Внеклассное чтение 5-9 классы
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
опыт работы по организации внеклассного чтения среди учащихся 5-9 классов, по проведению внеклассной работы по литературе и русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система внеклассного чтения и организация внеклассной работы по литературе | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки внеклассного чтения
(воспитание интереса к чтению у современных подростков)
Багалей Татьяна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №16
2015 г.
Цель: всестороннее развитие личности школьника посредством формирования читательской культуры.
Задачи:
- привитие у учащихся интереса к чтению,
- достижение прочного усвоения полученных на уроках знаний,
- развитие навыков выразительного чтения наизусть,
- расширение кругозора,
- развитие навыка поиска нужной информации, работы с книгой и словом в художественной литературе.
Актуальность проблемы:
XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Поэтому вопрос о введении обязательного экзамена по литературе рассматрен на уровне правительства. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.
Снижение качества информационных ресурсов, утрата духовных основ, культурной традиции в области просвещения означает растворение и ассимиляцию в другой культуре. Происходящие процессы выдвинули перед государством и обществом такие значимые для сохранения российской государственности задачи, как необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, моральных и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. В связи с этим значительно возросла роль детских библиотек, в рамках деятельности которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к дальнейшей самостоятельной жизни.
Чтение — это освоение письменной информации, именно такое базовое определение чтения является общепринятым, а письменная информация — это наиболее надежная, выверенная информация, к ней можно многократно возвращаться. Именно в книгах, журналах и газетах адресно, основательно и подробно описывается реальность, не знакомая человеку из его повседневной жизни, сохраняется, накапливается и осмысляется опыт поколений, исторический опыт России и других стран. Там описаны и ошибки, и успехи преобразований жизни к лучшему. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях — и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.
Все в мире начинается с любви…
Любви к людям, природе, красоте…книге…
Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. В лучшем случае они читают комиксы или детские журналы. Интересы современных детей часто сводятся к телевизору, компьютерным играм. Поэтому книга уходит на задний план. А основная встреча человека с книгой должна происходить в школе (и интерес к книге напрямую зависит от форм работы конкретного учителя). Семейное чтение лишь начинает вводить ребенка в мир книжной культуры, хотя и является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя. Книги надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой. Но это задача семейного воспитания.
Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.
Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен. В решении данных задач очень важна роль учителя русского языка и литературы. За многие годы работы в школе сложилась определенная система уроков внеклассного чтения и внеклассной деятельности по русскому языку и литературе.
Система уроков внеклассного чтения в 5-9 классах.
Уроки внеклассного чтения проводятся по двум темам литературы ХХ века:
- тема Великой Отечественной войны,
- тема «Мой современник».
А также углубляется материал по изученным темам по программе Г.С. Меркина.
Обычно уроки внеклассного чтения проводят школьный библиотекарь или представители поселковой библиотеки Мухина С.В. и Васильяди Г.Д., учитель
контролирует и корректирует чтение учащихся, поощряет лучших читателей.
Тема Великой Отечественной войны | Тема «Мой современник» | Внепрограммные произведения |
5 класс В. Катаев. «Сын полка», Е.Ильина. «Четвёртая высота» | А. Гайдар. «Тимур и его команда» | Сказы П. Бажова |
6 класс Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке», А. Лиханов. «Последние холода» | В. Железников. «Чучело» | Юмористические рассказы А. Чехова |
7 класс М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее – смерть», А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая» | Р. Фраерман. «Дикая собака динго» | «Сказки для детей изрядного возраста» М. Салтыкова - Щедрина |
8 класс Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие» | Б. Васильев. «Великолепная шестёрка» | М. Горький «Сказки об Италии» |
9 класс В. Быков. «Обелиск», «Альпийская баллада» | А. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» | М. Шолохов. «Донские рассказы» |
Осуществляя 20 лет руководство школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы, ежегодно организую проведение предметных декад, которые включают разнообразные формы работы с учащимися: устные журналы, литературные композиции, конференции, конкурсы чтецов, конкурс «Проба пера», брейн-ринги, выпуск стенных газет и др.
В школе сложилась система внеурочной работы по русскому языку и литературе.
Система внеклассных мероприятий
Наиболее эффективными мероприятиями по внеклассной работе являются следующие декады:
2004 г. А. С. Пушкин – наше духовное наследие (205 лет со дня рождения поэта)
2005 г. Поэтическое сердце России (110 годовщина со дня рождения С. А. Есенина)
2006 г. «Седой, незыблемый Кавказ» в судьбе М.Ю. Лермонтова» (170-летие пребывания поэта в Тамани)
2007г. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Лицейская годовщина А. С. Пушкина)
2009 г. 200-летие со дня рождения Н. В. Гоголя
2010 г. 100-летие со дня рождения А. Т. Твардовского
2011 г. Наш Пушкин
2014 г. 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова
2015 г. 100-летие со дня рождения К. Симонова
ПЛАН
декады русского языка и литературы
«А.С. Пушкин – наше духовное наследие»
19 -30 января 2004 года
№ | класс | сроки | Ответственные | |
1 | Линейка. Открытие декады. | 19.01. | Багалей Т.В. | |
2 | Олимпиада по русскому языку Школьная Краевая | 6-8 9-11 | 19.01. 22.01. | |
3 | Выпуск газет по русскому языку: «Занимательная грамматика» «Из истории слов» | 5-6 7-8 | 23.01. | Андрианова Г.Г. |
4 | Выпуск газет по литературе к 205 –летию со дня рождения А.С. Пушкина: «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. «Страницы биографии А.С. Пушкина» «Болдинская осень» «Пушкин и Кавказ» «Венок Серебряного века Пушкину» Последние годы жизни Пушкина | 9-11 9 А 9 Б 10 А 10 Б 11 А 11 Б | 23.01. | Чемеричко Н.А. Багалей Т.В. Багалей Т.В. Гречушникова В.Н. |
5 | Занимательные пятиминутки на уроках «Это интересно» | 5-11 | в теч. декады | Все учителя |
6 | Путешествие в мир пушкинских сказок | 5 | 22.01. | Мостовая О.Н. |
7 | Литературная викторина по поэме «Медный всадник» | 7 | 27.01. | Мостовая О.Н. |
8 | Драмкружок. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 6 | 28.01. | Чемеричко Н.А. |
9 | Читательская конференция по повести «Пиковая дама» | 8 | 21.01. | Андрианова Г.Г. |
10 | Конкурс знатоков литературы | 8 | 20.01. | Багалей Т.В. |
11 | Классный час «Вернисаж портретов Пушкина» | 8 А | 29.01. | Багалей Т.В. |
12 | Открытый урок «Особенности лирики А.А. Фета» | 10 | 22.01. | Багалей Т.В. |
13 | Пушкиниана | 9-11 | 30.01. в 14.00 | Багалей Т.В. Чемеричко Н.А. |
14 | Акция «Подарок школе – книга» | 5-11 | в теч. декады | Андрианова Г.Г. |
15 | Брейн-ринг по русскому языку | 11 | 26.01. | Гречушникова В.Н. |
ПЛАН
литературной декады, посвященной 170-летию пребывания
М.Ю. Лермонтова в Тамани
«Седой, незыблемый Кавказ» в судьбе поэта».
17 – 27 октября 2006 года
№ п/п | мероприятия | классы | сроки | ответственные |
1. | Литературные пятиминутки с небольшими сообщениями о жизни и творчестве поэта. | 5-9 | в течение декады | Все учителя литературы |
2. | Библиотечные уроки в начальной школе: «Тамань в рисунках и произведениях Лермонтова», по стихотворениям «Пальма», «Колыбельная» | 1-4 | 17 ,18 | Библиотекарь Андрианова Г.Г. Кл, рук. Жайворонок И.В., Краснова Л.С, Якименко Л.И. и др. |
3. | Классные часы по темам «Лермонтов — художник», «Стихи Лермонтова, посвященные Кавказу». | 6А, Б | 19,20 | Багалей Т.В. |
4. | Конкурс чтецов лермонтовских произведений. | 5-8 | 23 | Все учителя. |
5. | Фестиваль стенгазет по темам: -Лермонтов в Тамани -Лермонтов и Кавказ -Детство и юность поэта - Погиб поэт... -Адресаты любовной лирики Лермонтова | 9 10А 10Б 11А 11Б | 24 | Кротова Л. Е. Мостовая О.Н. Мостовая О.Н. Багалей Т.В. Багалей Т.В. |
6. | Тематические выставки: 1. «Великая русская душа» 2. Лермонтов на Кубани (по материалам газеты Литературная Кубань) | Библиотекарь Андрианова Г.Г. | ||
7. 8. | Литературный вечер. Инсценирование отрывков из поэмы «Демон», драмы "Маскарад". Сценарий об истории создания стихотворения «Смерть поэта». Экскурсия в г. Тамань. | 9-11 6А, Б . | 27 26 | Все учителя литературы Кл. рук Зубарева Н.А. Шастина В.Г. |
Руководитель школьного МО учителей
русского языка и литературы Багалей Т.В.
Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе
Будучи классным руководителем, на базе своего 5 «А» класса совместно с 5 «Б» классом организовала драматический кружок, который работал 3 года. Учащиеся инсценировали русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина, С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», составили свой сценарий сказки «Общее счастье» и выступили перед учащимися младших классов.
Драматический кружок перерос в «Литературную гостиную» для 8 – 9 классов. Занятия литературного кружка строились по авторизованной программе. (Программа прилагается).
Наиболее значительными в работе «Литературной гостиной» стали праздники «Унылая пора! Очей очарованье!», «Восславим женщину – мать!», «Сергей Есенин - поэтическое сердце России!», «Героические страницы Великой Отечественной»; заседания по темам: «Напевы Кубани», «Шедевры архитектуры Древней Руси», «Зима в русской поэзии и живописи», «Лучшие театры России»; экскурсии в театры города Краснодара
Занятия в кружке «Литературная гостиная» позволили учащимся расширить свой кругозор, научили свободно выступать перед аудиторией, привили потребность к творчеству и развили художественный вкус к «хорошей» литературе и искусству, позволили каждому участнику реализовать свои природные задатки.
Работа по воспитанию интереса к книге и по формированию навыков вдумчивого чтения осуществляется и в летние каникулы: работает при школе №16 клуб любителей литературы «У Лукоморья». Ребята делятся впечатлениями о прочитанных летом книгах, сами делают презентации по творчеству любимых писателей, составляют викторины; совершаются экскурсии в поселковую библиотеку.
Многие члены клуба являются победителями в конкурсах на лучшего читателя поселковой библиотеки, чтецов, сочинений и в других творческих работах, публикуют очерки и репортажи в районной газете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе
Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...
«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Гегель (Урок внеклассного чтения в 5 классе
Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в...
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ ...
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"
С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....
Внеклассное чтение в 6 классе
Внеклассное чтение по повести В.О. Богомолова "Иван". 6-й класс Вид урока: урок внеклассного чтения Тип урока: беседа Оборудование: портрет В.О. Богомолова, работы учащихся (рисунки, ...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...