Урок-исследование по роману И.А.Гончарова "Сердце жаждало жизни" анализ главы 5 романа "Обломов"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок-исследование по роману И.А.Гончарова 10 класс по теме "Сердце жаждало жизни" Проведя стилистический анализ текста, попыталась показать значимость этого эпизода как для всего романа , так и для понимания героев и их взаимоотношений.Ребята увидели мастерство писателя, по-новому взглянули на Обломова и на роман в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме "Сердце жаждало жизни" | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Тема: «Сердце жаждало жизни»…. Урок-исследование
(Анализ главы 5 . Ч. 2 романа И.А.Гончарова «Обломов»)
Цель: 1. Через стилистический анализ текста главы 5 раскрыть художественную целесообразность диалога, его содержательное наполнение;
2.Через анализ реплик и авторских слов показать духовную и нравственную значимость эпизода в раскрытии образов героев, их взаимоотношений;
Задачи: 1) проанализировать композицию эпизода;
2) ввести эпизод в малый и большой контекст романа;
3) комментированным чтением отметить роль авторских слов в описании эмоционального состояния героев;
4) системой вопросов и заданий подвести учащихся к самостоятельным суждениям и пониманию психологического смысла содержания эпизода.
Экспозиция урока:
1 группа: Место главы 5 в системе глав романа.
2 группа: Какие события предшествовали этой главе? «Теперь или никогда». Смысл этой фразы.
3 группа: Найти в эпизоде ключевые слова.
4 группа: Выпишите эпитеты, характеризующие Ольгу Ильинскую.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания
- Какое место занимает глава 5 в романе? Найдите эпизод, который поможет нам понять тему урока.
- Какова композиция данного эпизода? Какой приём использует здесь автор? Почему?
- *Кто участвует в диалоге?
Ольга Обломов Штольц
( Сообщения учащихся.)
- Работа с эпизодом.
*Почему выбранный вами эпизод можно считать наиболее важным для понимания героев?
* Найдите самый поэтический отрывок в эпизоде. Чем достигается эта поэтика?
( Глаголами) Выпишите их. Укажите грамматические признаки глаголов. Что они передают? ( Состояние Обломова)
*Кроме глаголов, какие ещё средства выразительности использовал автор ?
*Какое из предложений наиболее ярко показывает переполняющие Обломова чувства?
Какое слово подводит итог этим чувствам? ( изнемог) Значение этого слова.( словарная работа)
*Найдите эпизод, являющийся вершиной данной главы. ( Пение Ольги)
*Одинаково ли Обломов и Штольц восприняли пение Ольги?
Обломов: « АХ!»-- Что вложено в это АХ ? ( смущение, смятение, восторг, взволнованность.. что это?) (Синонимы) Расположите их по нарастанию чувств. Как называется такой приём? (Градация )
Штольц—целует у неё каждый палец. Как это его характеризует? (Как человека разума и действия)
*Что противопоставляет Гончаров в этом эпизоде? ( Разум и чувство)
Проанализируйте реплики героев, как они их характеризуют? (Штольц-сдержанный, малоэмоциональный, ироничный, сухой, уверенный в себе, человек дела, знающий что ему нужно в жизни; Обломов- искренний, непосредственный, тонкий, эмоциональный; Ольга- иронична, любопытна, талантлива)
Какой приём использует здесь автор ?. Какие ещё средства выразительности есть в данном отрывке? Запишите, приведите примеры.
Почему такое количество средств выразительности в таком сравнительно небольшом отрывке?
Подведение итогов.
Проведя стилистический анализ эпизод , мы увидели, во-первых, мастерство писателя;
во-вторых, что это самые поэтичные страницы в романе, когда проза становится поэзией. Не случайно Иннокентий Анненский увидел в романе «Обломов» «редкое и решительное преобладание в его поэзии живописных элементов над музыкальными» Ведь именно здесь зарождается чувство, поднявшее Обломова с дивана, заставившее его жить. но Обломов и Ольга называют это чувство по- разному: Обломов- любовью, Ольга- страстью.
- Словарная работа любовь страсть
- Д/з Кто из героев прав? (Напишите эссе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»
Цели урока:1.Обучающая: на примере эпизода II части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирован...
Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»
Конспект урока к первому уроку по изучению творчества И.А.Гончарова. Дана общая характеристика роману "Обломов"...
конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...
Интерактивный урок-исследование «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», 10 класс
Конспект обобщающего урока биологии «Клетка – структурная и функциональная единица жизни»....
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Сравнительный анализ сцен боя в поэме А.С. Пушкина "Полтава" и стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок-исследование, на котором сравниваются две батальные сцены двух русских классиков....
Сравнительный анализ героев романа И.А.Гончарова "Обломов".
Сравнительный анализ героев романа И.Гончарова "Обломов". Для учащихся десятых классов....
Презентация к уроку-исследование слова. Моё сердце – это моя жизнь»
Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов. Сегодня мы...