Модель урока в 5 классе по теме "Военные походы фараонов"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Данный конспект урока создан для работы в 5 классе по учебнику Агибалова. Адаптирована по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель урока в 5 классе по теме:"Военные походы фараонов" | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97 города Воронежа
Модель урока истории в 5 классе по
курсу «История Древнего мира»
Тема урока: «Военные походы фараонов».
Подготовлено
учителем истории
МБОУ СОШ №97
Гавриловой Л.Ю.
Воронеж, 2016 год
Технологическая карта урока
Тема урока | Военные походы фараонов | ||||||
Тип урока | Комбинированный урок | ||||||
Дата урока | |||||||
Образовательные ресурсы | Вигасин А.А.История Древнего мира: Учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений./А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.:Просвещение,2012 Презентация «Военные походы фараонов», рабочая тетрадь на печатной основе (Годер Г.И. «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» Выпуск 1), раздаточный материал с текстами для работы в группах. | ||||||
План урока | 1.Отряды пеших воинов. 2.Боевые колесницы. 3.Войско возвращается с добычей. 4.Пленных обращают в рабство. 5.Рядовому воину доставались лишь тяготы службы. | ||||||
Цели урока | Подвести учащихся к пониманию причин, последствий, характера военных походов фараонов Древнего Египта | ||||||
Формы и методы обучения | Методы: словесный, практический, объяснительно-иллюстративный Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая. | ||||||
Основные понятия и термины | бронза, боевые колесницы, дротики, пехотинцы, колесничий, наёмное войско | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Объём освоения и уровень владения компетенциями | Ключевые компетенции | ||||||
Научатся: правильно показывать на карте исторические объекты, Получат возможность научиться: распознавать интересы различных общественных групп, использовать исторический текст как источник знаний, работать с картой в малых группах по единому заданию | Коммуникативные: овладение способами совместной деятельности в группах, приёмами действий в ситуации общения Ценностно-смысловая компетенция: определять понятия, вступать в речевое общение, работать с историческим текстом и картой Познавательная компетенция: причины, направления военных походов, даты самых крупных военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов. Личностная компетенция: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I.Организация | 2 мин | Подготовка класса к работе | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные УУД: эмоционально настраиваются на урок | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний | 7мин | Работа с заданиями исторического диктанта | Сегодня мы проверим вашу готовность с помощью исторического диктанта по темам прошлых уроков.1 вариант: вельможа, ремесленник, шадуф, Мемфис, писцы; 2.вариант: фараон, оазис, папирус, раб, налог | Выполняют задания исторического диктанта. | Фронтальная | Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти ранее полученную информацию. | Письменный опрос в форме исторического диктанта. Взаимопроверка. |
III.Сообщение темы и целей | 2 мин. | Беседа | Называет тему урока. Формулирует учебную задачу. | Знакомятся с темой урока, его задачами | Фронтальная | Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу вместе с учителем Коммуникативные УУД: умеют высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других | Беседа |
IV. Изучение нового материала | 27 мин | Презентация «Военные походы фараонов» | 1.Вступительное слово учителя: Итак, мы с вами приступаем к изучению темы «Военные походы фараонов». На прошлом уроке мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи – все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Около 1500 г. до н.э. Египтом правил Тутмос III. Он прославился тем, что совершил самые крупные завоевательные походы. Египетское царство при нём стало настолько сильным, что ему не угрожало ни одно соседнее государство. (Слайд 3) Сообщение о вооружении войска. Войско состояло из пехоты и колесниц. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука. Ленивых безжалостно избивали. За 500 лет до правления Тутмоса III в Египте стали разводить лошадей, привезенных из Азии. Это позволило создать колесничное войско. Колесницы принадлежали знатным и богатым египтянам. Боевая колесница представляла собой небольшую по размеру двухколесную повозку, легкую и подвижную. В нее обычно запрягали двух коней. Колесничими были знатные и богатые египтяне: коней им давали в царских конюшнях, но колесницы, упряжь, бронзовые панцири они покупали сами. В сражении колесницы шли на прорыв, вносили беспорядок в ряды противника, уничтожали его живую силу. Управлял лошадьми возничий, а стрелял из лука владелец колесницы. И хотя один из них принадлежал к знати, а другой был простым воином, их связывала общая судьба. Воины фараона были вооружены луками, другие – длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 медь + 1/10 олово). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Карта на слайде и в атласах совместно с рассказом учителя. Работа по карте. 2.Делит класс на 3 группы. Каждая группа работает с дидактическим текстом (тексты «Дневник похода», «Участь воина», «Добыча») Заслушивает результаты работы в группах | Активное слушание. Знакомство со слайдами. Фиксирование записей в тетрадь На основе информации слайдов отвечают на вопросы источников (Приложение) Группы готовят и выступают с сообщениями На основе результатов заполняют контурную карту «Военные походы фараонов» в рабочей тетради на печатной основе (стр.24, задание 29) | Фронтальная Групповая | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные УУД: ориентируются в материалах презентации. Коммуникативные УУД: умеют работать в группах, контролируют действия партнера, строят понятные для партнера высказывания. | Наблюдение учителя Работа с картой Устный опрос Сообщения |
V.Итоги урока. Рефлексия | 6 мин | Обобщающая беседа | Вопросы: 1.Каковы были последствия военных походов? 2.Каковы были результаты этих походов для земледельцев? Что могло произойти с крестьянским хозяйством за время отсутствия хозяина? 3. Почему войны постепенно вели к ослаблению Египетского царства? 4. Как изменился состав армии? | 1.Отвечают на итоговые вопросы. 2. Оценивают свою работу на уроке. | Фронтальная | Регулятивные УУД: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: формулируют своё мнение | Беседа по вопросам |
VI. Домашнее задание | 1 мин | Опережающее задание по теме «Религия древних египтян» Составить кодекс поведения египетского воина. Рабочая тетрадь на печатной основе, задание 30, стр. 25 §9 | Объясняет домашнее задание | Слушают, уточняют домашнее задание | Индивидуальная, групповая | Регулятивные УУД: понимают и сохраняют учебную задачу на длительный период времени. |
Приложение (для работы по группам)
Текст «Дневник похода»
Выступило его величество во главе своего войска, составленного в многочисленные рати. И дали предписание всему войску, сказав: «Готовьтесь, готовьте ваше оружие, так, как утром сойдутся, чтобы сражаться с тем жалким врагом». Почили в шатре того, который да будет жив, невредим, здоров! Позаботились о нуждах сановников и довольствии для провожатых. Расставили войсковой дозор и сказали им: «Будьте стойки-стойки, будьте бдительны-бдительны!»
Пробудились живыми в шатре, в котором да будут живы, невредимы, здоровы! и пришли сказать его величеству: « В пустыне все в порядке, как и в войсках южных и северных!»
«3-й год царствования, первый месяц Засухи, 21-е число, в точности в день праздника новолуния. Воссиял царь утром. Когда было уведомлено все войско, его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием, как бог Гор.
Тогда его величество одолел их во главе своего войска. И они увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав с лицами, полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы. Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы. Их ратники лежали, простершись на спине, а победоносное войско его величества считало свое достояние.
Задания:
1.Найдите в тексте слова, которые используются для характеристики вражеского войска.
2.Расскажите, как войска Тутмоса готовились к битве
3. Какую роль играл фараон в походе?
Текст «Добыча»
Перечень добытого после этого царём из достояния того врага вместе с достоянием городов, подчинившихся ему: 38 витязей, 87 детей того врага, 1796 рабов и рабынь, равно как и их детей, 103 мужчины, сдавшихся добровольно, вышедших с голоду о того врага, всего 2503. Чаши из ценного камня и золота, различные сосуды для питья, большие котлы, ножей 27. Золото в кругах, найденное в руках мастеров, и серебро в многочисленных кругах, серебряная кованая статуя с головой из золота, 3 жезла с человеческими лицами, 6 кресел того врага из слоновой кости, черного и ценного сирийского дерева, отделанных золотом и 6 скамеечек к ним, 6 больших столов из слоновой кости и ценного сирийского дерева, ложе из ценного сирийского дерева, отделанного золотом и всякими самоцветами, статуя того врага из черного дерева, отделанная золотом, с головой из лазурита, сосуды из бронзы и множество одежд того врага.
Был уничтожен город. Был вырван ячмень его и срезаны его сады.
Задания:
1.Объясните,какая участь ожидала людей, которых брали в плен
2.Объясните,как распределялась добыча, захваченная у врага
3.Как вы думаете, какой урон для побежденного города был более тяжелым
4.Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода. Объясните, на чем основано ваше предположение.
Текст «»Участь воина»
Воин не может отличить жизнь от смерти у свирепых львов. А враг скрывается в зарослях, противник ждет, готовый к бою. Воин идет, взывая к богу своему: «Приди ко мне, и да спасешь ты меня. Приди, я расскажу тебе об участи воина, не имеющего недостатка в хлопотах. Его приводят еще маленьким, чтобы запереть в казарму. Ему наносятся удары по животу его, по бровям его. Голова его разбита в кровь. Он избивается как лист папируса.
Приди, я расскажу тебе о его походе в Сирию, о его движении по хребтам, причем его довольствие и вода на плече его подобны грузу осла, и образует шея его хребет, как у осла. Хребет спины его разбит, он пьет воду протухшую. Он гонит сон. Достигает он врага, причем он подобен подстреленной птице.
Когда ему удается вернуться в Египет, он, как палка, которую изъел червь. Он болен. Его схватывает болезнь, при которой он должен лежать. Его доставляют на осле, а его одежды украдены, и его провожатый слуга сбежал»
Задания:
1.Составьте рассказ об участи воина: как он попадает в войско, что он испытывает во время походов, что его ожидает в старости.
2.Сделайте вывод о судьбе воина в Древнем Египте
3. Определите, как автор текста относится к участи воина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевой урок (4 класс) Подвижные игры: « Поход на чудо-поляну»
Сюжетно-ролевой урок ( 4 урок) Подвижные игры: " Поход на чудо поляну"...
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)
Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Урок истории по теме "Военные походы фараонов"
Планируемые результаты: Предметные: - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей, - усвоение основных дат по теме, - понимание причин в...
Разработка урока истории на тему : "Военные походы фараонов"
Выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей....
Презентация к уроку истории Древнего мира "Военные походы фараонов"
Презентация иллюстрирует тему "Военные походы фаранов". В ней отражено устройство египетского войска периода завоевательных походов фараона Тутмоса III и вооружение пехотинцев....
модель урока "Перевернутый класс"
Основная задача урока :Выявить затруднения, испытываемые обучающимися, и помочь справиться с этими затруднениями. Сформировать навыки смыслового чтения....