Открытый театрализованный урок литературы в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Демьянченко Ирина Васильевна

Открытый театрализованный урок литературы

 в 6 классе

по теме «Атмосфера народной жизни в повести

 Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница. Главные герои повести»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc357.5 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 № 42 г. КРАСНОДАРА

Открытый театрализованный урок литературы

 в 6 классе

по теме «Атмосфера народной жизни в повести

 Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница. Главные герои повести»

Учитель Демьянченко И.В.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Раскрыть особенности изображения народной жизни в повести.
  2. Вызвать интерес к произведению посредством использования элементов театрализации на уроке.
  3. Работать над навыками выразительного чтения, инсценирования.
  4. Обратить внимание учащихся на роль портрета в художественном произведении.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Портрет, лукавый

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  Эпиграф к уроку (записан на доске):          Все обрадовались этому

                                                                         живому описанию

                                                                         племени поющего и  

                                                                         пляшущего…этой

                                                                         веселости, простодушной

                                                                         и вместе лукавой…  

                                                                                                                           

                                                                                  А.С. Пушкин  

                                                                                                                           

  1. Звучат украинские народные песни. Чтение учителем отрывка из повести:

«Звонкая песня лилась рекою по улицам села… Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали…»

3. Слово учителя:

Так начинается повесть Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», которая, как вы знаете, входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

-Давайте вспомним, какие детские впечатления Н.В. Гоголя вдохновили его на создание сборника?

-Как отозвался А.С. Пушкин о книге? («Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!..»)

-Обратите внимание на еще одно высказывание поэта о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», которое является эпиграфом сегодняшнего урока.

-Давайте вспомним, что такое эпиграф? (Эпиграф-это яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.)

-Как вы понимаете значение слова «лукавый»?

-Как вы думаете, кого имеет в виду А.С. Пушкин, говоря о «племени поющем и пляшущем»? (Героев повести.)

-С чего, как правило, начинается наше знакомство с героями литературного произведения? (С описания внешности.)

-Описание внешности персонажа называют портретом. Портрет позволяет судить не только о герое, но и об отношении автора к нему.

-Давайте найдем в тексте описание внешности  героев повести: Левко, Ганны, головы, панночки, мачехи.

-Как автор при помощи портрета выражает свое отношение к персонажам?

-А как вы представляете героев повести? (Дома ученики должны были нарисовать героев произведения.)

-О человеке нам говорит не только его внешность, но и слова, поступки, черты характера. Исследователь творчества Н.В. Гоголя С.И. Машинский считает, что «героями повести являются люди честные, благородные, любящие жизнь. Они молоды, красивы, они без особых усилий одолевают любые препятствия-легко подчиняют себе даже «нечистую силу»…

-Согласны вы с этим мнением?

-Кого из героев произведения вы представили, когда услышали эти строки?

-Попробуйте соотнести черты характера героя с героем повести:

Вольнолюбие, чувство юмора                                               Панночка

Скромность, красота                                                               Ганна

Хитрость, жадность                                                                 Левко

Доброта, умение быть благодарной                                       Голова

- Одна из основных черт характера Левко-вольнолюбие. Весь светлый, радостный мир героев «Майской ночи…»овеян духом вольности, свободы, веселости. Не случайно одна из глав называется «Парубки гуляют».

4. Чтение учеником отрывка из повести:

«Под окном послышался шум и топанье танцующих. Сперва тихо звукнули струны бандуры, к ним присоединился голос. Струны загремели сильнее; несколько голосов стали подтягивать, и песня зашумела вихрем.»

5. Инсценировка отрывка из произведения:

1 парубок:

Хлопцы, слышали ли вы?

Наши ль головы не крепки!

У кривого головы

В голове расселись клепки.

2 парубок:

Набей, бондарь, голову

Ты стальными обручами!

Вспрысни, бондарь, голову

Батогами, батогами!

3 парубок:

И тебе лезть к парубкам!

Тебя б нужно в домовину,

По усам да по шеям!

За чуприну. За чуприну!(Парубки убегают)

Винокур: «Славная песня, сват…славная! Скверно только, что голову поминают не совсем благопристойными словами.»

Голова: «Нет, ты не ускользнешь от меня!»(Тащит за руку человека в вывороченном шерстью вверх овчинном тулупе. Срывает маску и видит свояченицу.)

Звучат украинские народные песни.

6. Слово учителя:

Ребята, мы на сегодняшнем уроке говорили об атмосфере повести, о ее главных героях. На следующем уроке мы продолжим изучение произведения и поговорим о связи «Майской ночи…» с произведениями устного народного творчества, о языке произведения.

7. Домашнее задание. Ответить на вопросы:

-Чем «Майская ночь…»похожа на сказку и чем отличается от нее?

-Какие народные поверья вплетены в сюжет повести?

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 № 42 г. КРАСНОДАРА

Урок внеклассного чтения

 в 6 классе

по теме «Творчество А.П. Платонова.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире»»

Учитель Демьянченко И.В.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Познакомить учащихся с личностью писателя и его произведениями.
  2. Воспитывать у учащихся ответственность, милосердие.
  3. Совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, творческого пересказа.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Портрет А.Платонова, выставка рисунков учащихся к рассказам писателя.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Эпиграф к уроку (записан на доске):          Надо относиться к людям

                                                                      По-отцовски…

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                        А. Платонов

                                                                                                                                                           

  1. Беседа с учащимися:

- Ребята, известно ли вам имя писателя Андрея Платонова?

- Какие сказки, рассказы, повести писателя вы читали?

    4. Слово о писателе.

        - Ребята, вы наверняка почувствовали, что А.Платонов – человек огромного гуманистического дарования. Что такое гуманизм? Объясните значение слова. Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в этом неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности».

5. Сообщения учеников о жизненном пути А.Платонова.

     6. Беседа по содержанию рассказа «В прекрасном и яростном мире»:

        - О чём этот рассказ?

        - Какое впечатление рассказ произвёл на вас?

        - С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?

        - Какие эпизоды рассказа запомнились вам больше всего?

        - Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?

       - От чьего лица ведётся повествование в рассказе?

      7. Устное словесное рисование.

       - Что можно сказать о машинисте Мальцеве и его работе?

       - Что помогает нам понять характер этого человека?

      - Почему такое большое впечатление производит описание разбушевавшейся природы?

     - Что случилось с машинистом Мальцевым? Как он переживает своё горе?

- С какой целью проводится экспертиза и чем она заканчивается?

- Что помогает Мальцеву вернуться к полноценной жизни?

- Почему рассказ называется «В прекрасном и яростном мире»?

8. Подведение итогов урока. Выводы:

Человек живёт в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми. Этому нас учит А.Платонов, в каждой строчке рассказа которого «присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»

Нашей целью было расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь им понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве....

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель а...

Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».

Театрализованный урок литературы в 6 классе  «Басня. Её жанровые особенности». Цели:1.      Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.2....

«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки

Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...

Открытый интегрированный урок (литература – английский язык): «Тайга…хлипких не любит»

Данный урок позволит в интересной и увлекательной форме обобщить знания обучающихся 5 класса по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро" и закрепить материал по английскому языку "Способы выражения ...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....