Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, осмыслить образ зимы, через текст; помочь обучающимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения, в трудных для восприятия художественных образах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_zima.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока чтения
Класс: 6
Тема «Волшебница зима». Роль образных выражений в стихотворении
А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Тип урока: урок ознакомления
Цель урока: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина
Задачи урока:
1)коррекционно-образовательные:
-продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина, осмыслить образ зимы через текст;
-помочь обучающимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения, в трудных для восприятия художественных образах;
-совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;
2)коррекционно-развивающие:
-совершенствовать навык ориентироваться в учебнике;
-обогащать словарь новыми словами;
-развивать концентрацию внимания в процессе чтения;
-развивать связную устную речь в процессе чтения учебника, ответа на вопросы учителя и через знакомство с новыми словами;
-развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
-совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения;
-способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий через формулирование цели, через планирование последовательности действий;
-корректировать эмоционально-чувственное восприятие;
3)коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к творчеству поэта;
-воспитать чуткое отношение к красоте русской природы;
-развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; детские рисунки на тему зимы; репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж»; схема-опора у каждого ученика на парте; в вазочке веточки деревьев, покрытые «инеем», сделанные учениками на уроке труда.
Ход урока
1.Орг. момент.
Учитель приветствует детей и высказывает пожелания плодотворной работы.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Актуализация знаний. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
Учитель просит ответить детей на следующие вопросы:
-Что вам кажется радостным и что печальным в природе зимой?
-Однообразен ли, по вашему мнению, зимний пейзаж и какие краски в нем преобладают?
-Чем красива зима?
2.Основная часть.
Первичное восприятие.
Учитель читает стихотворение:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Вопросно- ответная беседа:
-Что можно увидеть, представить, когда читаешь это стихотворение?
(Дети видят большие поля, покрытые снегом. Ярко светит солнце.)
-Какова тема этого стихотворения?
Описание зимнего пейзажа. А.С. Пушкин передал смену времен года: приход зимы.
Самостоятельное чтение обучающимися.
-Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.
-В стихотворении встречаются слова: «брега», «клоки», «пелена», «проказы». Как вы понимаете их значение?
Словарная работа
Брега – устаревшее, то же, что «берега».
Клок – комок, клубок, небольшое количество.
Пелена – покрывало.
Проказы – шалости, проделки, озорство.
Чтение вслух. Анализ содержания. Выборочное чтение.
-Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы.
Пушкин относился к природе, как к живому существу, как к человеку со своим настроением и очарованием. Для описания зимы он использует образные выражения. Качества человека переносятся на явления природы: поэт оживляет природу, сравнивает ее с человеком.
-Выпишите образные выражения. Объясните их значение.
Работа с обучающимися по вопросам над содержанием, языком стихотворения.
Вопросы-помощники.
1 строфа:
-Какими словами передает А.С. Пушкин холод наступившей зимы?
«Север … дохнул, завыл» - они служат для того, чтобы показать, что зима обрекает все живое на холод, на неподвижность.
-Как поэт описывает зиму?
«И вот сама идет волшебница зима» - зима-волшебница, потому что она удивительна, очаровательна, совершает чудеса. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками. Докажем это.
2 строфа:
-Во 2-ой строфе найдите словосочетания, которые передают красоту зимнего леса.
«Пришла, рассыпалась» - выпал первый снег.
«Клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, среди холмов; брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою» - с помощью этих слов автор описывает зимний лес: белый пушистый снег лежит на ветках дубов, укрыл поля, холмы; снег как вата, перемешанная блестками; снег искрится, кружится в воздухе хлопьями пуха. Если долго смотреть на него, он убаюкивает тебя, погружает в сон.
-Почему можно назвать лес сказочным, волшебным?
Зимний лес сказочный, волшебный, потому что он заснеженный, притихший.
-Объясните выражение «блеснул мороз» - в солнечный морозный день все озарено желтыми лучами солнца – снег ослепительно блестит на солнце, искрится блестками. Появляется ощущение чистоты и яркости зимних красок.
-Какое настроение создает это стихотворение?
«И рады мы проказам матушки зимы» - поэт говорит о радости видеть блеск белого снега на полях, о предвкушении удовольствия от прогулки по заснеженному лесу и о других зимних забавах. Автор, ласково называя зиму «матушкой», приветствует ее приход.
Работа над выяснением идеи произведения
-Какова главная мысль стихотворения?
Чудесен, сказочен русский лес зимой. Образные выражения помогают передать прелесть и великолепие морозного солнечного дня, радость наслаждения красотой зимы. Художественные средства делают речь богатой и выразительной, заставляют радоваться и удивляться чуду поэзии.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения
-Подготовьтесь к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении.
Анализ строк по плану:
а) что увидели, краски;
б) звуки, запахи;
в) чувство;
г) как читать – темп, громкость.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Как читать – тихо, спокойно, холодно, тревожно.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою…
Как читать – медленный темп, умеренная громкость.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Как читать – радость, ликование.
-Сейчас прочитайте стихотворение с выражением.
Работа со схемой
-Молодцы! Вы сумели разобраться в своих чувствах, в чувствах поэта. А как вы считаете, передал ли А.С. Пушкин в стихотворении волшебство зимы?
Пользуясь схемой, попробуйте это доказать.
(2-3 ученика рассуждают, опираясь на схему.)
Схема-опора
Работа по репродукциям картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж».
-Рассмотрите картины. Выскажите свое мнение о том, что на них изображено.
-Как вы думаете, почему они так называются?
-Какая пора зимы на них изображена?
-Опишите словами небо, деревья.
-Сравните содержание картин со стихотворением. Что между ними общего?
-Какие чувства они у вас вызывают?
-Подготовьте рассказ по понравившейся картине, употребляя слова и выражения из прочитанных текстов о зиме.
Домашнее задание
Учитель задает домашнее задание:
-Открываем учебники, записываем: с. 85, выучить стихотворение наизусть.
3.Орг. завершение
-Вот и подошел к концу наш урок. Какое впечатление у вас осталось?
-Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились?
-Кто его написал?
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Что вам особенно понравилось, запомнилось?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Индивидуальная оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка урока чтения и развития речи в 5 классе по Г. Скребицкому «Сентябрь» учителя Тимониной Татьяны Викторовны
Конспект урока чтения для учащихся 5 класса составлен на основе учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф.Малышевой. Учащиеся на уроке учатся выра...
Разработка урока чтения и развития речи 8 класс "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка"
Тема урока чтения и развития речи "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка". Цель урока: повторить сведения из биографии Валентина Петровича Катаева, познакомить обучающихся с творчеством пис...
Разработка урока чтения и развития речи "М. Горький "Детство"
Урок чтения и развития речи 7 класса .разработан с использованием ИКТ. На уроке демонстрировалась презентация....
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Методическая разработка по чтению и развитию речи (для коррекционных классов).
Данный материал используется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида....
Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)
Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"
Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...