Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfografiya_11_klispravlena.docx | 59.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Ангарск-2015
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Раздел III. Учебно-тематический план
Раздел IV. Календарно-тематический план
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса
Раздел VI. Формы и средства контроля
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
Приложение
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы элективного (факультативного) курса для 10-11 классов «Русское правописание: орфография и пунктуация (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год.
Программное и учебно-тематическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 | 3 | - | - | Программа «Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов» (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год. | Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013 | Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Орфография. Пунктуация / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2011. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Упражнения и комментарии / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2009. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013 |
Структура документа
Рабочая программа по факультативному курсу представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание факультативного курса представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":
Повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим необходимо:
- Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
- - Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
- - Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Общеучебные компетенции и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать , понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила правописания). А также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные компетенции:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Приоритетной задачей обучения в основной школе является развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся; коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 11 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Авторская программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 11 класса(автор-составитель С.И.Львова) дает представление о том, как нужно распределять материал по темам, представлена последовательность изучения тем.
Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.
Основные формы организации учебного процесса представлены ниже:
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные
(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы.
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
(13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).
Знаки препинания между частями сложного предложения
(8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Раздел III. Учебно-тематический план
Тема | Теоретические часы, практикумы | Самостоятельные работы | Контрольные работы, педагогическая диагностика | Конечный результат по разделу | ||
Речевой этикет в письменном общении ( 2 часа) | ||||||
Речевой этикет как правила речевого общения | 1 | работа с картой урока | Тест | Знать: смысл понятий: речевой этивет, речевая ситуация. этикетные формы извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)- Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, переменять основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях | ||
Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том числе при виртуальном общении. | 1 | работа с картой урока | Тематический тест | |||
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания ( 2 часа) | ||||||
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | 1 | Работа с картой урока | Тест | Знать: сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков Уметь: применять разделительные знаки препинания , знаки завершения при передаче чужой речи, между частями СП | ||
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Разделы русской пунктуации | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания в конце предложения ( 1 час) | ||||||
Знаки препинания в конце предложения | 1 | Работа с картой урока | Тест | Знать: понятие предложение и его основные при знаки Уметь: определять границы предложения, употреблять точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. | ||
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч) | ||||||
Знаки препинания между членами предложения. Правили постановки тире . Тире в неполном предложении | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: Система правил данного раздела пунктуации. Правила постановки знаков препинания между членами предложения, между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Уметь: обособлять члены предложения, распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные определения. Обособлять причастные и деепричастные обороты. знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | ||
Знаки препинания между однородными членами предложения. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической характеристики предложения | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Обособление приложений. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Обособление уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч) | ||||||
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Уметь: употреблять знаки препинания внутри СП, выполнять семантико-интонационный анализ предложений, грамматико-интонационный анализ предложений. | ||
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Употребление знаков препинания между частями сложносочиненного предложения | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Употребление знаков препинания между частями бессоюзного предложения | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания при передаче чужой речи ( 3 часа) | Работа с картой урока | |||||
Знаки препинания при прямой и косвенной речи | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать ми понимать понятия Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Уметь: применять в практике письма данное правило. | ||
Оформление на письме прямой и диалога | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Разные способы оформления на письме цитат | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Знаки препинания в связном тексте (4 ч) | ||||||
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым настроем | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: понятие связный текст, авторские знаки препинания , абзац как пунктуационный знак, передающий структурно0смвсловые членение текста | ||
Роль контекста в выборе пунктуационного знака | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Авторские знаки препинания | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Абзац как пунктуационный знак | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |||
Раздел IV. Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |||||||
План | Факт | |||||||||||||
1 | Речевой этикет как правила речевого общения | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Знать: смысл понятий: речевой этикет, речевая ситуация. этикетные формы извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, переменять основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, | 03,09 | |||||||
2 | Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том числе при виртуальном общении. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | 10,09 | ||||||||
3 | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Тематический контроль | Знать: сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков Уметь: применять разделительные знаки препинания , | 17,09 | |||||||
4 | Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический | Знать: Основные функции пунктуационных знаков Уметь: применять, знаки завершения при передаче чужой речи, между частями СП | 24,09 | |||||||
5 | Разделы русской пунктуации | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков Уметь: применять разделительные знаки препинания , | 01,10 | |||||||
6 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков Уметь: применять разделительные знаки препинания , | 08,10 | |||||||
7 | Знаки препинания между членами предложения. Правили постановки тире . Тире в неполном предложении | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический | Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков Уметь: применять разделительные знаки препинания , | 15,10 | |||||||
8 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков | 22,10 | |||||||
9 | Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков | 29,10 | |||||||
10 | Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической характеристики предложения | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический | Знать постановку знаков препинания в предложениях с определениями | 12,11 | |||||||
11 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. | 19,11 | |||||||
12 | Обособление приложений. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. | 26,11 | |||||||
13 | Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический | Знать: Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Уметь: обособлять члены предложения, распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные определения. | 03,12 | |||||||
14 | Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Объяснительный диктант | Знать: Обособление обстоятельств, Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Уметь: обособлять члены предложения, распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные определения. | 10,12 | |||||||
15 | Обособление уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический контроль | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. | 17,12 | |||||||
16 | Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. | 24,12 | |||||||
17 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Уметь: обособлять члены предложения, распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные определения. Обособлять причастные и деепричастные обороты. знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | 14,01 | |||||||
18 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | 21,01 | ||||||||
19 | Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Тематический | Уметь: обособлять члены предложения, распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные определения. Обособлять причастные и деепричастные обороты. знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | 28,01 | |||||||
20 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Тематический контроль | Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Уметь: употреблять знаки препинания внутри СП, выполнять семантико-интонационный анализ предложений, грамматико-интонационный анализ предложений. | 04,02 | |||||||
21 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Уметь: употреблять знаки препинания внутри СП, выполнять семантико-интонационный анализ предложений, грамматико-интонационный анализ предложений. | 11,02 | |||||||
22 | Употребление знаков препинания между частями сложносочиненного предложения | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Уметь: употреблять знаки препинания внутри СП, выполнять семантико-интонационный анализ предложений, грамматико-интонационный анализ предложений. | 18,02 | |||||||
23 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический контроль | Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 25,02 | |||||||
24 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический | Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 04,03 | |||||||
25 | Употребление знаков препинания между частями бессоюзного предложения | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Уметь: употреблять знаки препинания внутри СП, выполнять семантико-интонационный анализ предложений, грамматико-интонационный анализ предложений. | 11,03 | |||||||
26 | Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический | Уметь: употреблять знаки препинания внутри СП, выполнять семантико-интонационный анализ предложений, грамматико-интонационный анализ предложений. | 18,03 | |||||||
27 | Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 01,04 | |||||||
28 | Знаки препинания при прямой и косвенной речи | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать ми понимать понятия Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Уметь: применять в практике письма данное правило. | 08,04 | |||||||
29 | Оформление на письме прямой и диалога | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | 15,04 | ||||||||
30 | Разные способы оформления на письме цитат | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Объяснительный диктант | Уметь: применять в практике письма данное правило. | 22,04 | |||||||
31 | Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым настроем | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический контроль | Знать: понятие связный текст, авторские знаки препинания , абзац как пунктуационный знак, передающий структурно0смвсловые членение текста | 29,04 | Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи. Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний | ||||||
32 | Роль контекста в выборе пунктуационного знака | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический контроль | 06,05 | ||||||||
33 | Авторские знаки препинания | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический контроль | 13,05 | ||||||||
34 | Абзац как пунктуационный знак | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм | Тематический контроль | Знать: понятие связный текст, авторские знаки препинания , абзац как пунктуационный знак, передающий структурно0смвсловые членение текста | 20,05 |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в X классе учащиеся должны:
- иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- знать языковые нормы, уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
- обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
- овладеть функциональными стилями речи;
- уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
- уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнять практические задания из КИМов;
- осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- производить информационную переработку устного и письменного текста;
- создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Раздел VI. Формы и средства контроля
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 10 -ом классе следующие:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
- тест, экспресс-тесты по темам;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- сжатое и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011 год.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.
6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.
7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.
9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.
10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.
11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.
12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012
13. И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
14.И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
15.Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»
16.Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.
17.Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов.
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.
*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 10 класс
Программа расчитана на 34 часа в год....
Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....