Поэтический мир одного стихотворения (практика)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

За основу взято стихотворение Фета "Учись у них - у дуба, у березы..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon практическая часть урока96.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАЧАЛО …

 Прозвенел звонок на наш открытый урок. Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть.

Ребята, я предлагаю сегодня на уроке совершить экскурсию – но необычную экскурсию – в поэтический мир стихотворения А.А. Фета, первые строчки которого «Учись у них – у дуба, у березы»…(на ватмане напечатано стихотворение).

- А что значит совершить экскурсию в поэтический мир стихотворения?

(Это значит разгадать тайны этого стихотворения, узнать что – то новое, попробовать догадаться, каков смысл этого стихотворения, проследить ход мыслей автора…)

- Хорошо. Любая экскурсия начинается с подготовительного этапа – с этапа ожидания. Поэтому мы к этому стихотворению подойдем не торопясь, обоснованно. – Почему? ( Чтобы глубже понять стих., чтобы оно нас чему- то научило).

На доске:

Напечатано большое стихотворение «Учись…»

Портрет А.А. Фета.                                                           Нужны маркеры, магнитики.

«Прекрасное есть жизнь» - эпиграф.

- «Прекрасное есть жизнь» - утверждал писатель Чернышевский. Эти слова мы берем за основу экскурсии (показать на эпиграф). Пусть она будет позитивной, а слова Чернышевского  станут для нас эпиграфом.

- Прекрасное есть жизнь.

А знаете, как начиналась жизнь на Земле?

(Давайте быстренько посмотрим мини – презентацию «Сотворение мира»).

 Вначале сотворил Бог небо и землю.//

Земля же была безвидна и пуста//

И тьма над бездною//

И Дух Божий носился над водою//

И сказал Бог//

Да будет свет – и стал свет//

И сказал Бог – Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя,//

Дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.//

И стало так//

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

ВЫВОД.  Таков миф о происхождении  жизни на Земле.

  • Затем Бог создал человека. Отныне Человек и Природа составляют единое целое, единый живой организм..
  • Как Человек не может жить без природы, так и …(продолжите мою фразу) Природе бывает трудно без Человека.
  • Вдумайтесь в вопросы: - Что есть мир? – Каково место человека в нем? – Как взаимосвязаны человек и природа???

Этими и подобными вопросами занимается НАУКА, и называется она… ФИЛОСОФИЯ. ( повесить на доску). ФИЛОСОФИЯ.

Что есть мир?

Каково место человека в нем?

Как взаимосвязаны человек и природа?

А люди, которые занимаются философией – философы.

Мы тоже будем с вами размышлять на тему:

ПРИРОДА КАК МИР ИСТИНЫ И КРАСОТЫ,

КАК МУДРЫЙ СОВЕТЧИК

И НАСТАВНИК ЧЕЛОВЕКА. (повесить на доску тему)

Значит, мы тоже будем философами.

А поможет нам размышлять на тему урока А.А. Фет, за плечами которого богатый жизненный опыт, судьба которого была не очень – то простой…А впрочем, давайте заглянем в его биографию.

Доклад №1     1. Афанасий Афанасьевич Фет (по – другому Шеншин) –    известный русский поэт – лирик. Родился 23 ноября 1820 года в   Орловской губернии – в деревне Новосёлки близ Мценска.

    История его рождения не совсем обычна. Будучи сыном         Шарлотты – Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлён дворянином Шеншиным.

Через 14 лет в биографии Фета произошло неприятное событие. Обнаружилась ошибка в записи рождения, что лишало Афанасия дворянского титула.     (Из презентации зачитать «До 14 лет…)

Таким образом, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь.

Прежде всего, он окончил Московский университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он издает отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Служил в Херсонской губернии, служил твердо и последовательно. Но в 1858 году Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал. Но военная служба не прошла для Фета даром. Это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году вышла книга «Стихотворений» Фета, которую читатели встретили с восторгом.

Доклад №2 Фет много пишет, и он же много трудится. Выйдя в отставку, Афанасий Афанасьевич купил землю в Мценском уезде Орловской губернии и решил посвятить себя сельскому хозяйству.  (Из презентации … «Покупка имения» - зачитать)

Как уже было сказано выше, в деревне Степановка Фет с семьей прожил 17 лет.  Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин. Фету вернули   отобранные у него права.

В селе Воробьевка Курской губернии Фет прожил остаток своей жизни. Эти годы характерны его возвращением к литературе.

Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет, так как под этим именем он приобрел поэтическую славу. , и оно было ему дорого

В этот период Фет издал собрание своих сочинений под названием «Вечерние огни»  - всего было 4 выпуска.

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А.А.Фета. А в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет.  Похоронен он в селе Клейменово – родовом имении Шеншиных, в 25 верстах то Орла. (См. презентацию)

После докладов о жизни Фета :

Один вопрос хочется задать – Дерут ли поэты собственную жизнь за основу своих стихов? (Да, но не всегда)

Если автор в своих произведениях делится с читателями глубокими интересными мыслями, то такие стихи приобретают философское звучание..

Один случай из жизни Фета.  Декабрь 1883 года. – 131 год назад. К этому моменту поэт уже разменял  седьмой десяток лет, давно вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству, считал, что это занятие наиболее полно соответствует его натуре. Вид из окна. Смена дня и ночи. Приближается Новый год. А это самое лучшее время осмыслить пройденный путь, подвести итоги года, жизни. Жизнь быстротечна. Возврата к прошлому нет. Чтобы быть сильным, надо верить, верить в чудо, добро, в лучшее.

Фет берет лист бумаги и пишет:………..

Звучит грамзапись стих.

«Учись у них – у дуба, у березы».

  • Вот мы и попали в мир фетовского стихотворения. Наша задача – (проникнуть в тайны художественного слова, понять философский смысл такого, на первый взгляд, маленького стихотворения)

- Понравилось ли вам стихотворение? О чем оно? (О природе, любви к ней, о человеческих переживаниях, о дубе, о березе) во время суровой зимы)

- Если вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стих., то что изобразили бы? Какие краски использовали бы?

Если вам предложили написать музыку к этому произведению, то какую музыку выбрали бы?

ГРАМЗАПИСЬ ВИВАЛЬДИ,

  • А мне кажется,  с этим стихотворением созвучна музыкальная композиция «Времена года» Антонио Вивальди, итальянского композитора. Он создал 4 концерта для оркестра со скрипкой. Посвящены они всем временам года. Я предлагаю вам послушать композицию «Зима».  К этой музыке Вивальди сочинил слова:

Закоченев над свежими снегами,

Под резким ветром, дующим в дуду,

Бежать, притопывая сапогами,

И ёжась, и дрожа на холоду.

Зима у Вивальди – суровая, вьюжная, слышны завывания зимних ветров, неистовый мороз, люди спешат домой, притопывая на снегу.

А вот другая мелодия -  звучит скрипка – солист играет тихую, спокойную мелодию, чувствуется приближение согревающего огня, тепла, весны.

Мне кажется, эта мелодия поможет нам лучше понять стихотворение Фета.

* Слушаем еще раз стих. – подготовленный ученик.

А сейчас – практическая часть!

 У вас на партах текст стих., «Словарный листок», листы с заданиями (это наши путеводители) , фломастеры, ручки… Я тоже беру такие же листы, чтобы нам не отойти от намеченного пути.

1. Что символизируют деревья: дуб и береза?

Дуб – мужское начало

Береза – женское начало

Качества деревьев: Жизненная сила, гибкость, долголетие, хрупкость, богатырство, жизнелюбие, стойкость, противостояние невзгодам, крепость, жизнерадостность.

2. Какие времена года представлены в стихотворении? Докажи.

(Ответ начни словами: Я считаю, что …)

3. Какие средства художественной выразительности вам знакомы?

 (Выбрать нужное: метафора, предложение, олицетворение, эпитет, слово, аллегория, сравнение, словосочетание).

4. Литературоведческая разминка.

Вставь нужные слова: (Метафора. Эпитет. Аллегория)  

 

 

 

Иносказательное (скрытое) изображение явления

Это художественное определение предмета или явления

Употребление слова в переносом значении на основе сходства между явлениями

Помогает ярко, выразительно показать в явлении главное. 

(т.е. что – то  хочет   показывает, а читатель должен догадаться)

Помогает писателю или поэту нарисовать предмет со всеми его признаками, делающими его непохожим на все другие предметы. 

(Какой предмет?)

Помогает увидеть предмет по – новому, передать отношение автора к явлению.

(например, природа наделена человеческими чертами)

5. Распредели: (укажи стрелочками)

Аллегория

«Они стоят, молчат…»

«Жестокая пора»

Эпитет

«Слезы»

«Сердито рвет»

Дуб и береза олицетворяют образы людей.

«Лютый мороз»

Метафора

«Треснула кора»

«За сердце хватает»

Надо смело переносить трудности.

«Для ясных дней»

«Скорбящая душа»

6. Композиция ( построение) стихотворения.

  Писатель Роман Сеф заметил: « Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

Вопросы

Ответы (выбрать нужный ответ)

1. Сколько строф в стихотворении?

3,  2,  1

2. Сколько строк в стихотворении?

3,   2,    12.

3. Связаны ли строки в единое целое?

Да,   Нет,  Не знаю

4. Какой мыслью объединены все строки?

- призыв выстоять и стерпеть настоящее во имя будущего;

- надо молчать, когда тебя спрашивают;

- зимой в лесу очень холодно.

5. На сколько частей можно разделить это стихотворение (по смыслу)?

1,  2,  3

6. Равные ли эти части? Докажи.

1 часть – 1-2 строфы

2 часть – 3 строфа

1 ч. - 1-2-3 строфы

1 ч. – 1 строфа

2 ч. – 2 строфа

3 ч.  – 3 строфа.

7. Найдите глаголы – обращения автора к читателю?

 Какова цель этих глаголов?

Треснула, учись, рвёт, молчи, верь,  переболит, хватает.

8. Глаголы какого времени использует автор в 1 части? А во 2-ой части? Почему так?

1 часть – гл. прошедшего и настоящего времени  

2 часть – глаголы будущего времени.

9. Какие звуки использует автор в 1 строке? Напиши их.

7. Лексическая работа

 

Слова разговорной  речи

Устаревшие слова

Слова, характеризующие внутренний мир человека

Слова, имеющие отрицательную окраску

Слова оптимистические, жизнеутверждающие.

   

8. Синтаксический строй стихотворения.

Предложения  с однородными членами

 

Сложные предложения

Восклицательные предложения

Фет – мудрый поэт. Он проводит параллель между миром природы и миром человека. Философски ставит вопрос: Умеешь ли ты с радостью, с достоинством  преодолевать страдания, чтобы постигнуть восприятие мира.

Что ж, находите ответ в этом стихотворении и  учитесь!

Нам осталось озаглавить стих.

Жестокая пора.

«В ожидании весны»  -  это тема в названии.

Учись!

Все будет хорошо!  - это основная мысль в названии.

  • Закончить экскурсию в поэтический мир  стих. Фета я хочу закончить словами другого поэта – Дудина:

Деревья зимою,

Деревья зимою

Пронизаны ветром и

И стужей самою.

И старые сосны,

и острые ели                                                                                              Презентация «Деревья  зимой».

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

В пурге по колено,

Буранами гнутся.

Вершинами машут -

- Сдают!

 -  Не сдаются!!!

Хочу, чтобы все мы были оптимистами!!!

(Инд. задание по словарям – что такое оптимизм).

Значение слова Оптимизм по Ожегову:
Оптимизм –

 бодрое и  жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро. 

Оптимизм в Энциклопедическом словаре:
Оптимизм - (от лат. optimus - наилучший) - представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро.  


Значение слова Оптимизм по словарю синонимов:
Оптимизм - оптимистичность
жизнерадостность
жизнелюбие
жизнеутверждение

Значение слова Оптимизм по словарю Ушакова:
ОПТИМИЗМ,     1.Философское воззрение, считающее, что развитие жизни идет по пути совершенствования, и утверждающее преобладание в мире добра над злом; противоп. пессимизм (филос.).

 2. Склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход чего- либо. 

Философское звучание стихотворения.

  1.  Фет считал,  что надо любить жизнь во всех ее проявлениях.

 

  1.  Фет видел в природе совершенство, гармонию, чего не хватало ему в жизни.

 

  1.  Фет уверен:      природа может помочь решить загадки человеческого бытия.

 

  1.  Поэт утверждает, что природа  - мудрый советчик, лучший наставник и учитель человека.

 

  1.  Фет подчеркивает: природа – прекрасное живое существо, которое живет по тем же законам, что и человек.

 

  1.   Автор призывает человека стойко переносить трудности в молчании, учиться мудрости.

 

  1.  Фет видит в природе спасение души человеческой, призывает черпать силы у могущественного источника – природы.

 

  1. Фет своим стихотворением говорит: в каждом есть свой особый мир, и если он откроется, то станет еще прекрасней и сильней, потому что будет составлять единое  целое с природой.

 

  1. Главное в стихотворении, по Фету , запастись терпением и осознать, что жизнь циклична (повторяема), и любому человеку даётся шанс прожить её светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чем не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую.

  1. Весна, в понимании автора, возможность духовного совершенствования и укрепления веры, которая непременно понадобится каждому из нас в сложных и лишенных радости жизненных ситуациях.

Домашнее задание. Анализ любого стихотворения о природе.

Больше всего я люблю  природу и поэзию.

(На примере 1-2 стихов)

  1. Какие стихи о  природе вы читали? Кто их автор?          

 ( Можно из учебника литературы – 5, 6 классов)

  1. Поговорим об одном стихотворении. О чём это стихотворение? (тема)

  1. Какие средства художественной выразительности использует автор?  (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения)

  1. Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какими красками?

  1. Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

  1. За что вы любите природу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение поэтической мысли в стихотворении А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."...

Защита исследовательской работы (речь). Конференция "Поэтический мир одного стихотворения" (по поэме Д. Кедрина "Зодчие")

Защита исследовательской работы (речь). Конференция "Поэтический мир одного стихотворения" (по поэме Д. Кедрина "Зодчие")...

«В поэтической мастерской» анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды»

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды»...

Поэтические переводы известных стихотворений немецких авторов

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 14. Кафедра иностранных языков. Поэтические переводы известных стихотворений немецких авторов....

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....