Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Программа расчитана на 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfografiya_10_klispravlena.docx | 64.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Ангарск-2014
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Раздел III. Учебно-тематический план
Раздел IV. Календарно-тематический план
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Раздел VI. Формы и средства контроля
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
Приложение
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы элективного (факультативного) курса для 10-11 классов «Русское правописание: орфография и пунктуация (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год.
Программное и учебно-тематическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 | 3 | - | - | Программа «Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов» (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год. | Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013 | Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Орфография. Пунктуация / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2011. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Упражнения и комментарии / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2009. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013 |
Структура документа
Рабочая программа по факультативному курсу представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание факультативного курса представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":
Повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим необходимо:
- Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
- - Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
- - Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Общеучебные компетенции и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать , понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила правописания). А также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные компетенции:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Приоритетной задачей обучения в основной школе является развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся; коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Авторская программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса(автор-составитель С.И.Львова) дает представление о том, как нужно распределять материал по темам, представлена последовательность изучения тем.
Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.
Основные формы организации учебного процесса представлены ниже:
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные
(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы.
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтении (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания;
в устной речи
от смысла--------> к средствам его выражения
в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощи тый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением умеш. шительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , Кй , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть — обезлё сить); -тъся и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Раздел III. Учебно-тематический план
Тема | Теоретические часы, практикумы | Самостоятельные работы | Контрольные работы, педагогическая диагностика | Конечный результат по разделу |
Особенности письменного общения ( 2 часа) | ||||
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 | работа с картой урока | Тест | Знать: смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников |
Возникновение и развитие письма как средства общения. | 1 | работа с картой урока | Тематический тест | |
Орфография . ( 2 часа) | ||||
Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 1 | Работа с картой урока | Тест | Знать: понятия «орфография», «пунктуация», принцип деления на части , сведения из истории русской орфографии; Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них Уметь: Находить орфограммы и пунктограммы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. |
Разделы русской орфографии. Орфографическое правило. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Правописание морфем ( 18 часов) | ||||
Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов. | 1 | Работа с картой урока | Тест | Знать: разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.Правописание гласных в корнях слов, правила, нарушающие единообразие написания корня, особенности фонетического принципа написания. Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного слова, : опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, |
Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: правописание гласных в корнях слов с чередованием. правописание согласных в корнях слов Уметь: приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; |
Группы корней с чередованием. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: правописание гласных и согласных в приставках систему орфограмм, отражающую написание суффиксов разных частей речи, типичные суффиксы имён прилагательных, написание суффиксов в форме сравнительной и превосходной степени, типичные суффиксы глаголов и их написание, Написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы правописания суффиксов прилагательных, применять в практике письма нормы правописания суффиксов глаголов, осуществлять самоконтроль, : применять в практике письма нормы правописания суффиксов глаголов, осуществлять самоконтроль, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы правописания суффиксов причастий |
Правописание приставок. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Правописание суффиксов имен существительных. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Правописание суффиксов имен прилагательных. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных. | 2 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи. Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний |
Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм Уметь: применять полученные знания в практике правописания |
Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи. Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний |
Орфографические правила, требующие различения морфем | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: условия употребления разделительных Ъ и Ь, правописание согласных на стыке морфем. Уметь: применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности |
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: условия употребления Ь после шипящих в словах разных частей речи. Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать орфографические нормы |
Слитное, дефисное и раздельное написание ( 10 час) | ||||
Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях. Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, |
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях. Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, |
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм Уметь: применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи. |
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). | 2 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. |
Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм. | 2 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: особенности написания производных предлогов. |
Образование и написание сложных слов. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: образование и написание сложных слов |
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: систему правил, регулирующих употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. |
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | |
Написание прописных и строчных букв ( 2 часа) | ||||
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест | Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. систему правил, регулирующих их написание Уметь: применять в практике письма нормы употребления прописной буквы |
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 1 | Работа с картой урока | Тематический тест |
Раздел IV. Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
Особенности письменного общения 2 часа | ||||||||
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Знать: смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников | 02/09 | ||
2 | Возникновение и развитие письма как средства общения. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | 09.09 | ||
Орфография как система правил правописания 2 часа | ||||||||
3 | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Тематический контроль | Знать: понятия «орфография», «пунктуация», принцип деления на части . Уметь: Находить орфограммы и пунктограммы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | 16.09 | |
4 | Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический | Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | 23.09 | |
Правописание морфем 18 часов | ||||||||
5 | Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: разделы и основные принципы русской орфографии. Правописание гласных в корнях слов, Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного слова, опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, | 30.09 | |
6 | Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Уметь: приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | 07.10 | |
7 | Группы корней с чередованием. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический | Уметь: приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | 14.10 | |
8 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: правописание согласных в корнях слов. Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; | 21.10 | |
9 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: правописание гласных и согласных в приставках Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | 28.10 | |
10 | Правописание приставок. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический | Знать: правописание гласных и согласных в приставках Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | 11.11 | |
11 | Правописание суффиксов имен существительных. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: правописание гласных и согласных в приставках систему орфограмм, отражающую написание суффиксов разных частей речи, типичные суффиксы имён прилагательных, написание суффиксов в форме сравнительной и превосходной степени, типичные суффиксы глаголов и их написание, Написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, опознавать, применять в практике письма нормы правописания суффиксов прилагательных, правописания суффиксов причастий | 18.11 | |
12 | Правописание суффиксов имен прилагательных. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | 25.11 | ||
13 | Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический | 02.12 | ||
14 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Объяснительный диктант | 09.12 | ||
15 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический контроль | 16.12 | ||
16-17 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных. | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | 23.12 13.01 | ||
18 | Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи. Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний | 20.01 | |
19 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | 27.01 | ||
20 | Орфографические правила, требующие различения морфем | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Тематический | 03.02 | ||
21 | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Объяснительный диктант | Знать: систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи. Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний | 10.02 | |
22 | Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: условия употребления разделительных Ъ и Ь, правописание согласных на стыке морфем. Уметь: применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности | 17.02 | |
Слитное, дефисное и раздельное написание 10 час | ||||||||
23 | Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях. Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, | 24,02 | |
24 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях. Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, | 03,03 | |
25 | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический | Знать: условия употребления Ь после шипящих в словах разных частей речи. Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать орфографические нормы | 10,03 | |
26-27 | Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм Уметь: применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи. | 17,03 07,04 | |
28-29 | Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм. | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях. Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, | 14,04 21,04 | |
30 | Образование и написание сложных слов | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: особенности написания производных предлогов. | 28.04 | |
31 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Знать: образование и написание сложных слов | 05.05 | |
32 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический контроль | Знать: систему правил, регулирующих употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. | 12,05 | |
Написание прописных и строчных букв 2 часа | ||||||||
33 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Тематический контроль | Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Уметь: применять в практике письма нормы употребления прописной буквы | 19,05 | |
34 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со слова «Строчная или прописная» | 1 | Урок контроля знаний | Практическая работа | 26,05. |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в X классе учащиеся должны:
- иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- знать языковые нормы, уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
- обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
- овладеть функциональными стилями речи;
- уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
- уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнять практические задания из КИМов;
- осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- производить информационную переработку устного и письменного текста;
- создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Раздел VI. Формы и средства контроля
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 10 -ом классе следующие:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
- тест, экспресс-тесты по темам;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- сжатое и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011 год.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.
6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.
7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.
9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.
10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.
11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.
12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012
13. И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
14.И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
15.Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»
16.Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.
17.Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов.
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.
*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 11 класс
Программа рассчитана на 34 часа в год....
Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....