Творческая мастерская
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок по литературе 9 класс. Тема:"Своеобразие любовной лирики Ю.В.Жадовской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе 9 класс
Тема: «Своеобразие любовной лирики в творчестве костромской поэтессы XIX века Юлии Валериановны Жадовской»
Тип урока: творческая мастерская.
Цель: помочь учащимся почувствовать гуманистический пафос любовной лирики Жадовской и осмыслить его проявление в образном строе стихотворений.
Образовательные задачи:
- дать учащимся представление о художественном своеобразии творчества костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской на примере главной темы ее творчества – темы любви;
- углубить представление о внутреннем мире человека, его нравственных ценностях и их отражении в поэзии;
- расширить кругозор учащихся, вводя в их читательский и художественный мир имя нового поэта.
Развивающие задачи:
- совершенствовать умение внимательного и вдумчивого чтения поэтических произведений;
- совершенствовать умение анализировать поэтический текст;
- активизировать субъектные представления учащихся как основу читательского сопереживания при восприятии лирики;
- развивать умение выразительного чтения.
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к художественному слову;
- создать условия для формирования эстетического чувства;
- воспитывать культуру поведения учащихся.
Оборудование урока:
- выставка книг, журналов и альбомов, посвященных творчеству Ю.В. Жадовской;
- распечатка стихов;
- запись романса на стихи поэтессы.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности | «Я в мире промелькну падучею звездой,/Которую, поверь, немногие заметят…» – так написала о себе Ю.В. Жадовская. Но она ошиблась. Ее заметили, ею восхищались, ее стихи печатали, а знаменитые композиторы создавали романсы на её произведения. И мы с вами сегодня можем прикоснуться к творчеству замечательной костромской поэтессы. Я приглашаю вас в творческую мастерскую. Погрузитесь в художественный мир Ю.В. Жадовской. Почувствуйте себя полноправными участниками творческой лаборатории поэта. | |
2. Актуализация знаний | – Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, познакомиться со стихами Ю.В. Жадовской и выбрать то, которое вас особенно взволновало, заставило задуматься. Поделитесь своими мыслями в группе. – А теперь поделитесь своими впечатлениями с нами. | Работа в группах со стихами «Любовь» «Я вновь полна чудесных звуков…» «Ты скоро меня позабудешь…» «После долгой тяжелой разлуки…» |
3. Постановка учебной задачи | – Определите ключевое слово, которое объединяет эти стихотворения. – Сформулируйте тему урока. – Определите учебную задачу урока. | Любовь. Тема любви в творчестве Ю.В. Жадовской. Проследить, как развивается тема любви в творчестве костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской. |
– А сейчас почувствуйте себя в роли художников. Мысленно представьте, что у вас в руках краски и кисти. Какую цветовую гамму вы используете для того, чтобы передать на холсте чувства, которые возникают у вас, когда звучит слово любовь. – Какие разные вы использовали краски. Каждый из вас неповторим, поэтому и ответы получились очень разные. | Работа в группах Афиширование творческих работ. | |
4. Открытие нового знания | – Давайте посмотрим, какими же красками пользуется поэтесса, когда говорит о чувствах своей лирической героини. Обсудите в парах. Подготовьте выразительное чтение стихотворений. – Вы верно определили цветовую гамму стихов. Ю.В. Жадовская использует контрастное изображение этой темы в своих произведениях. Светлая цветовая гамма используется ею, когда любовь предстает в образе прекрасной юной девы, дарящей своим избранникам счастье (стихотворения «Любовь», «Я вновь полна чудесных звуков…»), а темная, когда становится понятно, что влюбленным не суждено быть вместе (стихотворения «Ты скоро меня позабудешь…», «После долгой тяжелой разлуки…»). | Работа в парах |
5. Актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщения на уроке личностных впечатлений | Два варианта вопросов ( в «сильном» или «слабом» классе):
| Работа в парах Жадовская обнажает глубокий контраст между чувством любящей девушки и увлечением избранника её сердца. Его любовь обыкновенна, как у большинства светских молодых людей, способных менять предметы своих увлечений. Лирическая героиня находит в себе силы не только простить за это легковерного юношу, но и пожелать ему от своего щедро любящего сердца счастья и любви к другой девушке (стихотворение «Ты скоро меня позабудешь…»). |
6. Первичное закрепление | – Мы продолжаем знакомство с поэзией Юлии Жадовской. Проследим, какие образы создает в своих стихах поэтесса, какими языковыми средствами она пользуется. Задание: выберите стихотворение, вчитайтесь в его строки и определите, какое душевное состояние лирической героини оно отражает. Выпишите ключевые слова, определите средства выразительности, подготовьте выразительное чтение стихотворения. | Работа с поэтическим текстом |
7. Афиширование результатов работы | – Поделитесь своими наработками. | Стихотворение «Взгляд» Ключевые слова: блеск счастья, сладкий яд страсти, огонь любви, сладостная тревога. Средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, олицетворение. Стихотворение «Любви не может быть меж нами…» Ключевые слова: любви не может быть, яд тоски, тревога, день разлуки, мука, слёзы. Средства художественной выразительности: метафоры (« Ты льёшь мне в сердце яд тоски…»; «Зачем тревогою, заботой //С тобой полна душа моя?»); эпитеты (день печали, день разлуки, старые муки); анафора. Стихотворение « Прощай » Ключевые слова: блеск счастья, жизни наслажденья, тайные мученья, безотрадные мечты, печальный путь, холод, скука. Средства художественной выразительности: эпитеты, антитеза, анафора. Стихотворение « Как сильно тебя я любила…» Ключевые слова: незабвенный друг, душевный недуг, грустно, боль сердца. Средства художественной выразительности: эпитеты, метафора (имя обливало огнем), антитеза, анафора. Стихотворение « Миг обновления» Вместе с обновляющейся весенней природой возрождается к новой жизни и лирическая героиня стихотворения: « Свежесть утра, роз дыханье,//Говор светлых вод,//Гибких веток колыханье,//Ясный неба свод,-//Все мне в душу обаянье//И надежду льет…» Однако любовь она продолжает хранить в своем сердце вместе с верой и молитвой. Поэтесса использует эпитеты, метафоры, олицетворение. Стихотворение « Я все еще его, безумная, люблю!..» В нем Юлия Жадовская создает образ «вечной» любви: сколько бы времени ни прошло, чувство остается неизменным, хотя и недостижимым. Поэтесса использует эпитеты: «горячая слеза», «отрада тихая», «радость ясная»; олицетворение; анафору. |
8. Ситуация обобщения и осознания сделанных ранее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстом |
Такого драматизма в изображении любви еще не достигал ни один поэт, творивший в тот период. Открытия Тютчева и Некрасова еще впереди. Костромская поэтесса Юлия Валериановна Жадовская проникает в сокровенные тайники женской души. В ее стихах любовь предстает как динамичное, развивающееся чувство. | Поэзия Жадовской исповедальна. В лирическом дневнике героини отражён конкретный духовный опыт - боль безнадёжной любви, мужественное принятие судьбы, одиночество, самоотречение. Лирическая героиня покоряет читателя: она способна подняться над собой, над своим горем, одолеть эгоизм могучей силой самоотвержения. И, словно в награду за это мужество, живое чувство любви вспыхивает вновь при звуках песни, при весеннем пробуждении природы («Ты всюду предо мной: повеет ли весна,// Я чувствую тебя в отраде тайной…»). Любовь в стихах поэта изображается как трагическое и одновременно очень светлое чувство. Трагическое, потому что влюбленные никогда не смогут быть вместе, а светлое, потому что любовь делает человека прекрасным, наполняет его жизнь смыслом. |
9. Индивидуальная творческая работа | А теперь, пользуясь материалами урока, напишите вступительное слово к сборнику стихов Ю.В.Жадовской под названием «Любовь». Выскажите ваши мысли, постарайтесь передать чувства, поделитесь сделанными открытиями. | Индивидуальная творческая работа |
10.Социализация и рефлексия | – Прочитайте ваши работы. «Я все еще его, безумная, люблю!..» - вот лейтмотив творчества Ю.В. Жадовской. Сколько чистоты, нежности, силы в ее стихах. Хочется верить, что вы еще не раз возьмете в руки томик стихов поэтессы и прикоснетесь к ее лирике. Закончить нашу встречу я предлагаю романсом на стихи Юлии Валериановны Жадовской. | Чтение творческих работ |
Приложение№1
ЛЮБОВЬ Она кротка и терпелива, Порой смела, красноречива; В ней нет ни хитрости, ни зла! И милосердна и добра, Она обиды забывает; Неверия в ней тени нет; Её не знает грубый свет- Она его проходит мимо; Зато звездой неугасимой В сердцах избранников горит И счастьем неба их дарит. *** Я вновь полна чудесных звуков И сладких песен старины, Как прежде душу мне объемлют Надежд, любви святые сны! Что ж? сердце их принять готово- Готово в прошлом погостить И в области мечты волшебной Земное горе позабыть… ВЗГЛЯД Я помню взгляд - мне не забыть тот взгляд, - Он предо мной горит неотразимо: В нем счастья блеск, в нем страсти сладкий яд, Огонь любви, тоски невыразимой. Он душу мне так сильно взволновал, Он новых чувств во мне родил так много, Он сердце мне надолго оковал Неведомой и сладостной тревогой… ПРОЩАЙ Прощай! Не нужно мне участья: Не жалуюсь, не плачу я. Тебе – вся прелесть бытия, Тебе – весь блеск земного счастья, Тебе – любовь, тебе – цветы, Тебе – все жизни наслажденья; Мне – сердца тайные мученья Да безотрадные мечты. Прощай! Пришла пора разлуки… Иду в печальный, долгий путь… Бог весть, придется ль отдохнуть Мне здесь от холода и скуки! МИГ ОБНОВЛЕНИЯ Свежесть утра, роз дыханье, Говор светлых вод, Гибких веток колыханье, Ясный неба свод,- Все мне в душу обаянье И надежду льет; Все печальное забыто, Новый мир встает, И о том, что уж прожито, Вспомнить не дает. Тайной силой обновленья Дышит грудь моя, Впредь печали и сомненью Не поддамся я. И среди житейской битвы Твердо сохраню Веру сердца, пыл молитвы И любовь мою. | *** Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя; Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я - никого, никогда! Ты новые лица увидишь И новых друзей изберёшь; Ты новые чувства узнаешь И, может быть, счастье найдешь. Я – тихо и грустно свершаю, Без радостей, жизненный путь; И как я люблю и страдаю – Узнает могила одна! *** После долгой, тяжелой разлуки При последнем печальном свиданье Не сказала я другу ни слова О моем безутешном страданье; Ни о том, сколько вынесла горя, Ни о том, сколько слез пролила я, Как безрадостно целые годы Понапрасну его все ждала я. Нет, лишь только его увидала, Обо всем, обо всем позабыла; Не могла одного лишь забыть я- Что его беспредельно любила… *** Любви не может быть меж нами: Её мы оба далеки; Зачем же взглядами, речами Ты льешь мне в сердце яд тоски? Зачем тревогою, заботой С тобой полна душа моя? Да, есть в тебе такое что-то, Чего забыть не в силах я; Что в день печали, вдень разлуки В душе откликнется не раз, И старые пробудит муки, И слезы вызовет из глаз. *** Как сильно тебя я любила, Тебя, незабвенный мой друг! Теперь уж не то, я покойней, Проходит душевный недуг. Теперь твое имя я слышу Без трепета в сердце моём, - То имя, что прежде так чудно Меня обливало огнем. Теперь я могу, не бледнея, Мой друг, говорить о тебе, Расстались на век мы с тобою, - Так видно угодно судьбе… Но часто в час сумерек тихий, Когда я бываю одна, - Мне грустно, - горько я плачу, Незваной печалью полна. И трепет меня проникает, И сердце болит у меня, - И, кажется, я умерла бы, Когда б увидала тебя! *** Я все еще его, безумная, люблю! При имени его душа моя трепещет; Тоска по-прежнему сжимает грудь мою, И взор горячею слезой невольно блещет. Я все еще его, безумная, люблю! Отрада тихая мне в душу проникает, И радость ясная на сердце низлетает. Когда я за него Создателя молю. |
Список литературы
1. Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Ю.В. Жадовская// Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели ярославского края. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1990.
2. Базанов В.Г., Бессонов Б.Л., Бихтер A.M. Примечания // Поэты демократы 1870 - 1880-х гг. Л.: Сов. писатель, 1968.
3. Банников Н.В. Ю.В. Жадовская. Биографический очерк и примечания // Русские поэтессы XIX века. М.: Советская Россия, 1979.
4. Банников Н.В. О русской поэзии // Русские поэты XVIII XIX вв.: Антология / Сост. В.И. Коровина и В.А. Сайтанова. М.: Дет. лит. 1985.
5. Бочков В. Дом с колоннами (о поэтессах А.И. Готовцевой и Ю.В. Жадовской) // Северная правда. 1973. 26 июня.
6. Ванкович Л. Юлия Жадовская (к биографии русской поэтессы 1824 -1883)//Неман. 1974. № 9.
7. Лебедев Ю.В. Юлия Валериановна Жадовская//Вечные всходы/ Сборник очерков о писателях Костромского края. Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1986.
8. Лебедев Ю.В. Литература 7-9 классы, учебная хрестоматия/Москва: Просвещение, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...