Интерактивный урок-исследование «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Конспект обобщающего урока биологии «Клетка – структурная и функциональная единица жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_10.doc_kletka.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Староюрьевская СОШ
Урок-исследование
в 10 «А» классе на тему:
«Клетка – структурная и
функциональная единица жизни».
Автор: учитель биологии
Бубенцова Т. Н.
с. Староюрьево - 2012г.
Урок- исследование в 10 «А» классе на тему:
«Клетка – структурная и функциональная единица жизни».
Задачи урока:
1.Повторить и закрепить базовые знания по темам:
-признаки живого, свойства живого;
-основные положения клеточной теории;
-химический состав клетки;
-строение и функции клеток;
-генетический код;
2. Проверить владение системой понятий, умение устанавливать связи между понятиями; объяснять биологические явления; моделировать биологические объекты – растительную и животную клетки; биологические процессы - митоз, мейоз; практические навыки работы с биологическими объектами; единство и противоположность биологических процессов.
3.Формирование устойчивого навыка применения знаний и умений на практике при отработке заданий «А,В,С».
Тип урока: комбинированный, комплексное применение знаний и
способов деятельности.
Вид урока: урок – упражнение.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
План урока:
1. Оргмомент урока.
2. Постановка целей урока.
3. Информация по кодограмме урока и шкале оценок.
4. Работа с кодограммой урока по повторению и закреплению базовых знаний и умений по темам:
-признаки живого, свойства живого;
-основные положения клеточной теории;
-химический состав клетки;
-строение и функции клеток;
-генетический код;
и применение их на практике при отработке заданий «А, В, С » по плану:
I Клеточная теория.
II Клетка – структурная единица жизни.
III Единство химического состава.
IY Наследственность и изменчивость.
Y Обмен веществ – метаболизм.
YI Рост и развитие
YII Самовоспроизведение
YIII Дискретность.
IX Раздражительность.
5. Подведение итогов урока.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, кодограмма урока , модель растительной и животной клеток, набор цифр и букв на каждого ученика; на доске модель биологического процесса «Синтез белка» и шкала оценок.
План – конспект урока.
I Клеточная теория.
Положения современной клеточной теории:
- - клетка является универсальной структурой и функциональной
единицей живого;
- - все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие
принципы жизнедеятельности;
- - клетка образуется только при делении предшествующих им клеток;
- - клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в
многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм
представляет собой целостную структуру.
Задание № 1.
Какая теория доказывает сходство строения клеток организмов разных царств?
1. эволюционная
2. хромосомная
3. клеточная
4. генетическая 1 балл
Задание №2.
«Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» - это одно из положений теории:
1. хромосомной
2. клеточной
3. эволюционной
4.происхождения жизни 1 балл
Задание №3.
Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?
1.клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки
2.клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности
3.клетки прокариот и эукариот сходны по строению
4.клетки всех тканей выполняют сходные функции 1 балл
II Клетка – структурная единица жизни.
Растительные ткани:
- Покровная:
кожица (эпидерма).
- Проводящая:
древесина (ксилема),
луб (флоэма).
- Механическая: волокна.
- Основная: фотосинтезирующая,
запасающая.
Животные ткани:
Нервная;
Мышечная: поперечнополосатая – скелетная, поперечнополосатая – сердечная, гладкая.
Соединительная: кровь, хрящевая, костная, жировая.
Эпителиальная: эпителий плоский, железистый, кубический, мерцательный.
Клеточное строение: эукариоты и прокариоты (растения, животные, грибы, бактерии). Неклеточная форма жизни – вирусы.
Задание №4.
Клеточное строение – важный признак живого, характерен для:
1) вирусов
2) бактерий
3) животных
4) кристаллов
5) грибов 4 балла
6) растений
Задание №5.
Установите соответствие между тканью и её наличием у организма животного или растения.
Ткань Организм
А) покровная 1. Животное
Б) эпителиальная 2. Растение
В) соединительная
Г) механическая
Д) мышечная
Е) образовательная 6 баллов
Ассимиляция Диссимиляция
Анаболизм ↔ Катаболизм
Пластический обмен Энергетический обмен
Пластический обмен: - фотосинтез (образование АТФ и органических веществ);
- синтез белка;
Обменные процессы обеспечивают постоянство внутренней среды организма гомеостаз – в непрерывно меняющихся условиях существования.
Моделирование процесса: «Синтез белка».
YI Рост и развитие
- Рост – увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения.
- В основе роста лежит митоз.
- В основе развития лежат два процесса:
филогенез – историческое развитие организма;
онтогенез – процесс индивидуального развития организма.
Задание А № 15
Укажите последовательность изменений от самой молодой до самой старой клетки. 1 балл
Задание № 18 (Дополнительное.)
Найди ошибки в приведенном тексте, исправь их. Укажи номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запиши эти предложения без ошибок.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в состав плазматической мембраны.
4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация.
6. Молекулы белка и т –РНК входят в состав рибосом.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная разработка урока:"Решение задач на ПРУД".7 класс.
Это урок с использованием интерактивной доски по учебнику Грачёва А.В. и др.И мои первые шаги в работе с интерактивной доской....
Урок с использованием интерактивной доски по теме "Метаболизм - основа существования жизни". 10 класс
Интерактивная доска SMART Notebook...
Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....
Родительская конференция «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»
Тема: «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культу...
Конспект родительского собрания на тему: "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Конспект родительского собрания...
Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города
Задачи конференции: познакомить родителей с понятием «социализация»; познакомить родителей с основными этапами успешной социализации глухих школьников; сплотить родительский коллектив; повысить имидж ...
Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений
Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная работа содержит следующий материал д...