что Мономах считает основным пороком? Найдите ответ в тексте.
(«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви..»)
Посттекстовой структурный элемент урока
5 – й этап. Реализация обратной связи
Учитель: В чём же заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас? (Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы)
Основная мысль эпиграфа? (рекомендуется предвидеть результат своих слов и поступков
Задание: 1гр соблюдая структуру поучения, написать своему другу советы в форме поучения.
(хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем; быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна)
2гр Синквейн
ПОУЧЕНИЕ
Мудрое, ценное
Заставляет задуматься, советует, воспитывает
Направляет в жизни
Необходимость
6– й этап. Домашнее задание
- вам приходилось слушать наставления и советы в своей жизни?
- а самим приходилось кого-нибудь наставлять?
Написать свое поучение младшему брату (сестре) или
Ответить на вопрос: «Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»
7 – й этап. Рефлексия. Оценка своей деятельности
Деятельность на уроке | Выполнил задание | ||
да | частично | нет | |
Смог ли сформулировать задачи урока? | |||
Составил синквейн ? | |||
Все выписал ключевые тезисы? | |||
Выполнил групповое задание? | |||
Определил основную мысль эпиграфа? | |||
Составил поучение/ второй синквейн? | |||
Оцени свою деятельность на уроке (3-5 баллов) |
- А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?
Или «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка модели урока в 7 классе с использованием коммуникативного метода обучения.
Материал будет полезен учителям, работающим по коммуникативной методике обучения английскому языку в школе....
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
МОДЕЛЬ УРОКА В 5 КЛАССЕ (ФГОС)
Инструктивная картаФ.И.О. ______________________________________________________ № п/пЭтап работыРезультатОценка в баллах1.Организационный момент1.1.Участие в диалоге с учителем и товарищами по к...
Модель урока в 5 классе по теме "Военные походы фараонов"
Данный конспект урока создан для работы в 5 классе по учебнику Агибалова. Адаптирована по ФГОС....
Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)
В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений....
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Разработка модели урока в 5 классе, в контексте ФГОС. Тема урока:Технология изготовления модели "Вечного огня"
Перед человечеством всегда стоит проблема, как сделать так, что-бы люди жили без войны?.Народ не помнящий свою историю, не имеет будущего.Каждый из нас должен внести свою лепту в это святое дело.На ур...