Рабочая программа по литературе (11 класс)
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2006). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования. При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, учебно-тематический план, средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._programma_po_literature_11.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКОУ «ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________ И.И. Быстрянцев Протокол № _____ от «____» ____________2015 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________А.Н. Гузеев Приказ № _____ от «____» ____________2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для 11 класса
Базовый уровень (очная форма обучения)
на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе ФКГОС среднего общего образования, программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др.).
Составитель: Быстрянцев И.И.,
I квалификационная категория
Рубцовск
2015
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2006). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования. При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, учебно-тематический план, средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, словари..
Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Поэтому на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов, чем в дневной школе. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений,
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на обязательное изучение литературы в 11 классе 105 часов (3 часа в неделю).
Структура изучаемого предмета
№ | Наименование раздела | Количество часов | |||
Всего | Теоретические | Практические | Контрольные | ||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Литература начала XX века | 33 | 28 | 4 | 1 |
3 | Литература 20-х годов XX века | 8 | 7 | 1 | - |
4 | Литература 30-х годов ХХ века | 25 | 18 | 6 | 1 |
5 | Литература периода Великой Отечественной войны | 1 | 1 | - | - |
6 | Литература 50-90-х годов | 22 | 21 | - | 1 |
7 | Из литературы народов России | 1 | 1 | - | - |
8 | Литература конца ХХ века – начала ХХI века | 2 | 2 | - | - |
9 | Из зарубежной литературы | 6 | 6 | - | - |
10 | Повторение изученного в 11 классе | 6 | 4 | 2 | - |
Календарно-тематический план (11 класс) 105 часов
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | |
По плану | Факт. | |||
Введение | 1 | |||
1 | Судьба России в XX веке. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX в. | 1 | ||
Литература начала XX века | 33 | |||
2 | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Философичность, лаконизм и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. | 1 | ||
3 | И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | 1 | ||
4 | И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | 1 | ||
5 | Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» | 1 | ||
6 | Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания дворянских гнезд и гибели традиционного крестьянского уклада. | 1 | ||
7 | Р.р. Психологизм и особенности «внешней изобретательности» бунинской прозы. | 1 | ||
8 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Толстовские традиции в прозе А.И. Куприна. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». | 1 | ||
9 | Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. | 1 | ||
10 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе. | 1 | ||
11 | М.Горький. Жизнь и творчество. Романтический пафос и суровая правда ранних рассказов М.Горького. | 1 | ||
12 | Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». | 1 | ||
13 | «На дне» как социально-философская драма. Сценическая судьба пьесы. Новаторство М.Горького-драматурга. | 1 | ||
14 | Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия. | 1 | ||
15 | Р.р. Сочинение по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна, М.Горького. | 1 | ||
16 | Р.р. Написание сочинения. | 1 | ||
17 | Русский символизм и его истоки. | 1 | ||
18 | В.Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Слово о поэте. Сквозные темы поэзии Брюсова. | 1 | ||
19 | Вн.чтение. Лирика поэтов-символистов. Проблематика лирики К.Бальмонта. Философия В.Соловьева и творчество А.Белого. | 1 | ||
20 | Акмеизм. Западноевропейские и отечественные корни акмеизма. | 1 | ||
21 | Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева. Романтический герой лирики поэта. | 1 | ||
22 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина. | 1 | ||
23 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 | ||
24 | Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». | 1 | ||
25 | Тема Родины в поэзии А.Блока. Исторический цикл «На поле Куликовом». | 1 | ||
26 | Поэма «Двенадцать». История создания и сложность её художественного мира. | 1 | ||
27 | Герои, сюжет и композиция поэмы «Двенадцать». Авторская позиция и способы ее выражения. | 1 | ||
28 | Вн.чтение. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Жизнь и творчество Н. Клюева. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов Серебряного века. | 1 | ||
29 | Жизнь и творчество С. Есенина. Ранняя лирика. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. | 1 | ||
30 | Тема России в поэзии Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» | 1 | ||
31 | Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Собаке Качалова». | 1 | ||
32 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…». Трагическое восприятие гибели русской деревни. «Сорокоуст». | 1 | ||
33 | Вн. чтение. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». | 1 | ||
34 | Контрольная работа №1 по разделу «Литература начала XX века». | 1 | ||
Литература 20-х годов XX века | 8 | |||
35 | Литературный процесс 20-х годов XX века. Литературные объединения. | 1 | ||
36 | Обзор русской литературы 20-х годов. Тема России и революции в творчестве поэтов и писателей старшего поколения. | 1 | ||
37 | Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. Поиски нового героя эпохи. | 1 | ||
38 | Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира, её направленность. | 1 | ||
39 | Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». | 1 | ||
40 | Пафос революционного переустройства мира в поэзии В. Маяковского. Сатирическая лирика В.Маяковского. «Прозаседавшиеся». | 1 | ||
41 | Своеобразие любовной лирики В.Маяковского. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». | 1 | ||
42 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Р.р. Домашнее сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.Маяковского. | 1 | ||
Литература 30-х годов ХХ века | 25 | |||
43 | Литература 30-х годов ХХ века. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб. | 1 | ||
44 | Жизнь и творчество М. А. Булгакова. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». | 1 | ||
45 | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации. Проблемы и герои романа. | 1 | ||
46 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. | 1 | ||
47 | «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Р.р. Анализ эпизода из романа. | 1 | ||
48 | Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Булгакова М.А. | 1 | ||
49 | Р.р. Написание сочинения по творчеству Булгакова М.А.. | 1 | ||
50 | Жизнь и творчество А. П. Платонова. Высокий пафос, острая сатира и необычность языка платоновской прозы. | 1 | ||
51 | Вн. чтение. А.П. Платонов. «Котлован». Утопические идеи «общей жизни» как основа повести. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. | 1 | ||
52 | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской любовной лирики. | 1 | ||
53 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». | 1 | ||
54 | Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия, особенности жанра и композиция. Библейские мотивы и образы в поэме. | 1 | ||
55 | «Реквием». Тема суда времени и исторической памяти. Трагедия народа и поэта в поэме. | 1 | ||
56 | Р.р. О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта. | 1 | ||
57 | Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях О.Э. Мандельштама. Трагический конфликт поэта и эпохи. | 1 | ||
58 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества М. Цветаевой. | 1 | ||
59 | Трагичность поэтического мира М. Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Р.р. Домашнее сочинение по творчеству А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама. | 1 | ||
60 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы». | 1 | ||
61 | «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания, проблемы и герои романа. | 1 | ||
62 | Система образов романа «Тихий Дон». Семейная тема в романе. Жизненный уклад и нравственные ценности казачества. | 1 | ||
63 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Р.р. Анализ эпизода из романа. | 1 | ||
64 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Образ главного героя. | 1 | ||
65 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Утверждение высоких нравственных ценностей. | 1 | ||
66 | Р.р. Мастерство М.А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. | 1 | ||
67 | Контрольная работа №2 по разделу «Литература 30-х годов XX века». | 1 | ||
Литература периода Великой Отечественной войны | 1 | |||
68 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. Жестокие реалии и романтика в описании войны. | 1 | ||
Литература 50-90-х годов | 22 | |||
69 | Литература 50-90-х годов (обзор). Поэзия 60-х годов. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы. | 1 | ||
70 | Литература 50-90-х годов (обзор). Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения. В.Набоков, В.Ходасевич, Б.Зайцев, М.Осоргин. | 1 | ||
71 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Быков, Б.Васильев. | 1 | ||
72 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика крупнейшего эпического поэта ХХ века. «Памяти матери», «Вся суть в одном-единственном завете…». | 1 | ||
73 | Размышления о настоящем и будущем Родины в лирике А.Т. Твардовского. Осмысление темы войны. «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война». | 1 | ||
74 | Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака. Философский характер его лирики. Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака. | 1 | ||
75 | Человек и природа в лирике Б. Л. Пастернака. Любовная лирика. | 1 | ||
76 | Вн. чтение. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие, история создания и публикации романа. | 1 | ||
77 | Вн. чтение. Композиция романа «Доктор Живаго». Образ главного героя. Женские образы в романе. | 1 | ||
78 | Жизнь и творчество А.И. Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | 1 | ||
79 | Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича Шухова. | 1 | ||
80 | Вн. чтение. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Автобиографический характер прозы. «Колымские рассказы». | 1 | ||
81 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики Рубцова. Драматизм мироощущения поэта. | 1 | ||
82 | «Деревенская» проза: истоки, нравственно-философские искания. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». | 1 | ||
83 | Нравственные проблемы романа В.П. Астафьева «Печальный детектив». | 1 | ||
84 | В.Г. Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Живи и помни». | 1 | ||
85 | Нравственное величие русской женщины в повести «Живи и помни». | 1 | ||
86 | И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон поэзии И.Бродского. | 1 | ||
87 | Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. | 1 | ||
88 | Вн. чтение. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств в повести «Обмен». | 1 | ||
89 | Вн. чтение. Темы и проблемы современной драматургии. А.В. Вампилов. «Утиная охота»: проблематика, композиция, основной конфликт и система образов в пьесе. | 1 | ||
90 | Контрольная работа №3 по разделу «Литература 50-90-х годов». | 1 | ||
Из литературы народов России | 1 | |||
91 | Вн. чтение М.Карим. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Карима. | 1 | ||
Литература конца ХХ века – начала ХХI века | 2 | |||
92 | Основные направления и тенденции современного литературного процесса. | 1 | ||
93 | Общий обзор произведений последнего десятилетия. | 1 | ||
Из зарубежной литературы | 6 | |||
94 | Вн. чтение. Д.Б.Шоу. Власть социальных предрассудков над сознанием людей в пьесе «Пигмалион». | 1 | ||
95 | «Пигмалион». Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Сценическая история пьесы. | 1 | ||
96 | Вн. чтение Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры. | 1 | ||
97 | Вн. чтение Э.М. Хемингуэй. Жизнь и творчество. Романы «И восходит солнце», «Прощай, оружие!» | 1 | ||
98 | Вн. чтение Э.М. Хемингуэй. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя повести. | 1 | ||
99 | Вн. чтение Э.М. Ремарк. Трагическая концепция жизни в романе «Три товарища». Своеобразие художественного стиля писателя. | 1 | ||
Повторение изученного в 12 классе | 6 | |||
100 | Проблемы и уроки литературы XX века. | 1 | ||
101 | Р.р. Сочинение по творчеству писателей XX века. | 1 | ||
102 | Р.р. Написание сочинения. | 1 | ||
103 | Резервный урок | 1 | ||
104 | Резервный урок | 1 | ||
105 | Резервный урок | 1 | ||
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения литературы ученик
должен знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой
эволюции; - историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы, воспроизводить содержание литературного произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Основные теоретико-литературные понятия
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ в.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть,
рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. - Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. - Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Обязательные практические, творческие и контрольные работы
Виды контроля | I полугодие | II полугодие | итого |
Практические работы | 6 | 3 | 9 |
Сочинения | 4 | 2 | 6 |
Контрольная работа | 1 | 2 | 3 |
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1) знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
2) умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
3) понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
4) знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
5) умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
6) уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
Отметка "5" ставится, если ученик: обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умеет объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекает текст для аргументации своих выводов; раскрывает связь произведения с эпохой; свободно владеет монологической речью.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка "3" ставится, если ученик даёт ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточно умеет пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка "2" ставится, если ученик: обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; не умеет объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; слабо владеет монологической речью и техникой чтения.
Оценка сочинений
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
"5" | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 6. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (отклонения незначительные). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 6. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено недочётов в содержании и речевых недочётов больше, чем предусмотрено отметкой "3". | Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено отметкой "3". |
Учебно-методические средства обучения
Данная рабочая программа предусматривает использование в учебном процессе учебника Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях» (М.:Просвещение, 2009).
Дополнительная литература
- Золотарёва И. В., Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: «Вако», 2002.
- Литература. 11 класс: Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Части 1,2./Автор-составитель Е.В.Кудимова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Белбская Л. Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Открытые уроки литературы : 9-11 классы / Н.С.Королева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008
- Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. - М.: Эксмо, 2007.
Таблицы и плакаты
Теория литературы
- Роды литературы
- Классицизм. Сентиментализм
- Романтизм.
- Реализм как литературное направление
- Жанры литературы
Электронные пособия
- Уроки литературы Кирилла и Мефодия.11 класс
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...