Открытый театрализованный урок литературы в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Открытый театрализованный урок литературы
в 6 классе
по теме «Атмосфера народной жизни в повести
Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница. Главные герои повести»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 42 г. КРАСНОДАРА
Открытый театрализованный урок литературы
в 6 классе
по теме «Атмосфера народной жизни в повести
Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница. Главные герои повести»
Учитель Демьянченко И.В.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Раскрыть особенности изображения народной жизни в повести.
- Вызвать интерес к произведению посредством использования элементов театрализации на уроке.
- Работать над навыками выразительного чтения, инсценирования.
- Обратить внимание учащихся на роль портрета в художественном произведении.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Портрет, лукавый
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Эпиграф к уроку (записан на доске): Все обрадовались этому
живому описанию
племени поющего и
пляшущего…этой
веселости, простодушной
и вместе лукавой…
А.С. Пушкин
- Звучат украинские народные песни. Чтение учителем отрывка из повести:
«Звонкая песня лилась рекою по улицам села… Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали…»
3. Слово учителя:
Так начинается повесть Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», которая, как вы знаете, входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
-Давайте вспомним, какие детские впечатления Н.В. Гоголя вдохновили его на создание сборника?
-Как отозвался А.С. Пушкин о книге? («Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!..»)
-Обратите внимание на еще одно высказывание поэта о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», которое является эпиграфом сегодняшнего урока.
-Давайте вспомним, что такое эпиграф? (Эпиграф-это яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.)
-Как вы понимаете значение слова «лукавый»?
-Как вы думаете, кого имеет в виду А.С. Пушкин, говоря о «племени поющем и пляшущем»? (Героев повести.)
-С чего, как правило, начинается наше знакомство с героями литературного произведения? (С описания внешности.)
-Описание внешности персонажа называют портретом. Портрет позволяет судить не только о герое, но и об отношении автора к нему.
-Давайте найдем в тексте описание внешности героев повести: Левко, Ганны, головы, панночки, мачехи.
-Как автор при помощи портрета выражает свое отношение к персонажам?
-А как вы представляете героев повести? (Дома ученики должны были нарисовать героев произведения.)
-О человеке нам говорит не только его внешность, но и слова, поступки, черты характера. Исследователь творчества Н.В. Гоголя С.И. Машинский считает, что «героями повести являются люди честные, благородные, любящие жизнь. Они молоды, красивы, они без особых усилий одолевают любые препятствия-легко подчиняют себе даже «нечистую силу»…
-Согласны вы с этим мнением?
-Кого из героев произведения вы представили, когда услышали эти строки?
-Попробуйте соотнести черты характера героя с героем повести:
Вольнолюбие, чувство юмора Панночка
Скромность, красота Ганна
Хитрость, жадность Левко
Доброта, умение быть благодарной Голова
- Одна из основных черт характера Левко-вольнолюбие. Весь светлый, радостный мир героев «Майской ночи…»овеян духом вольности, свободы, веселости. Не случайно одна из глав называется «Парубки гуляют».
4. Чтение учеником отрывка из повести:
«Под окном послышался шум и топанье танцующих. Сперва тихо звукнули струны бандуры, к ним присоединился голос. Струны загремели сильнее; несколько голосов стали подтягивать, и песня зашумела вихрем.»
5. Инсценировка отрывка из произведения:
1 парубок:
Хлопцы, слышали ли вы?
Наши ль головы не крепки!
У кривого головы
В голове расселись клепки.
2 парубок:
Набей, бондарь, голову
Ты стальными обручами!
Вспрысни, бондарь, голову
Батогами, батогами!
3 парубок:
И тебе лезть к парубкам!
Тебя б нужно в домовину,
По усам да по шеям!
За чуприну. За чуприну!(Парубки убегают)
Винокур: «Славная песня, сват…славная! Скверно только, что голову поминают не совсем благопристойными словами.»
Голова: «Нет, ты не ускользнешь от меня!»(Тащит за руку человека в вывороченном шерстью вверх овчинном тулупе. Срывает маску и видит свояченицу.)
Звучат украинские народные песни.
6. Слово учителя:
Ребята, мы на сегодняшнем уроке говорили об атмосфере повести, о ее главных героях. На следующем уроке мы продолжим изучение произведения и поговорим о связи «Майской ночи…» с произведениями устного народного творчества, о языке произведения.
7. Домашнее задание. Ответить на вопросы:
-Чем «Майская ночь…»похожа на сказку и чем отличается от нее?
-Какие народные поверья вплетены в сюжет повести?
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 42 г. КРАСНОДАРА
Урок внеклассного чтения
в 6 классе
по теме «Творчество А.П. Платонова.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире»»
Учитель Демьянченко И.В.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с личностью писателя и его произведениями.
- Воспитывать у учащихся ответственность, милосердие.
- Совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выразительного чтения, творческого пересказа.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Портрет А.Платонова, выставка рисунков учащихся к рассказам писателя.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Эпиграф к уроку (записан на доске): Надо относиться к людям
По-отцовски…
А. Платонов
- Беседа с учащимися:
- Ребята, известно ли вам имя писателя Андрея Платонова?
- Какие сказки, рассказы, повести писателя вы читали?
4. Слово о писателе.
- Ребята, вы наверняка почувствовали, что А.Платонов – человек огромного гуманистического дарования. Что такое гуманизм? Объясните значение слова. Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в этом неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.
А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности».
5. Сообщения учеников о жизненном пути А.Платонова.
6. Беседа по содержанию рассказа «В прекрасном и яростном мире»:
- О чём этот рассказ?
- Какое впечатление рассказ произвёл на вас?
- С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?
- Какие эпизоды рассказа запомнились вам больше всего?
- Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?
- От чьего лица ведётся повествование в рассказе?
7. Устное словесное рисование.
- Что можно сказать о машинисте Мальцеве и его работе?
- Что помогает нам понять характер этого человека?
- Почему такое большое впечатление производит описание разбушевавшейся природы?
- Что случилось с машинистом Мальцевым? Как он переживает своё горе?
- С какой целью проводится экспертиза и чем она заканчивается?
- Что помогает Мальцеву вернуться к полноценной жизни?
- Почему рассказ называется «В прекрасном и яростном мире»?
8. Подведение итогов урока. Выводы:
Человек живёт в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми. Этому нас учит А.Платонов, в каждой строчке рассказа которого «присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»
Нашей целью было расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь им понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве....
Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».
Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель а...
Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».
Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности». Цели:1. Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.2....
«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки
Цели урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...
Открытый интегрированный урок (литература – английский язык): «Тайга…хлипких не любит»
Данный урок позволит в интересной и увлекательной форме обобщить знания обучающихся 5 класса по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро" и закрепить материал по английскому языку "Способы выражения ...
Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....