ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методической кафедры Протокол №__ _________ /_____________/ | Согласовано с зам. директора по УВР ________ В.И. Гришкина | Утверждено Директором гимназии ________ Т.И. Карачарова | ||
«27» августа 2015 г. | «27» августа 2015 г. | «27» августа 2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Проектно-исследовательская деятельность по литературе»
на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Литература. Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н. Толстого »
разработана на основе
примерных программ основного общего образования
Составитель: Чубарова Галина Георгиевна
Внешняя экспертиза программы не проводилась.
Москва
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Проектно-исследовательская деятельность» для 10–11-х классов для 11 класс «А «по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н .Толстого»
составлена на основе программы по литературе.
Программа данного предмета дает возможность охвата широкого комплекса
общеобразовательных и общекультурных проблем. С помощью данного курса можно
добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и
умения, развивать социальные навыки с учетом психофизических особенностей ребят.
В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» для 10 класса по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н. Толстого» используются технология
исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают
продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-
ориентированными.
Цель данного предмета: развитие исследовательской компетентности учащихся
посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-
исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи учебного предмета:
• формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
• воспитание сознательного отношения к труду;
• развитие навыков самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов
научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• приобретение детьми опыта сотрудничества;
• пробудить интерес школьников к изучению русской классической литературы;
• приобщение учащихся к ценностям и традициям российской истории и культуры;
• научить культуре работы с публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их
цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический
список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные
задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и
проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• оформлять результаты исследования.
Учащиеся должны владеть понятиями: анализ, библиография, наблюдение, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Все виды работ подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические
работы. Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью
осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты
которой могут войти в «портфолио» учащихся. Содержание программы имеет тесную
связь с учебным предметом, предлагаемым учебным планом.
Динамика интереса к предмету фиксируется с помощью анкетирования на первом и
последнем занятиях, собеседований после выполнения каждого вида обязательных работ.
Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного
характера и отслеживании хода научной работы.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция
учащихся с предоставлением мини-проектов и моно-проекта в конце учебного года (10-й класс)
Форма итоговой аттестации – защита проекта.
Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в
самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.
Содержание программы. 10-й класс
1. Введение .
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор
образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа.
Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные,
индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный
журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-
популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы.
Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и
объект.
3. Способы получения и переработки информации .
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ.
Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие,
специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания
тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к
цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
4. Исследовательская работа .
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской
работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее
актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность,
выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и
определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа
над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск
источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы
эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования5
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы
теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки,
иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв.
Рецензия.
5. Публичное выступление .
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и
личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным
смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как
заканчивать выступление.
6. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Исследовательский проект. Понятие. Особенности
7. Предмет, объект, задачи и методы исследования. Поиск и обработка информации.
Аналитическая работа над собранными фактами.
8. Мини-проект . Обобщение и обсуждение полученных результатов. Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения. Проектирование. Конструирование.
9. Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Проработка структуры совместной деятельности участников.
10. Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Определение цели проекта. Выделение предмета информационного поиска. Поиск источников информации. Обработка информации. Оформление результатов информационного поиска
11.Моно-проект. Понятие, особенности, основные этапы работы. Оформление результатов.
12. Итоговый контроль качества усвоения материала. Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих
работ учащихся:
• реферат – 10-й класс, 1-е полугодие;
• исследовательская работа ;
• групповой мини-проект - 10-й класс, 2-е полугодие ;
• краткосрочный групповой проект - 10-й класс, 2-е полугодие;
• индивидуальный проект.
Виды групповых и индивидуальных проектов:
• практико-ориентированный;
• исследовательский;
• информационный;
• творческий.
Тематическое планирование:
Тема | Вид деятельности | сроки | |
1 | Введение. Исследовательская и проектная деятельность в школе | Поиск и выбор темы проекта. Формулировка проблемы исследования | |
2 | Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. | Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования) | |
3 | Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала | . Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. | |
4 | Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление. | Публичное выступление. | |
5 | Резервный урок | ||
6 | Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Исследовательский проект. Понятие. Особенности. | ||
7 | Предмет, объект, задачи и методы исследования. | ||
8 | Поиск и обработка информации. Аналитическая работа над собранными фактами. | ||
9 | Резервный урок | ||
10 | Резервный урок | ||
11 | Мини-проект . Обобщение и обсуждение полученных результатов. | Представление результатов проектной работы. | |
12 | Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения. | Поиск и выбор темы, определение потребности в том или ином изделии или услуге. | |
13 | Проектирование | ||
14 | Конструирование | ||
15 | Описание области применения (использования) | Оценка полученных результатов и формулирование выводов. Презентация (демонстрация). | |
16 | Защита проекта | ||
17 | Защита проекта | ||
18 | Резервный урок | ||
19 | Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. | ||
20 | Проработка структуры совместной деятельности участников. | Оформление результатов | |
21 | Резервный урок. | ||
22 | Защита проекта | ||
23 | Защита проекта | ||
24 | Резервный урок | ||
25 | Информационный проект.Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. | ||
26 | Определение цели проекта. Выделение предмета информационного поиска. | ||
27 | Поиск источников информации. Обработка информации | ||
28 | Оформление результатов информационного поиска | Презентация | |
29 | Резервный урок | ||
30 | Оформление моно-проекта | ||
31 | Оформление моно-проекта | ||
32 | Представление моно-проекта | ||
33 | Представление моно-проекта | ||
34 | Итоговая конференция | ||
35 | Итоговая конференция |
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора (ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора (ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Содержание исследовательской работы
1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме
2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы
3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.
4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе
5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь
6.Список литературы. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
Таким образом, в преподавании литературы под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического и культурного развития нашей страны, нравственные проблемы художественного произведения. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися творческого наследия писателя, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Формы продуктов проектной деятельности:
веб-сайт в Интернете;
• видеофильм;
• выставка;
• газета;
• фоторепортаж;
• статья;
• справочник;
• буклет.
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух
творческих работ в 10-м классе, представленных в установленный срок в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
• качественно выполненное по собственной инициативе задание;
• использование Интернет-технологии;
• инициативная публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами
(конкурс, смотр, публикация и т. п.).
Рекомендуемая литература
1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. –
М.: Мир, 1990.
2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности
заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе,
2005. № 4.
С. 52.
4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и
инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2.
С. 103–112.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. –
М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
6. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е
изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.
7. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //
Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10–20.
8. Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных
жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А.
Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.:
Просвещение, 1990.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей
школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис,
2005.
10. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
11. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в
профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.
Тряпицыной. –
2. СПб.: КАРО, 2005.
12. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents and
Settings/User/Local Settings/Temporary Internet Files/Content.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного
образования[1].htm 9
13. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы
педагогической прессы, 2004 .№ 3.
14. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в
профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С.
116–124.
15. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.
Исследовательская деятельность www/direktor/ru
Приложение 1.
1. Деятельность учащихся на различных этапах процесса проектирования
Этапы Задачи Деятельность учащихся
Деятельность педагога
- Начинание
- Определение темы, уточнение целей, исходного положения.
Выбор рабочей группы
1. Уточняют информацию.
2. Обсуждают задание
1. Мотивирует учащихся.
2. Объясняет цели.
3. Наблюдает
2. Планирование
Анализ проблемы.
Определение источников информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
1. Формулируют задачи.
2. Уточняют информацию (источники).
3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).
2. Наблюдает
3. Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности
1. Работа с информацией.
2. Проводят синтез и анализ идей.
3. Выполняют исследование
1. Наблюдает.
2. Консультирует
4. Выполнение Выполнение работы 1. Выполняют исследование.2. Оформляют работу
1. Наблюдает.
2. Советует (по просьбе)
5. Оценка Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели
Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке
1. Наблюдает.
2. Направляет процесс анализа (если необходимо)
6. Защита Подготовка доклада; обоснование исследования, объяснение полученных
результатов. Защита или презентация. Оценка
1. Защищают работу.
2. Участвуют в коллективной оценке результатов
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы
Приложение 2.
Использование каталогов и поисковых систем
Российские каталоги:
http: // www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов Рунета.
http: // www.potal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
http: //school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
Поисковые системы
http: // www. Rambler.ru
http: // www.yandex.ru
http: // www.aport.ru
http: // www.metabot.ru
Приложение 3.
Критерии оценки исследовательских работ школьников
Критерий Количество баллов
1. Конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и
задач исследования, определенность ожидаемых результатов
От 0 до 15
2. Логичность составления плана исследования и полнота раскрытия
темы
От 0 до 10
3. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора От 0 до 15
4. Научный стиль изложения, литературный язык работы От 0 до 10
5. Качество электронной версии и презентации От 0 до 5
6. Способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в
исследовании, и наличие обоснованных выводов От 0 до 15
7. Актуальность исследования. Отражение в работе историии и
историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и
зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме От 0 до 15
8. Культура речи и ответы на вопросы От 0 до 10
9. Соответствие оформления работы ГОСТу: объем, размещение
текста на странице, правильность оформления библиографического
аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления
списка литературы, правильность оформления таблиц, диаграмм,
приложений От 0 до 5
Максимальная сумма баллов 100
Оценка исследовательской работы
Перечень вопросов, на которые следует
обратить внимание экспертам
Качество выполненного элемента
Сумма баллов
Эксперты 1 2 3 4 5
1. Конкретность формулировки темы
2. Четкость в постановке целей и задач исследования
3. Логичность составления плана исследования
4. Полнота раскрытия темы
5. Грамотность представления полученных результатов
6. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора
7. Актуальность исследования
8. Уровень изложения материала
– научность
– логичность
– доступность для понимания
9. Практическая значимость работы
10. Качество оформления
11. Правильность оформления библиографического аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления списка литературы
Защита
12. Культура речи и ответы на вопросы
13. Представление
14. Качество доклада
15. Ответы на вопросы
16. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме
17. Качество презентации Сумма баллов/ средний балл
Качество выполненного элемента:
3 балла – высокое; 2 балла – среднее; 1 балл – удовлетворительное; 0 баллов –
неудовлетворительное.
Приложение 4.
Оценка проекта, выполненного учащимся
Критерии Баллы 5 10 20
1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы
2. Объем разработок и количество предлагаемых решений
3. Реальность и практическая ценность12
4. Уровень самостоятельности
5. Качество оформления продукта
6. Оценка рецензентом
7. Качество доклада
8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме
9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету
10. Ответы на вопросы преподавателя
11. Ответы на вопросы учащихся
12. Оценка творческих способностей докладчика
13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика
Итоговая оценка (балл)
180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.
Приложение 5.
Организация исследовательской работы.
Подробное описание исследования
Независимо от качества исследования и полученных данных исследование будет
практически недоступно для других, пока данные не будут представлены в виде
сообщения, которое необходимо оформить соответствующим образом.
1. Введение: включает основную идею, проблемы, гипотезы и цели (т.е. что вы
хотели сделать и почему).
2. Метод: стратегия программы, т.е. что вы делали (сделали) раннее, где и как это
было сделано, включая все существенные особенности работы приборов и методов,
применявшихся в поле и в лаборатории.
3. Результаты и наблюдения: данные, сведенные в таблицы, графики, диаграммы, а
также данные, представленные любыми другими наглядными и информационными
способами.
4. Обсуждение результатов: включает анализ результатов (желательно количественных), по возможности пробные выводы, сделанные на основе представленных данных и ссылок на уже опубликованные материалы.
5. Выводы: критическая оценка применяемых методов, разбор источников ошибок и
предложения для дальнейших исследований.
6. Список использованной литературы.
Последовательность действий при проведении исследования
1. Определение объективной области (области исследования), объекта и предмета
исследования.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
3. Изучение научной литературы и уточнение понятий.
4. Формулирование гипотезы.
5. Формулирование цели и задач исследования.
Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект
исследования.13
Объект исследования – носитель проблемы, на который направлена
исследовательская деятельность.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется
поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.).
Тема исследования – это сфера производимой исследовательской деятельности. Она
представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной
работы.
Проблема исследования – это некая противоречивая ситуация, возникшая в
результате работы, определившая тему исследования и требующая своего
разрешения по итогам исследовательской работы. Проблема определяет тактику и
стратегию исследования.
Цель – это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще
всего он формулируется с помощью слов: «выявить», «установить», «обосновать»,
«уточнить», «разработать».
Задачи исследования – это пути и средства достижения цели в соответствии с
выдвинутой гипотезой.
Гипотеза – это научное предположение о явлении, процессе, деятельности, которое
подтверждается (или не подтверждается) в ходе исследования. Для гипотез типичны
формулировки: «если... , то…»; «так… , как…».
После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи
исследования, сформулированные в начале деятельности.
Список примерных тем мини-проектов
1 группа тем:
- Правила жизни Л.Н. Толстого.
- Странные поступки писателя и человека Л.Н. Толстого.
- Дневники Л.Н. Толстого.
- Роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого.
- Автобиографическая трилогия Л.Н .Толстого.
- Автобиографический характер рассказа Л.Н. Толстого «Утро помещика».
- Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий».
- Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
- Как работал Л.Н .Толстой.
2 группа тем:
- Проблема выбора в романе Л.Н. Толстого «Воскресение».
- Патриотизм «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого.
- Нравственно-этическая проблематика повести Л.Н. Толстого «Казаки»
- Уроки прошлого по повести Л.Н. Толстого «Хаджи- Мурат».
- Книги для детей Л.Н. Толстого.
- Драматургия Л.Н .Толстого. Проблематика произведений.
- Публицистика Л.Н .Толстого.
- Современность творчества Л.Н. Толстого.
- Воскресение героя в романе Л.Н. Толстого «Воскресение».
3 группа тем:
- Жанр романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
- История создания романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Историческая основа романа-эпопеи Л.Н .Толстого «Война и мир».
- Прототипы героев романа-эпопеи Л.Н .Толстого «Война и мир».
- Проблемы романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Роль личности в истории в романе-эпопее Л.Н .Толстого «Война и мир».
- Роль семьи в жизни человека в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Проблема поиска смысла жизни человека в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
4 группа тем:
- Военная компания 1805-1807 годов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Образ Кутузова в романе-эпопее Л.Н .Толстого «Война и мир».
- Образ Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Отечественная война 1812г в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Шенграбенское сражение и его роль в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Роль Аустерлица в военной компании 1805-1807 годов в романе-эпопее Л.Н .Толстого «Война и мир».
- Бородинское сражение в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Дубина народной войны в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Роль эпилога в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
5 группа тем:
- Образ мечтателя П. Безухова в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Путь исканий А. Болконского в романе-эпопее Л.Н .Толстого «Война и мир».
- Любимая героиня Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир».
- Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Семья Курагиных в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Семья Болконских в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
- Армия как семья в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Место романа-эпопеи Л.Н .Толстого «Война и мир» в русской и мировой культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Проектно-исследовательская работа на уроках литературы
Роль проектно- иссдедовательсой детельности при изучении поизведений на уроках литературы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Положение о проведении городского конкурса проектно-исследовательских работ учащихся 3 – 6 классов и конференции «Young Explorers» -2015
В Положении представлены организационно-методические условия проведения конкурса проектно- исследовательских работ учащихся 3-6 классов по предмету "английский язык" и конференции ....
Организация проектно-исследовательской работы на уроках литературы
Главная цель в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке через проектную деятельность- открывать, искать, исследовать. Для реализации данной цели необходимо выполнить следую...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ ПРИРОДУ»
Цель урока:ü формирование общего представления о необходимости защиты природы.Задачи урока:Образовательные:ü познакомиться с Красной книгой России; ü ознакомить с экологическими проблемами;ü создать с...