Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010 годов". 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме
Курс предназначен для старшеклассников и поможет развить умения углубленного чтения и интерпретации у художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstv_potentsial11_ispravlena.docx | 66.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ангарск-2015
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Раздел III. Учебно-тематический план
Раздел IV. Календарно-тематический план
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса
Раздел VI. Формы и средства контроля
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
Приложение
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа факультативного курса «Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы» для 11 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы курса старших классов -11 -9 классов «Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы»: пособие для учителя/ С.П.Белокурова, С.В. Друговейко-Должанская,- М. «Просвещение», 2014
.
Программное и учебно-тематическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 | 3 | - | - | Программа «Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы»: пособие для учителя/ С.П.Белокурова, С.В. Друговейко-Должанская,- М. «Просвещение», 2014
| «Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы»: пособие для учителя/ С.П.Белокурова, С.В. Друговейко-Должанская,- М. «Просвещение», 2014 |
Структура документа
Рабочая программа по факультативному курсу представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":
В основе программы курса лежит систематизация новейшей литературы по тематическому принципу и интеграция традиционных и инновационных методов обучения предмету. Курс способствует реализации важнейших целей литературного образования и направлена на комплексную работу с небольшими художественными произведениями и критическими статьями, а также на создание и редактирование собственных текстов в жанре сочинения, реферата, исследовательской работы, доклада, сообщения, эссе и др.
Факультативный курс способствует формированию и совершенствованию таких универсальных учебных умений и навыков, как целостный и проблемный анализ текста, создание письменного и устного связного высказывания, моделирование, проектная деятельность и др.
Цели курса - формирование социокультурных компетенций в процессе изучения современной литературы, формирование самостоятельной личности, воспитание положительных ценностных ориентаций, осознанное понятие гуманистических позиций, заложенных в современной русской литературе, для понимания которой нужны и функциональные знания по истории и теории литературы.
Задачи программы - создавать условия для самореализации старшеклассников при изучении предмета и во внеурочной деятельности на основе сотрудничества и взаимодействия, в том числе с родителями;
-способствовать формированию общественно и личностно значимого читательского опыта;
-развивать исследовательские и творческие способности школьников;
-сориентировать старшеклассников в современной литературной ситуации;
-совершенствовать и развивать умения углубленного чтения и интерпретации художественного произведения;
-прививать навыки работы с литературно-критическими исследованиями и словарями;
-способствовать развитию эстетического вкуса; формировать умение пользоваться литературоведческой лексикой и терминологическими определениями, в которых осмысляется современная литература.
Основными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются: «медленное чтение»; самостоятельная работа ( исследование предложенных проблем, написание комплексных анализов текстов и рецензий на самостоятельно прочитанное произведение); работа в малых группах; семинары и конференции; проектная деятельность.
Прогнозируемые образовательные результаты: понимание учащимися специфики современной литературы, умение оценивать современное литературное произведение, используя при этом адекватный литературоведческий инструментарий, умение высказывать собственное мнение, овладение литературно – критическими жанрами и теоретико – литературными понятиями, участие в проектной деятельности .
Элективный курс представляет собой цикл занятий, посвященной творчеству современных авторов.
Существенным и значимым представляется отбор произведений для анализа. Несомненная ценность произведений как молодых, так и уже получивших признания читателей современных авторов заключается в гуманистическом пафосе произведений, предлагаемых для анализа в рамках курса, а также в том, что они обращены к темам и проблемам, которые всегда были в центре русской классики: «Мысль семейная», «человек и война», «герои своего времени», «человек на земле», «человек и социум», «русский национальный характер», «петербургский текст», «тема детства» и др. Темы курса опираются также на изучаемый программный материал, что позволит учащимся не только осмыслить процессы, происходящих в современной литературе, но и актуализировать уже изученные классические произведения.
Курс содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвященной 1-2 произведениям изученным текстуально, но может включать обзор и других текстов, посвященных указанной теме. При отборе текстов для элективного курса учитывалась литерно – критическая оценка, стилистическая оригинальность и доступность для учащихся.
Программой предусмотрено освоение теоретико – литературных понятий, изучение приемов цитирования и пересказов, методов анализа художественного текста; знакомства с критической литературы, работа со словарями и др. Кроме того, в процессе работы над произведением предусмотрены самостоятельные письменные работы учащихся, связанные с программными требованиями ЕГЭ, тренировочные упражнения по развитию речи, индивидуальные консультации для учащихся.
Результаты освоения элективного курса соответствуют целям освоения образовательных программ, заложенные в новом ФГОС; это предметные, метапредметные и личностные результаты. Итогам работы про программе должно стать формирование социокультурных компетенции, понимание вневременной ценности литературы как виды искусства, умение оценивать художественный и нравственный уровень литературного произведения, умение высказывать собственное мнение, овладение литературно – критическими и исследовательскими жанрами, включение в культурную практику, освоение методов проектной деятельности.
Рабочая программа факультативного курса «Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы» для 11 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Авторская программа факультативного курса «Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы» для11 класса дает представление о том, как нужно распределять материал по темам, представлена последовательность изучения тем.
Курс обеспечен Интернет-сопровождением:
- тексты произведений современной литературы, критические статьи// rолнсультационно-информационный Интернет-портал» Культура письменной речи» ( www.gramma.ru)
- исследовательские и творческие работы учащихся , выполненные в рамках освоения курса ( www.gramma.ru)
Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.
Общеучебные компетенции и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую предмет литературы выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию умений и навыков способствует активному развитию личности в широком смысле этого слова - извлекать , понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила правописания). А также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
Основные формы организации учебного процесса представлены ниже:
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные
(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы.
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Тема 1. Литература «конца-начала» века.
Литературные премии - 1 час
Литература в контексте исторической и социокультурной ситуации. Литература и литературные журналы 1990-2010-х гг. Литературные премии как фактор литературной жизни. ( Чуприн С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель. – М.: Время, 2007)
Тема 2. «Путь в герои» ( выбор жизненного пути) - 4 часа
А.Цветков «Герой рабочего класса», В. Золотуха «Последний коммунист»
Традиционная для классической русской литературы проблема поиска героя времени в рассказе А.Цветкова. Герой Цветкова как один из представителей молодого поколения 1990-х годов ( по словам критика В.Курицына «Маканин и Цветков ищут героя «внизу»). Неприкаянность молодых людей, оказавшихся лицом к лицу с проклятыми русскими вопросами «кто виноват?» и «Что делать?».
Смысл названия, адресующего к песне Дж.Леннона. чтение учителем рассказа А.Цветкова. Смысл инверсионной композиции рассказа.
Образ времени как полноправное действующее лицо рассказа. Пространство в рассказе. «Путь в герои»: обретения и потери героя конца 20 века, когда выразителем времени становится личность, утратившая почву, семью, религию, культуру, идущая к полному самоубийственному опустошению. Судьба «растерянного поколения» в «Герое рабочего класса» А.Цветкова
Роль художественной детали. Жанр короткой поэмы.
«Герой времени» в повести В.Золотухи «Последний коммунист». «Социальный ракурс» в повести. Идеологические установки и нравственные ценности, которые отстаивают герои В.Золотухина.
Образы отца и сына Печёнкиных. Бунт Печёнкина-младшего против отца.
Окружение ( друзья и соратники) героев как способ создания их образов.
Литературные и исторические реминисценции в повести и их роль в раскрытии авторского замысла («Катехизис революционера» С.Г.Нечаева, «Идиот» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Отцы и дети» И.С.Тургенева и др.). роль пародийного начала в тексте.
Символика образов хрустальной часовни и кинотеатра в повести. Финал повести как ответ писателя на вопрос о взаимоотношениях старой и новой идеологии.
Сопоставление произведений В.Золотухина и А.Цветкова. произведения А.Цветкова и В.Золотухина как трагедия и трагифарс.
Для самостоятельного чтения: Алешковский П. Жизнеописание Хорька//Дружба народов.- 1993.-№7; Варламов А.Лох// Варламов А. Последние времена.- М.: АСТ,2010; Горланов Н., Бакур В. Чужая душа.- М.: СовА, 2005; Ермаков О. Свирель вселенной. – М.: Изд-во Лимбаха, 2001; Пелевин В. Омон Ра.- М., 2000.
Тема 3.. «Умом Россию не понять…»
(Русский национальный характер)-4часа
В Пьецух «Драгоценные черты», П.Крусанов «Бом-Бом», «Ночь внутри».
Взгляд на судьбу России и национальный характер представители иронического авангарда В.А. Пьецуха: демифологизация действительности; отказ от морализаторства; погружение в «грубый и зримый» быт; замаскированность авторской позиции; сказовость и предоверение повестования рассказчику как приемы.
Традиции В.Н. Гоголя А.П.Чехова М.А. Булгакова М.М. Зощенко В.М. Шукшина в рассказах цикла. Анекдотические сюжетные коллизии, элементы фантастики и фантасмагории, классические литературные сюжеты, «вплавленные « в ткань повествования (сюжет «Преступления и наказания» в «Новой московской философии»). Абсурд существования как источник авторской иронии. Цитатность, обращение к разлчным культурным пластам как черта прозы Пьецуха.
Пограничность иронического авангарда и постмодернизма. Ирония и самоирония как важнейший конструктивный элемент постмодернистского текста. Постмодернизм как явление, « наследующее скептицизм 18 века, двоемирие символизма, предметность акмеизма, аналитичность футуризма, абсурдизм обэриутов. Перемешавший все стили и пропустивший их через призму иронии» (Зубова Лю.В. Современная русская поэзия в контексте истории языкеа. – М.: Новое литературное обозрение,2000)
Пародия как ведущий литературный прием, формирующий художественный строй рассказа В.Пьецуха и выражающий авторскую идеею. Многообразие анекдотических коллизий в рассказах писателя: бытовой анекдот («Драгоценные черты», «Русские анекдоты»), исторический («Роммат»), философский («Новая московская философия»). Гоголевская традиция под перорм Пьецуха: «смех сквозь слезы».
Самостоятельная групповая работа с текстами В.Пьецуха в системе параллелей с классикой: «Смерть чиновника», «Злоумышленник» А.П.Чехова; «Охотники за черепами», «Гнилая интеллигенция» М.А.Булгакова; «Аристократка», «Беда», «Игра природы», «На живца», «Операция», «Обезьяний язык» М.М.Зощенко; «Мой зять украл машину дров», «Бессовестные» В.М.Шукшина; «Лишний», «Компромисс», Чемодан» С.Д.Довлатова.
Ведущие мотивы рассказов. Авторское отношение к изображаемому. Групповая работа с рассказами цикла «Драгоценные часы». Прогнозирование сюжета. Соотношение названия и содержания. Иронически или серьезно сам автор выставляет подобный заголовок?
Как через анекдот Пьецух «пытается схватить какие-то черты национального характера, понять, какие мы и почему мы такие?
П.Крусанов «Бом-Бом» анализ отзывов критики о романе. Стиль Крусанова: аллюзии и реминисценции как ключ к роману. Роман как «петербургский текст». Образ города в романе. Проблема выбора и вопрос самоопределения человека – творца российской истории: Андрей Норушкин и его предназначение. Анализ вариантов финала.
Тема народа и народного героя. Народные типы в романе. Символика романа. Элементы сказки и легенды и их в произведении. Символика фамилии главного героя. Миссия рода Норушкиных в отечественной истории. Роль отдельного человека в историческоми процессе. Русский человек в потоке истории в романе «Ночь внутри»
Сочинение в жанре слова о писателе 1 час
Сочинение по творчеству В.Пьецуха или П.Крусанова
Для самостоятельного чтения: Петрушевская Л. Песни восточных славян//Норвый мир.-1990. - № 8.; Пьецух В. Центрально-ермолаевская война// В,Пьецух. Левая сторона.- М.: НЦ Энас: Глобус,2008 Пьецух В. Циклы. Драгоценные черты.- М., .- М., 1991;
Пьецух Русские анекдоты// Октябрь.-1999-№5; Крусанов П. Укус ангела.- СПб.: Амфора,2002; Крусанов П. Амеиканская дырка.- СПб, Амфора,2005; Васильева А. Моя Марусечка//Знамя.-1999 - №4; Буйда Ю. Борис и Глеб// Знамя.-19997- №1-2; Василенко С. Дурочка// Новый мир.- 1998.з- « 11.
Тема 4. «Мысль семейная» (человек в кругу семьи) - 4 часа
Д.Бакин «Сын дерева». «Страна происхождения».
Д. Бакин – автор девяти рассказов, за один из которых ему присуждена премия «Антибукер». «Очень личные сюжеты» прозы писателя. Особая система поэтики Бакина: затянутость экспозиции, медленное разворачивание сюжета, смещение кульминации ближе к финалу текста. Метафоризация языка; система антиномий в рассказе.
Тема дома и домостроительства в рассказе. Образы отца и матери героя. Образы братьев и невесток как воплощение разрушительных для семьи начал. Взаимоотношения в микромирах семей отцов и детей. Образ сына дерева в рассказе. Роль повествователя. Метафорический смысл древней легенды в рассказе. Аналитическое чтение кульминационного эпизода в рассказе « У реки». Персонифицированный символ подвижного- Александра и персонифицированный символ недвижного- сын дерева в эпизоде «У реки».
Проблемный вопрос: почему же герой отказывается от движения - реки и навек выбирает неподвижность-дерево? Во имя чего герой отказывается от уже случившегося чуда? Гуманистический смысл рассказа писателя.
Символика цвета в рассказе. Особенности хронотопа рассказа.
Сопоставление рассказа Дмитрия Бакина и «Сын дерева» с другими семейными текстами современной литературы.
Д. Бакин «Страна происхождения».
Смысл названия сборника. Неразгаданность своего человеческого предназначения как главная тема многих рассказов писателя. Роль снов и воспоминаний в судьбах героев.
«Двоящиеся» герои Бакина. Внутренняя жизнь персонажей и их внешнее существование. Как и почему удается соединить «половины» двоящейся реальности?
Образ Пала ( сквозной в рассказах «Листья», «Корень и цель», «Страна происхождения») и его роль в рассказах.
Как вы понимаете фразу писателя: «Жизнь занимает место, освобожденное смертью, и на нее обрушивается наследство»?
Особенности языка и стиля писателя.
Какова «цена беспамятства» для Бакинских героев? Есть ли у них надежда на спасение? Комментирование высказываний критиков: « В прозе Бакина экзистенциально голый человек окружен враждебными стихиями и , как кольцом огня, окружен смертью. Но Бакинский человек упорно не верит и не доверяет смерти, противостоит ей своей любовью» ( Иванова Н. Преодоление постмодернизма// Знамя.- 1998 - № 4.) Можно ли согласиться с этим суждением?
Для самостоятельного чтения: Улицкая Л. Бедные родственники. – М.: Вагриус, 2001; Улицкая Л. Медея и ее дети; Улицкая Л Казус Кукоцкого; Улицкая Л Люди нашего царя; Варламоав А Рождение; Петрушевская Л. Маленькая Грозная; Окуджава Б. Упраздненный театр; Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть ( и другие рассказы). Токарева В. Лавина; Геласимов А. Дом на Озерной; Маканин В Голубое и красное; Маканин А. Удавшийся рассказ о любви; Санаев П. Похороните меня за плинтусом.
Тема 5.»Чудо в земле обетованной»
(общественное благо и счастье человека) – 4 часа
Ю.Буйда. «Отдых на пути в Индию», «Чудо о Буянихе» и другие рассказы из книги «Прусская невеста»
Особенности композиции книги Ю. Буйды. Значение фамилии автора, названия произведения. Почему о первом говорится в заключительной части книги, а о втором – в предисловии к ней? Что такое миф? Можно ли назвать сюжеты новелл книги мифологическими или мифическими?
Сопоставительный анализ двух новелл из книги «Прусская невеста»: рассказов «Отдых на пути в Индию» и «Чудо о Буянихе».
«Отдых на пути в Индию» как своеобразный камертон книги, ключ к пониманию авторского замысла. Приметы, привязывающие описание к реальности , и художественные приемы, придающие повествование , характер фантасмагории. Символика «корабля» в индоевропейской мифологии и образа русской речи (по словарям символов, образов, фразеологизмов). Значение топонима «Индия» для русского создания. Реальное и символическое, приметы конкретного времени и временные архетипические детали в тексте новеллы. Соотношение фантастики и реальности в рассказе. Символический смысл сюжета произведения-путешествие на корабле в Индию. Образы корабля-призрака, коллективного миража и морока. Роль мифа и мифотворчества в новелле.
»Чудо о Буянихе» как своеобразная антитеза рассказу «Отдых на пути в Индию». Смысл заглавия, роль самостоятельного жанрового определения (поэма) и надзаголовка («Апокрифы нового времени»). Символический план рассказа. Параллели с житийной литературой. Черты агиографического жанра в структуре произведения. Роль аллюзий на произведения мировой литературы, мифологических, фольклорных, библейских параллелей в рассказе.
»Чудо о Буянихе» как композиционный центр сборника новелл Ю. Буйды. Буяниха как сквозной персонаж «Прусской невесты». Жизнь и смерть героини, олицетворяющей целую эпоху в истории городка. «Человек есть тайна» (Ф.М. Достоевский). Тайна Буянихи.
Общая идея, сближающая новеллы «отдых на пути в Индию» и «Чудо о Буянихе».
Для самостоятельного чтения: У л и ц к а я Л. «Люди нашего царя»; А с т а ф ь е в В. «Пролетный гусь» Буйда Ю. «Лета» В а с и л ь е в а А. «Моя Марусечка». У л и ц к а я Л. «Сонечка». У л и ц к а я Л. «Бедные родственники». Т о к а р е в а В. «Я есть» «Ты есть». Токарева В. «Лавина».
Тема 6. «На благословенной и такой неуютной земле..»
(человек на земле) – 2ч.
Б. Екимов. «Пиночет».
Знакомство с критической литературой по теме. Сравнение оценок повести Б. Екимова в критике. Место повести среди произведений «деревенской прозы».
Два «портрета» деревни *(«при старшем Корытине» и «три года тому назад»). Что изменилось с приходом младшего Корытина?
Семейство Моргунов в повести. Два «портрета» Моргунов. Аналитическое чтение эпизодов «Корытин и Ваня в гостях у Моргунов» и «Выход Моргунов из колхоза». Отношение к этой семье автора и средства выражения авторской позиции в повести.
Моргун и Ваха. Сравнительная характеристика.
Образ мальчика. Вани в повести. Сопоставление образов Алика(«пастушья звезда»), Якова («Фетисыч») и Вани («Пиночет»)
Аналитическое чтение исповеди Степана. Тема богатырства в повести.
Образ времени в «Пиночете». Кто виноват в отчужденности людей друг от друга-«такое время» или сами люди?
Роль пейзажа в повести. Сопоставительный анализ пейзажных зарисовок.
Образ Корытина. Вопрос о цели и средствах. Как Корытин понимает требования времени? Роль «недопетой песни» в повести Сцепление эпизодов в произведении.
Смысл финала. «Отзвуки» библейских заповедей в «Пиночете».
Для самостоятельно чтения.: Екимов Б. «Высшая мера. Повести и рассказы»; Варламов А. «Дом в деревне»; Распутин В. «Изба»; Распутин В. «В ту землю»; Носов Е. «Яблочный спас» .
Тема 7. «Ах, война..война.. Болеть нам ею – не переболеть..»
(Человек и война) – 4 часа
В. Маканин. «Кавказский пленный», О. Ермаков. «Последний рассказ о войне».
«Утаенные войны» в современной литературе (афганская, чеченская войны). Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный» в оценке критики. Создание ситуации для диспута: кто из критиков более точен в постижении авторского замысла. Смысл названия рассказа. Значение слов пленник и пленный и сфера их употребления.
Анализ ключевых эпизодов (гибель Бояркова, солдаты на даче полковник , охота на боевиков и др). Авторское отношение к изображаемому, раскрывающееся прежде всего в языке произведения.
Образы Рубахина и Вовки – стрелка. Роль приема умолчания в создании образов. Роль портрета в рассказе. Мотив «спасительной красоты» в рассказе.
Слово о писателе О. Ермакове. Мастерство автора в изображении атмосферы афганской войны. Роль особого языка «афганцев» в рассказе.
Человек и война в рассказе. О. Ермакова. Мотив красоты в рассказе. Многозначность названия рассказа: «последний рассказ» о последней войне советской империи уроки войны и уроки памяти. Символический подтекст в именовании героя.
Смысл вставных эпизодов-новелл (случаев из афганской жизни, вкрапленных в текст). Значение художественных деталей (образы темной птицы, Одиссея). Особенности хронотопа и композиции рассказа, Авторская позиция и способы ее выражения в тексте. Смысл двойного финала. Какой из вариантов завершения «последнего рассказа» о войне кажется вам более сильным? Тема памяти, покаяния и искупления в «Последнем рассказе о войне».
Язык и стиль рассказа. Слияние голосов автора и рассказчика – прием прозы Ермакова; жестокость, ясность языка, неожиданность «сцеплений».
Что сближает ермаковский текст с маканинским и что различает их?
Для самостоятельного чтения: Астафьев В. «так хочется жить»: Алексиевич С.»Цинковый мальчик» Горзев В. «Перевал»: Ермаков О. «Знак зверя»; Ермаков О. «Рассказы»; Кондратьев В. «Искупить кровью»; Таривердиев К «Ловушка.» «Перебежчик»% Маканин В. Асан; Геласимов А. Жажда; Волос А. «Хуррамабад»
Тема 8. «Блеск и нищета популярного жанра» ( детектив, фантастика, авантюрный роман ) – 5 часов
Б. Акунин «Азазель», М Успенский «Там, где нас нет», М.Веллер «Приключения майора Звягина»
Массовая литература как явление современной культуры ее роль в жизни общества. Жанры с массовой литературы ( любовный роман, детектив, вестерн, фантастический роман и пр.). Регламентация текстов с точки зрения сюжета, его основных перипетий. Действующих лиц, языка, манеры повествования. Рецепты массовой литературы: заимствование теми сюжетов классического искусства, их адаптация для массового читателя. Характерные особенности массовой литературы: подчиненность стереотипам, ослабленность роли автора, принцип серийности и т.д.
Б Акунин т его роман «Азазель». Варианты истолкования псевдонима и заголовка. Аллюзии на известные произведения классической литературы 19 и 20 века и смысл их появления в тексте. Какие исторические лица скрываются за псевдонимами в романе Б.Акунина? Отсылки к «Преступлению и наказанию» и «братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского и их роль в романе Б.Акунина. Детективный (преступления и их разгадка), культурно-исторический (антураж столичной и московской жизни последней 19 в., исторические лица) литературный (аллюзии и реминисценции из классической литературы) и мифологический (вечные темы и сюжеты, своеобразно интерпретированные писателем) пласты романа. Роль языковой стилизации и включения в текст цитат из классических произведений. Прием литературного коллажа как форма интеллектуальной игры с читателем.
Игра «По страницам классической литературы с романом Б. Акулина»
Образ Эраста Петровича Фандорина. Нравственные принципы героя.
«Филологическая фантастика» М.Успенского. Определение жанра фэнтези. Особенности хронотопа романа «Там, где нас нет.» Приемы создания образов героя, пейзажа, «местного колорита».
Какие языковые «находки» автора показались вам остроумными, какие - изысканными, оригинальными, грубоватыми? Роль топонимов и антропонимов в книге М.Успенского. языковая игра (переиначивание фразеологизмов, поговорок, пословиц, и афоризмов в тексте романа) и ее роль в произведении. Значение упоминаний о литературных, мифологических и фольклорных героях.
Образы Жихаря и Принца Яр-Тура. Тема борьбы добра и зла в романе. Сходство романа с фольклорными произведениями и отличие от них.
М.Веллер Ии его роман «приключения майора Звягина». «набор качеств», характерный для положительных героев произведений классической литературы. Какими чертами , с вашей точки зрения, должен обладать герой времени сегодняшнего? Что входит в содержание понятий герой, герой времени, идеальный герой, антигерой?
«Приключения майора Звягина» как современный плутовской роман. Образ главного героя. Современный тип «героя времени2. Звягин как герой-деятель. Положительным или отрицательным представляется персонаж М.Веллера? переклички между «Приключениями майора Звягитна» М.Веллера, «Мертвыми душами» Н.В.Гогля и «Преступлением и наказанием» Ф.Достоевского. Звягин как антигерой.
Для самостоятельного чтен7ия: Веллер М. Любит-не любит. Приключения майора Звягина-2. Житинский А. Снюсь и др повести. Успенский С. «Там, где нас нет», «Время Оно», «Кого за смертью посылать». Акунин Б. «Лефиафан»
Тема 9. «Как современники читают классику, или Альтернативная истоиия литературы» ( русская классика глазами современных авторов) – 4 часа
Тема 10. Заключительное занятие - 1 час. Подведение итогов работы. Рекомендации по самостоятельному чтению.
Раздел III. Учебно-тематический план
Тема | Теоретические часы, практикумы | Самостоятельные работы | Контрольные работы, педагогическая диагностика | Конечный результат по разделу |
Литература «конца-начала» века. Литературные премии - 1 час | ||||
Литература в контексте исторической и социокультурной ситуации, Литературные премии как фактор литературной жизни. | 1 | работа с картой урока | Тест | Знать: понятие литературная премия, основных лауреатов ; особенности литературы 1990-2010 г. Уметь: рассуждать о литературе в контексте исторической и социокультурной ситуации. |
«Путь в герои» ( выбор жизненного пути) - 4 часа | ||||
А.Цветков «Герой рабочего класса», Герой Цветкова как один из представителей молодого поколения 1990-х годов. «Путь в герои»: обретения и потери героя конца 20 века | 1 | работа с картой урока | Тематический | Знать: понятие проблемы поиска героя времени; образ времени, пространство в рассказе, роль художественной детали, жанр короткой прозы, литературные и исторические реминисценции в повести их роль в раскрытии авторского замысла. Уметь сопоставлять произведения разных авторов. Определять роль пародийного начала в тексте; роль художественной детали в рассказе; выявлять авторский замысел в рассказе. |
Смысл названия, адресующего к песне Дж.Леннона. Смысл инверсионной композиции рассказа | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Образ времени как полноправное действующее лицо рассказа. Судьба «растерянного поколения» в «Герое рабочего класса» А.Цветкова | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Герой времени» в повести В.Золотухи «Последний коммунист». «Социальный ракурс». Образы отца и сына Печёнкиных. Бунт Печёнкина-младшего против отца. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
«Умом Россию не понять…» (Русский национальный характер)-4часа | ||||
В Пьецух «Драгоценные черты». Взгляд на судьбу России | 1 | работа с картой урока | Тематический | Знать: понятия: русский национальный характер, анекдотический сюжет, коллизии. Фантасмагория, абсурд как источник авторской иронии, авангард, постмодернизм, пародия как ведущий литературный прием, формирующий строй рассказа, аллюзии и реминисценции. Уметь определять традиции классиков в рассказах В.Пьецуха, символику романа, элементы сказки и легенды в произведении, их роль в произведении, роль отдельного человека в историческом процессе. |
Традиции В.Н. Гоголя А.П.Чехова М.А. Булгакова М.М. Зощенко В.М. Шукшина в рассказе. Анекдотические сюжетные коллизии | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Пародия как ведущий литературный прием, формирующий художественный строй рассказа В.Пьецуха и выражающий авторскую идею | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
П.Крусанов «Бом-Бом». Стиль Крусанова: аллюзии и реминисценции как ключ к роману. Роман как «петербургский текст». Андрей Норушкин и его предназначение. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Рр Подготовка к сочинению в жанре слова о писателе | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
«Мысль семейная» (человек в кругу семьи) - 4 часа | ||||
Д.Бакин «Сын дерева». Тема дома и домостроительства в рассказе. Образы отца и матери героя. | 1 | работа с картой урока | Тематический | Знать: композиционные особенности произведений автора, систему антиномий в рассказе, Уметь отвечать на проблемный вопрос, определять символику цвета в рассказе, особенности хронотопа, сопоставлять рассказ с другими «семейными» текстами современной литературы. |
Взаимоотношения в микромирах отцов и детей. Образ сына дерева в рассказе. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Символика цвета в рассказе. Особенности хронотопа. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Сопоставление рассказов Д.Бакина. особенности языка и стиля писателя | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
«Чудо в земле обетованной» (общественное благо и счастье человека) - 4 часа | ||||
Ю.Буйда «Отдых на пути в Индию». Особенности композиции | 1 | работа с картой урока | Тематический | Знать: особенности композиции . символику элементов произведения, приметы конкретного времени и вневременные , архетипические детали в тексте . |
Соотношение фантастики и реальности в рассказе, приметы конкретного времени и вневременные , архетипические детали в тексте. | 1 | работа с картой урока | Тематический | Уметь сопоставлять произведения, определять символический смысл сюжета произведения. Роль мифа и мифотворчества в произведении. |
«Отдых на пути в Индию» и «Чудо о Буянихе». Сопоставительный анализ. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Черты агиографического жанра в структуре произведения. Роль аллюзий на произведения мировой литературы. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
«На благословенной и такой неуютной земле..» ( человек на земле) - 2 часа | ||||
Б. Екимов «Пиночет». Сравнение оценок повести в критике. Место повести среди «деревенской прозы». | 1 | работа с картой урока | Тематический | Знать: критические статьи по данной теме. Понятие «деревенская проза». Место произведения в «деревенской прозе» Уметь сравнивать образы героев, образ времени, определять роль пейзажа в произведении |
Семейство Моргунов в повести. Отношение автора и средства выражения авторской позиции в повести. Смысл финала. «Отзвуки» библейских заповедей в «Пиночете» | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
«Ах, война, война.. Болеть нам ею - не переболеть..» ( человек и война ) – 4 часа | ||||
В.Маканин «Кавказский пленный». О.Ермаков «Последний рассказ о войне». «Утаённые войны» в современной литературе | 1 | работа с картой урока | Тематический | Знать: высказывания критиков в отношении произведений о войне; эпизод-новелла Уметь определять, кто из критиков более точен в постижении авторского замысла. Роль портрета в рассказе, определять символичный подтекст в именовании героя, значение художественных деталей ( образы темной птицы, Одиссея) |
В.Маканин «Кавказский пленный». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
О.Ермаков. Слово о писателе. Мастерство писателя в изображении афганской войны. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Тема памяти. Покаяния и искупления в «Последнем рассказе о войне..» | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Блеск и нищета популярного жанра ( детектив, фантастика, авантюрный роман) – 5 часов | ||||
Массовая литература. Характерные особенности: подчиненность стереотипам, ослабленность роли автора, принцип серийности. | 1 | работа с картой урока | Тематический | Знать: понятия герой, герой своего времен, идеальный герой, антигерой. Положительные качества героя. Уметь: находить аллюзии на произведения литературы 19 и 20 века, определять роль языковой стилизации и включения в текст цитат из классической литературы, приемы создания образов героев, пейзажа, местного колорита. |
Б. Акунин «Азазель». Варианты истолкования псевдонима и заголовка. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Аллюзии на известные произведения классической литературы 19 и 20 века и смысл их появления в тексте. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
М.Веллер «Приключения майора Звягина» как современный плутовской роман. Образ главного героя. | 1 | работа с картой урока | Тематический | |
Современный тип «героя времени». Звягин как герой-деятель | ||||
«Как современники читают классику, или Альтернативная история литературы» ( русская классика глазами современных авторов) - 4 часа | ||||
«Литературная матрица: Учебник , написанный писателями». Интерпретация классики современными авторами | 2 | работа с картой урока | Тематический | Знать взгляды критиков на современную литературу Уметь писать и редактировать статью |
Проект. «Литературная матрица» ( посвящается авторам-современникам) | 2 | работа с картой урока | Тематический | |
Новые авторы в литературе | 1 | работа с картой урока | Тематический |
Раздел IV. Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
Литература «конца-начала» века. Литературные премии - 1 час | ||||||||
1 | Литература в контексте исторической и социокультурной ситуации, Литературные премии как фактор литературной жизни. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа с текстом, составление списка литературы, запись справочного материала, Запись тезисов лекции. | Тематический | Знать: понятие литературная премия, основных лауреатов ; особенности литературы 1990-2010 г. Уметь: рассуждать о литературе в контексте исторической и социокультурной ситуации. | 02/09 | |
2 | А.Цветков «Герой рабочего класса», Герой Цветкова как один из представителей молодого поколения 1990-х годов. «Путь в герои»: обретения и потери героя конца 20 века | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Объяснительный диктант | 09.09 | ||
3 | Смысл названия, адресующего к песне Дж.Леннона. Смысл инверсионной композиции рассказа | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, беседа по вопросам, словарная работа, | Тематический контроль | Знать: понятие проблемы поиска героя времени; образ времени, пространство в рассказе, Уметь сопоставлять произведения разных авторов. Определять роль пародийного начала в тексте | 16.09 | |
4 | Образ времени как полноправное действующее лицо рассказа. Судьба «растерянного поколения» в «Герое рабочего класса» А.Цветкова | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения | Тематический | Знать: понятие проблемы поиска героя времени; образ времени, пространство в рассказе, роль художественной детали, литературные и исторические реминисценции в повести Уметь сопоставлять произведения разных авторов. Определять роль пародийного начала в тексте | 23.09 | |
5 | Герой времени» в повести В.Золотухи «Последний коммунист». «Социальный ракурс». Образы отца и сына Печёнкиных. Бунт Печёнкина-младшего против отца. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение заданий учебника. | Объяснительный диктант | 30.09 | ||
6 | В Пьецух «Драгоценные черты». Взгляд на судьбу России | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | 07.10 | ||
7 | Традиции В.Н. Гоголя А.П.Чехова М.А. Булгакова М.М. Зощенко В.М. Шукшина в рассказе. Анекдотические сюжетные коллизии | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа с тестом для комплексного повторения | Тематический | Знать: понятия: русский национальный характер, анекдотический сюжет, коллизии. Фантасмагория, абсурд авангард, постмодернизм, пародия аллюзии и реминисценции. Уметь определять традиции классиков в рассказах В.Пьецуха, символику романа, элементы сказки и легенды в произведении, | 14.10 | |
8 | Пародия как ведущий литературный прием, формирующий художественный строй рассказа В.Пьецуха и выражающий авторскую идею | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение заданий учебника. | Объяснительный диктант | Знать: понятия: русский национальный характер, анекдотический сюжет, коллизии. Уметь определять традиции классиков в рассказах В.Пьецуха, символику романа, | 21.10 | |
9 | П.Крусанов «Бом-Бом». Стиль Крусанова: аллюзии и реминисценции как ключ к роману. Роман как «петербургский текст». Андрей Норушкин и его предназначение. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: понятия: Фантасмагория, абсурд как источник авторской иронии, авангард, постмодернизм, пародия как ведущий литературный прием, Уметь определять традиции классиков в произведениях Крусанова, | 28.10 | |
10 | Рр Подготовка к сочинению в жанре слова о писателе | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Тематический | Знать: понятия: авангард, постмодернизм, пародия как ведущий литературный прием, формирующий строй рассказа, аллюзии и реминисценции. | 11.11 | |
11 | Д.Бакин «Сын дерева». Тема дома и домостроительства в рассказе. Образы отца и матери героя. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Объяснительный диктант | Знать: композиционные особенности произведений автора, систему антиномий в рассказе, Уметь отвечать на проблемный вопрос, определять символику цвета в рассказе, | 18.11 | |
12 | Взаимоотношения в микромирах отцов и детей. Образ сына дерева в рассказе. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать: композиционные особенности произведений автора, систему антиномий в рассказе, Уметь отвечать на проблемный вопрос, особенности хронотопа, сопоставлять рассказ с другими «семейными» текстами современной литературы. | 25.11 | |
13 | Символика цвета в рассказе. Особенности хронотопа. | 1 | Урок формирования умений и навыков (закрепление). | Работа с тестом для комплексного повторения | Тематический | Уметь отвечать на проблемный вопрос, определять символику цвета в рассказе, особенности хронотопа, сопоставлять рассказ с другими «семейными» текстами современной литературы. | 02.12 | |
14 | Сопоставление рассказов Д.Бакина. особенности языка и стиля писателя | 1 | Урок формирования умений и навыков (закрепление). | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Объяснительный диктант | Знать: особенности композиции . символику элементов произведения, приметы конкретного времени и вневременные , Уметь сопоставлять произведения, определять символический смысл сюжета произведения. Роль мифа и мифотворчества в произведении. | 09.12 | |
15 | Ю.Буйда «Отдых на пути в Индию». Особенности композиции | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа с тестом для комплексного повторения | Тематический контроль | 16.12 | ||
16 | Соотношение фантастики и реальности в рассказе, приметы конкретного времени и вневременные , архетипические детали в тексте. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | 23.12 | ||
17 | «Отдых на пути в Индию» и «Чудо о Буянихе». Сопоставительный анализ. | 1 | Урок формирования умений и навыков (закрепление | Работа с тестом для комплексного повторения | Объяснительный диктант | Знать: особенности композиции . архетипические детали в тексте . Уметь сопоставлять произведения, определять символический смысл сюжета произведения. Роль мифа и мифотворчества в произведении. Знать: критические статьи по данной теме. Понятие «деревенская проза». Место произведения в «деревенской прозе» Уметь сравнивать образы героев, образ времени, определять роль пейзажа в произведении | 13.01 | |
18 | Черты агиографического жанра в структуре произведения. Роль аллюзий на произведения мировой литературы. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | 20.01 | ||
19 | Б. Екимов «Пиночет». Сравнение оценок повести в критике. Место повести среди «деревенской прозы». | 1 | Урок формирования умений и навыков (закрепление). | Выразительное чтение, работа со схемой, беседа по вопросам, словарная работа, | Тематический | 27.01 | ||
20 | Семейство Моргунов в повести. Отношение автора и средства выражения авторской позиции в повести. Смысл финала. «Отзвуки» библейских заповедей в «Пиночете» | 1 | Комбинированный урок: усвоения нового материала, | Выразительное чтение, работа со схемой, беседа по вопросам, словарная работа, | Объяснительный диктант | Знать: Понятие «деревенская проза». Место произведения в «деревенской прозе» Уметь сравнивать образы героев, образ времени, определять роль пейзажа в произведении | 03.02 | |
21 | В.Маканин «Кавказский пленный». О.Ермаков «Последний рассказ о войне». «Утаённые войны» в современной литературе | Урок сообщения новых знаний. | Выразительное чтение, работа со схемой, беседа по вопросам, словарная работа, | Тематический | Знать: высказывания критиков в отношении произведений о войне; Уметь определять, кто из критиков более точен в постижении авторского замысла. | 10,02 | ||
22 | В.Маканин «Кавказский пленный». Авторское отношение к изображаемому. | Урок сообщения новых знаний. | Выразительное чтение, работа со схемой, беседа по вопросам, словарная работа, | Тематический | Знать: высказывания критиков в отношении произведений о войне; эпизод-новелла Уметь определять, Роль портрета в рассказе, определять символичный подтекст в именовании героя, | 17,02 | ||
23 | О.Ермаков. Слово о писателе. Мастерство писателя в изображении афганской войны. | 1 | Комбинированный урок: | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать:; эпизод-новелла Уметь определять, значение художественных деталей ( образы темной птицы, Одиссея) | 24,02 | |
24 | Тема памяти. Покаяния и искупления в «Последнем рассказе о войне..» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Уметь определять, кто из критиков более определять символичный подтекст в именовании героя, значение художественных деталей ( образы темной птицы, Одиссея) | 02,03 | |
25 | Массовая литература. Характерные особенности: подчиненность стереотипам, ослабленность роли автора, принцип серийности. | Урок сообщения новых знаний. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Знать: понятия герой, герой своего времен, идеальный герой, Уметь: находить аллюзии на произведения литературы 19 и 20 века, | 09,03 | ||
26 | Б. Акунин «Азазель». Варианты истолкования псевдонима и заголовка. | Урок сообщения новых знаний. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Знать: понятия герой, герой своего времен, идеальный герой, антигерой. Положительные качества героя. Уметь: определять роль языковой стилизации и включения в текст цитат из классической литературы, приемы создания образов героев, пейзажа, местного колорита. | 16,03 | ||
27 | Аллюзии на известные произведения классической литературы 19 и 20 века и смысл их появления в тексте. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Тематический | Знать: понятия герой, герой Положительные качества героя. Уметь: определять роль языковой стилизации и включения в текст цитат из классической литературы, приемы создания образов героев, пейзажа, местного колорита. | 23,03 | |
28 | М.Веллер «Приключения майора Звягина» как современный плутовской роман. Образ главного героя. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Анализ текста. | Тематический | Уметь: находить аллюзии на произведения литературы 19 и 20 века, определять роль языковой стилизации и включения в текст цитат из классической литературы, приемы создания образов героев, | 06,04 | |
29 | Современный тип «героя времени». Звягин как герой-деятель | 1 | Урок усвоения нового материала. | Работа с тестом для комплексного повторения | Тематический | Знать: идеальный герой, антигерой. Положительные качества героя. Уметь: определять роль языковой стилизации и включения в текст цитат из классической литературы, приемы создания образов героев, пейзажа, местного колорита. | 13,04 | |
30-31 | «Литературная матрица: Учебник , написанный писателями». Интерпретация классики современными авторами | 2 | Урок усвоения нового материала. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль | Знать взгляды критиков на современную литературу Уметь писать и редактировать статью | 20,04 27,04 | |
32-33 | Проект. «Литературная матрица» ( посвящается авторам-современникам) | 2 | Урок контроля за овладением навыками связной речи. | Работа с тестом для комплексного повторения | Тематический | Знать взгляды критиков на современную литературу Уметь писать и редактировать статью | 11,05 18,05 | |
34 | Новые авторы в литературе | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с тестом для комплексного повторения | Тематический контроль | Знать взгляды критиков на современную литературу Уметь писать и редактировать статью | 25,05 |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся по факультативному курсу « Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы» за курс 11 класса
понимание учащимися специфики современной литературы, умение оценивать современное литературное произведение, используя при этом адекватный литературоведческий инструментарий, умение высказывать собственное мнение, овладение литературно – критическими жанрами и теоретико – литературными понятиями, участие в проектной деятельности .
Элективный курс представляет собой цикл занятий, посвященной творчеству современных авторов.
Существенным и значимым представляется отбор произведений для анализа. Несомненная ценность произведений как молодых, так и уже получивших признания читателей современных авторов заключается в гуманистическом пафосе произведений, предлагаемых для анализа в рамках курса, а также в том, что они обращены к темам и проблемам, которые всегда были в центре русской классики: «Мысль семейная», «человек и война», «герои своего времени», «человек на земле», «человек и социум», «русский национальный характер», «петербургский текст», «тема детства» и др. Темы курса опираются также на изучаемый программный материал, что позволит учащимся не только осмыслить процессы, происходящих в современной литературе, но и актуализировать уже изученные классические произведения.
Курс содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвященной 1-2 произведениям изученным текстуально, но может включать обзор и других текстов, посвященных указанной теме. При отборе текстов для элективного курса учитывалась литерно – критическая оценка, стилистическая оригинальность и доступность для учащихся.
Программой предусмотрено освоение теоретико – литературных понятий, изучение приемов цитирования и пересказов, методов анализа художественного текста; знакомства с критической литературы, работа со словарями и др. Кроме того, в процессе работы над произведением предусмотрены самостоятельные письменные работы учащихся, связанные с программными требованиями ЕГЭ, тренировочные упражнения по развитию речи, индивидуальные консультации для учащихся.
Результаты освоения элективного курса соответствуют целям освоения образовательных программ, заложенные в новом ФГОС; это предметные, метапредметные и личностные результаты. Итогам работы про программе должно стать формирование социокультурных компетенции, понимание вневременной ценности литературы как виды искусства, умение оценивать художественный и нравственный уровень литературного произведения, умение высказывать собственное мнение, овладение литературно – критическими и исследовательскими жанрами, включение в культурную практику, освоение методов проектной деятельности.
Раздел VI. Формы и средства контроля
- устные ответы на уроках;
- терминологические диктанты;
- тестирование;
- практическая работа.
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Формы итогового контроля:
- зачет;
- тестирование.
- Тест
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Составление текста определенного стиля и типа речи
- Сочинение
- Редактирование текста
- Работа с деформированным текстом
Проект «Литературная матрица»
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа «Нравственный потенциал русской прозы 1990-2010-е годы»: пособие для учителя/ С.П.Белокурова, С.В. Друговейко-Должанская,- М. «Просвещение», 2014
Образовательные электронные ресурсы
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. Представлены все произведения курса
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку. 6 класс
Учебно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку "Русское правописание" для 6 класса...
Планирование факультативных занятий по русскому языку в 11 классе
Тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку в 11 классе...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 класс
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 классЗадачи курса учить детей: - адекватно воспринимать и создавать текст...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...