Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Театрализованный урок литературы в 6 классе  «Басня. Её жанровые особенности».

 

Цели:

1.      Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.

2.      Познакомить учащихся с историей развития жанра.

3.      Посредством театрализации продолжить формирование навыков выразительного чтения.

 

Действующие лица:

 

Секретарь

Председатель

Обвинитель

Защитник

Присяжные

Муравей

Стрекоза

Эксперт по литературе

Чтец

 

Ход урока

Секретарь: Встать! Суд идёт.

                        Слушается дело №…

                        Председатель -…( указываются фамилия, имя и отчество учителя, ведущего урок)

 

Председатель: Слушается гражданское дело «Стрекоза против Муравья» об отказе в предоставлении жилплощади на период зимнего времени, опасного для жизни.

            За правильностью судебного разбирательства следит суд присяжных. Ими же будет вынесен окончательный вердикт.

( В качестве присяжных на урок могут быть приглашены или учителя литературы школы, или старшеклассники. Председатель должен их представить)

            Обвинение представляет - …

            Защиту ведёт - …

( Обвинитель и защитник – ученики данного класса )

 

Председатель: Прошу обвинение изложить суть претензий.

 

Обвинитель: Уважаемый председатель, уважаемые присяжные! Гражданка Попрыгунья Стрекоза, чьи интересы я представляю

                        Лето красное пропела…

                        Оглянуться не успела,

                        Как зима катит в глаза…

                        Помертвело чисто поле…

 

                        Всё прошло: с зимой холодной

                        Нужда. Голод настаёт…

                        Злой тоской удручена,

                        К Муравью ползёт она.

 

И что же муравей? Он цинично смеётся ей в лицо и дерзко отказывает в крове  и приюте беззащитнейшему из существ, коей является пострадавшая, обрекая её на холодную и голодную смерть. И только чудо спасло её.

 

Председатель: Спасибо. У защиты есть вопросы к обвинению?

 

Защитник: Нет, Ваша Честь, но защита хотела бы задать ряд вопросов пострадавшей.

 

Председатель: Хорошо. Для дачи показаний приглашается Стрекоза.

 

( Важно, чтобы Стрекоза сыграла своё появление, изображая испуг, удивление и кротость одновременно). Стрекоза садится. Секретарь подносит классный журнал, на котором Стрекоза клянётся.

 

Стрекоза: Клянусь говорить правду и только правду.

 

Председатель: Пожалуйста, защита может задать пострадавшей вопросы.

 

Защитник: Скажите, пожалуйста, как Вы провели лето?

 

Стрекоза: Ах, лето красное я пела!!!

                        В мягких муравах у нас

                        Песни, резвость каждый час…

 

Защитник: Будьте любезны сказать, как Вы готовились к суровой зиме?

 

Стрекоза: Ну что Вы! Зачем?

                        Ведь под каждым листом…уж готов и стол, и дом…

 

Защита: У меня пока нет вопросов к пострадавшей.

 

Председатель: У обвинения есть вопросы?

 

Обвинитель : Да, если позволите, Ваша Честь.

                        Скажите, с какой просьбой Вы обратились к Муравью?

 

Стрекоза: Я сказала:

                        - Не оставь меня, кум милый!

                        Дай ты мне собраться с силой

                        И до вешних только дней

                        Прокорми и обогрей!

 

Обвинитель: Что же Муравей?

 

Стрекоза: О! Мне больно это вспоминать!..

                        Он стал изводить меня глупыми вопросами:

                        - Да работала ль ты в лето?

                        И на моё искреннее удивление бросил:

                        - Ты всё пела? Это дело.

                        Так поди же, попляши!

 

Обвинитель: У меня нет больше вопросов.

                        Картина, по-моему, ясна.

 

( Защитник  подаёт председателю записку)

 

Председатель:

            Защита утверждает, что разногласия между Муравьём и Стрекозой существовали и раньше и настаивает на следственном эксперименте.

            Разрешается проведение следственного эксперимента.

 

В классе появляется группа из подготовленных для этого выступления старшеклассников. Девушка, исполняющая роль Стрекозы, одета согласно последним требования молодёжной моды. Юноша – в телогрейке, валенках, шапке-ушанке.

            Стрекоза танцует и поёт на мотив песни из репертуара Н. Кадышевой «Колдунья»:

                        За мои зелёные глаза

                        Называют все меня глазунья

                        Что поделать, я ведь стрекоза,

                        Попрыгунья я и егоза.

Муравей тоже танцуя:

                        Хорошо тебе, а я пашу

                        С самого рассвета до заката,

                        И фуфайку пятый год ношу,

                        А виноват Крылов, ребята!

Стрекоза:

                        Что поделать мне с собою,

                        Веселиться я люблю.

                        Это мне судьба послала

Долю грешную мою.

Вы со мной не будьте строги,

Вот такая я одна!

И налейте мне с дороги

Выпить красного вина.

 

Защитник: Позвольте последний вопрос пострадавшей:

                        - Познакомьте нас, пожалуйста, со своим зимним репертуаром.

 

Стрекоза: Нет, зимой я не пою.

 

Защитник ( в сторону с нескрываемой иронией):

                        Естественно,

                        И кому же в ум придёт

                        На желудок петь голодный!

Стрекоза занимает место рядом с обвинением.

 

Обвинитель: Я протестую: коллега допускает непозволительную в данной ситуации ИРОНИЮ.

 

Защитник: Извините, но моя ИРОНИЯ имеет глубокий исторический подтекст. Разыгрываемая, так называемая, драма очень напоминает басенный сюжет, о чём есть свидетельства. Предлагаю пригласить эксперта по вопросам истории литературы.

 

Председатель: Вниманию присутствующих предлагается литературная справка.

 

Выступает ученик с информацией о притче Леонардо да Винчи «Пчела и Трутни».

Примерное содержание выступления:

- Уважаемые господа, в мировой литературе существует такой жанр, как притча. Попрошу записать его определение.( Секретарь открывает запись определения, спроецированную на доску). Притча – это небольшой рассказ в иносказательном виде, заключающий МОРАЛЬНОЕ поучение, по своей форме родственный басне. Притча в мировую литературу вошла из Евангелия, широкое распространение получила в древнерусской письменности. Но светский характер этот жанр получил у Леонардо да Винчи ( ученик-ассистент одновременно с рассказом показывает слайды с репродукциями картин «Мона Лиза», «Тайная вечеря», с автопортретом Лианардо), известного нам учёного эпохи Возрождения: математика и механика, физика и астронома, химика и географа, анатома и архитектора, живописца и литератора.

            Ваша Честь, прошу разрешения моему ассистенту прочитать притчу великого Леонардо «Пчела и трутни».

 

Ученик читает наизусть притчу:

- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не  работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Всё лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

- Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

            Бездельника хлебом не корми. Дай порассуждать. Да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчёмности.

 

Председатель: Защите предоставляется последнее слово.

 

Защитник: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ изображение трудолюбия в образе пчелы производит сильное впечатление на фоне трутней. Не случайно пчела, укоряя их, приводит им в пример жизнь другого труженика – муравья. Скромность не позволяет ей говорить о себе, но и не высказать своего отношения к бездельникам она тоже не может. Говоря о МОРАЛИ притчи, мы сталкиваемся с тем, что автор осуждает трутня не столько за его безделье ( это само собой разумеется ), сколько именно за попытку очернить другого, причём работающего. Что мы наблюдаем и сегодня.

 

Председатель: Суд присяжных готов огласить своё решение о виновности или невиновности Муравья?

 

Присяжные оглашают своё решение о невиновности Муравья. Председатель закрывает заседание, и с этого момента урок проходит в традиционной форме.

 

Учитель: Задача, которую мы ставили, разыгрывая сцены из басни И.А. Крылова,  - это не только вспомнить одну из наиболее любимых басен «Стрекоза и Муравей», но и выяснить особенности этого жанра.

            В контексте театрализованной части урока жанровые особенности басни были обозначены. Давайте проверим, как внимательны вы были к содержательной части урока.

            На доску проецируется определение басни как литературного жанра с пропущенными ключевыми словами. Ученики должны вписать недостающие слова и переписать определение в тетрадь.

______________________________________________________________

 

Басня -… жанр словесного искусства. Отличается краткостью, всегда носит …характер, содержит в конце или в начале… (нравоучительный вывод). Основной художественный приём … (иносказание).

 

______________________________________________________________

 

Учитель подводит итог урока. Говоря о том, что особенности жанра определили особенности пути его развития: не всегда добиваться истины легко, иногда это требовало большого мужества создателей этого жанра (сопровождается слайдами):

            Александр Сумароков ( 17в.) – затравленный правительством умер в нищете;

            Иван Химницер (17в.) – издавался анонимно;

            Д.В.Давыдов (19в.) – поэт-гусар, герой-партизан 1812 года, вообще не мог издать, его басни ходили в списках.

Но каждого из баснописцев можно уверенно назвать человеком-гражданином и патриотом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannyy_urok_literatury_v_6_klasse.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованный урок литературы в 6 классе

«Басня. Её жанровые особенности».

Цели:

  1. Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.
  2. Познакомить учащихся с историей развития жанра.
  3. Посредством театрализации продолжить формирование навыков выразительного чтения.

Действующие лица:

Секретарь

Председатель

Обвинитель

Защитник

Присяжные

Муравей

Стрекоза

Эксперт по литературе

Чтец

Ход урока

Секретарь: Встать! Суд идёт.

                Слушается дело №…

                Председатель -…( указываются фамилия, имя и отчество учителя, ведущего урок)

Председатель: Слушается гражданское дело «Стрекоза против Муравья» об отказе в предоставлении жилплощади на период зимнего времени, опасного для жизни.

        За правильностью судебного разбирательства следит суд присяжных. Ими же будет вынесен окончательный вердикт.

( В качестве присяжных на урок могут быть приглашены или учителя литературы школы, или старшеклассники. Председатель должен их представить)

        Обвинение представляет - …

        Защиту ведёт - …

( Обвинитель и защитник – ученики данного класса )

Председатель: Прошу обвинение изложить суть претензий.

Обвинитель: Уважаемый председатель, уважаемые присяжные! Гражданка Попрыгунья Стрекоза, чьи интересы я представляю

                Лето красное пропела…

                Оглянуться не успела,

                Как зима катит в глаза…

                Помертвело чисто поле…

                Всё прошло: с зимой холодной

                Нужда. Голод настаёт…

                Злой тоской удручена,

                К Муравью ползёт она.

И что же муравей? Он цинично смеётся ей в лицо и дерзко отказывает в крове  и приюте беззащитнейшему из существ, коей является пострадавшая, обрекая её на холодную и голодную смерть. И только чудо спасло её.

Председатель: Спасибо. У защиты есть вопросы к обвинению?

Защитник: Нет, Ваша Честь, но защита хотела бы задать ряд вопросов пострадавшей.

Председатель: Хорошо. Для дачи показаний приглашается Стрекоза.

( Важно, чтобы Стрекоза сыграла своё появление, изображая испуг, удивление и кротость одновременно). Стрекоза садится. Секретарь подносит классный журнал, на котором Стрекоза клянётся.

Стрекоза: Клянусь говорить правду и только правду.

Председатель: Пожалуйста, защита может задать пострадавшей вопросы.

Защитник: Скажите, пожалуйста, как Вы провели лето?

Стрекоза: Ах, лето красное я пела!!!

                В мягких муравах у нас

                Песни, резвость каждый час…

Защитник: Будьте любезны сказать, как Вы готовились к суровой зиме?

Стрекоза: Ну что Вы! Зачем?

                Ведь под каждым листом…уж готов и стол, и дом…

Защита: У меня пока нет вопросов к пострадавшей.

Председатель: У обвинения есть вопросы?

Обвинитель : Да, если позволите, Ваша Честь.

                Скажите, с какой просьбой Вы обратились к Муравью?

Стрекоза: Я сказала:

                - Не оставь меня, кум милый!

                Дай ты мне собраться с силой

                И до вешних только дней

                Прокорми и обогрей!

Обвинитель: Что же Муравей?

Стрекоза: О! Мне больно это вспоминать!..

                Он стал изводить меня глупыми вопросами:

                - Да работала ль ты в лето?

                И на моё искреннее удивление бросил:

                - Ты всё пела? Это дело.

                Так поди же, попляши!

Обвинитель: У меня нет больше вопросов.

                Картина, по-моему, ясна.

( Защитник  подаёт председателю записку)

Председатель:

        Защита утверждает, что разногласия между Муравьём и Стрекозой существовали и раньше и настаивает на следственном эксперименте.

        Разрешается проведение следственного эксперимента.

В классе появляется группа из подготовленных для этого выступления старшеклассников. Девушка, исполняющая роль Стрекозы, одета согласно последним требования молодёжной моды. Юноша – в телогрейке, валенках, шапке-ушанке.

        Стрекоза танцует и поёт на мотив песни из репертуара Н. Кадышевой «Колдунья»:

                За мои зелёные глаза

                Называют все меня глазунья

                Что поделать, я ведь стрекоза,

                Попрыгунья я и егоза.

Муравей тоже танцуя:

                Хорошо тебе, а я пашу

                С самого рассвета до заката,

                И фуфайку пятый год ношу,

                А виноват Крылов, ребята!

Стрекоза:

                Что поделать мне с собою,

                Веселиться я люблю.

                Это мне судьба послала

Долю грешную мою.

Вы со мной не будьте строги,

Вот такая я одна!

И налейте мне с дороги

Выпить красного вина.

Защитник: Позвольте последний вопрос пострадавшей:

                - Познакомьте нас, пожалуйста, со своим зимним репертуаром.

Стрекоза: Нет, зимой я не пою.

Защитник ( в сторону с нескрываемой иронией):

                Естественно,

                И кому же в ум придёт

                На желудок петь голодный!

Стрекоза занимает место рядом с обвинением.

Обвинитель: Я протестую: коллега допускает непозволительную в данной ситуации ИРОНИЮ.

Защитник: Извините, но моя ИРОНИЯ имеет глубокий исторический подтекст. Разыгрываемая, так называемая, драма очень напоминает басенный сюжет, о чём есть свидетельства. Предлагаю пригласить эксперта по вопросам истории литературы.

Председатель: Вниманию присутствующих предлагается литературная справка.

Выступает ученик с информацией о притче Леонардо да Винчи «Пчела и Трутни».

Примерное содержание выступления:

- Уважаемые господа, в мировой литературе существует такой жанр, как притча. Попрошу записать его определение.( Секретарь открывает запись определения, спроецированную на доску). Притча – это небольшой рассказ в иносказательном виде, заключающий МОРАЛЬНОЕ поучение, по своей форме родственный басне. Притча в мировую литературу вошла из Евангелия, широкое распространение получила в древнерусской письменности. Но светский характер этот жанр получил у Леонардо да Винчи ( ученик-ассистент одновременно с рассказом показывает слайды с репродукциями картин «Мона Лиза», «Тайная вечеря», с автопортретом Лианардо), известного нам учёного эпохи Возрождения: математика и механика, физика и астронома, химика и географа, анатома и архитектора, живописца и литератора.

        Ваша Честь, прошу разрешения моему ассистенту прочитать притчу великого Леонардо «Пчела и трутни».

Ученик читает наизусть притчу:

- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не  работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Всё лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

- Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

        Бездельника хлебом не корми. Дай порассуждать. Да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчёмности.

Председатель: Защите предоставляется последнее слово.

Защитник: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ изображение трудолюбия в образе пчелы производит сильное впечатление на фоне трутней. Не случайно пчела, укоряя их, приводит им в пример жизнь другого труженика – муравья. Скромность не позволяет ей говорить о себе, но и не высказать своего отношения к бездельникам она тоже не может. Говоря о МОРАЛИ притчи, мы сталкиваемся с тем, что автор осуждает трутня не столько за его безделье ( это само собой разумеется ), сколько именно за попытку очернить другого, причём работающего. Что мы наблюдаем и сегодня.

Председатель: Суд присяжных готов огласить своё решение о виновности или невиновности Муравья?

Присяжные оглашают своё решение о невиновности Муравья. Председатель закрывает заседание, и с этого момента урок проходит в традиционной форме.

Учитель: Задача, которую мы ставили, разыгрывая сцены из басни И.А. Крылова,  - это не только вспомнить одну из наиболее любимых басен «Стрекоза и Муравей», но и выяснить особенности этого жанра.

        В контексте театрализованной части урока жанровые особенности басни были обозначены. Давайте проверим, как внимательны вы были к содержательной части урока.

        На доску проецируется определение басни как литературного жанра с пропущенными ключевыми словами. Ученики должны вписать недостающие слова и переписать определение в тетрадь.

______________________________________________________________

Басня -… жанр словесного искусства. Отличается краткостью, всегда носит …характер, содержит в конце или в начале… (нравоучительный вывод). Основной художественный приём … (иносказание).

______________________________________________________________

Учитель подводит итог урока. Говоря о том, что особенности жанра определили особенности пути его развития: не всегда добиваться истины легко, иногда это требовало большого мужества создателей этого жанра (сопровождается слайдами):

        Александр Сумароков ( 17в.) – затравленный правительством умер в нищете;

        Иван Химницер (17в.) – издавался анонимно;

        Д.В.Давыдов (19в.) – поэт-гусар, герой-партизан 1812 года, вообще не мог издать, его басни ходили в списках.

Но каждого из баснописцев можно уверенно назвать человеком-гражданином и патриотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

Открытый театрализованный урок литературы в 6 классе

Открытый театрализованный урок литературы в 6 классепо теме «Атмосфера народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница. Главные герои повести»...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Особенности пейзажной лирики"

Методическая разработка урока литературы в 6 классе (программа В.Я. Коровиной)Тема урока: «Особенности пейзажной лирики»(«Пейзажная лирика поэтов XIX века»)Цели урока: способствовать осознанию об...

Конспект урока по литературе 5 класс "Басня"

Конспект урока по литературе 5 класс "Басня"...