Литературно - музыкальная гостиная " Красною кистью рябина зажглась..."
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Литературно- музыкальная гостиная, приуроченная к 115- летию со дня рождения М.И.Цветаевой, рассчитана на учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno_-_muzykalnaya_gostinaya_krasnoyu_kistyu_ryabina_zazhglas.rar | 1.46 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Красною кистью рябина зажглась…»
Литературно – музыкальная гостиная, посвященная 115-летию
М.И.Цветаевой
Оформление:
- портрет поэтессы-
- высказывания на ширмах:
- « В молчанье твоего ухода
Упрек невысказанный есть»
Б.Пастернак
« Все это было. Мои стихи – дневник.
Моя поэзия – собственных имен»
М.Цветаева
-На сцене – задрапированная светлой тканью тумбочка, журнальный столик, зеркало, свечи. Сцена украшена листьями и кистями рябины.
Оборудование :
- компьютер
- мультимедиапроектор
- музыкальный центр
- микрофоны
Звучит музыка( вальс Е.Доги из к/ф « Мой ласковы и нежный зверь)
Свет на сцене высвечивает ученицу, играющую роль М.Цветаевой. Она входит в белой шали, накинутой на плечи, читает стихотворение
Кто создан из камня, кто создан из глины…
Садится у тумбочки, берет в руки зеркало, глядит в него.
Исполняется песня « У зеркала»
М.Цветаева читает стихотворение
«Красною кистью рябина зажглась…»
Ведущий 1:
Так написала о дне своего рождения Марина Ивановна Цветаева – одна из негасимых звезд на небосклоне русской поэзии. ( Слайд 2 )
Рябина навсегда вошла в ее стихи. Пылающая и горькая на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.
Ведущий 2 :
В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле Марина создала стихотворение без названия, ставшее своеобразным предсказанием:
«Моим стихам, написанным так рано…»( Слайд 3)
Ведущий 2 : « И главное – я ведь знаю, как меня будут любить…через 100 лет»,- писала Цветаева. Прежде чем сбудется это предчувствие поэтессы, утечет много воды и не только воды, но и крови, ведь жизнь и творчество Марины Ивановны пришлись на катастрофические 20-30-е годы 20 столетия.
Ведущий 1 И чем дальше уходит от нас то время, тем яснее и отчетливее видится нам драматичная судьба поколения начала 20 века. И сегодня мы попробуем прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и судьбы.
Звучит вальс Шопена или Штрауса
На экране – фотографии родителей, семьи. (Слайд 4)
Ведущий 1 Отец Иван Владимирович Цветаев родился в трудолюбивой и дружной семье. Росли без матери, в бедности. В 29 лет Иван Владимирович был уже профессором Московского университета, искусствоведом, филологом. Впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств
Ведущий 2 Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско - немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла детям глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им лучшие в мире книги. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. ( слайд5)
М.Цветаева « Когда вместо желанного, предрешенного, почти
предсказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: « По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным словом оказалось « гамма», мать только подтвердила : « Я так и знала» - и тут же принялась учить меня музыке. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку»
Ведущий 1 Сестра Марины Анастасия вспоминает : « В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы – польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом...» ( слайд 6)
Стихотворение «Бабушке»
Ведущий 1 После смерти матери интерес к музыке у Марны Ивановны постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи.
М. Цветаева « Пушкин – мое первое потрясение и первая любовь в литературе. Пушкин был мой первый поэт и моего первого поэта – убили…я поделила мир на поэта – и всех остальных
«Нет, бил барабан перед смутным полком…»(слайд 7 )
Ведущий 2 А потом в жизни Марины Цветаевой были другие поэты, ее спутники, ее учителя, ее друзья , которые любили ее даже за промахи и радовались ее успехам.
Ведущий 1 Александр Блок…( слайд 8) Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока она считала явлением общечеловеческим.
«Имя твое – птица в руке…»
Ведущий 1 Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. За первым сборником стихов « Вечерний альбом» Последовали еще два сборника « Волшебный фонарь( 1912г) и « Из двух книг» ( 1913г), изданные при содействии Сергея Эфрона.
Ведущий 2 Марина Цветаева и Сергей Эфрон… Они встретились 5 мая 1911г. на пустынном коктебельском берегу. ( слайд 9 )
М.Цветаева « Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, я загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, то я выйду за него замуж. Конечно же, этот сердолик он нашел тотчас же, на ощупь , ибо не отрывал своих серых глаз от моих»
Ведущий 2 Обвенчались они 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
«Я с вызовом ношу его кольцо…»
Ведущий 1 Первые 5 –6 лет их семейной жизни были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению с последующими годами. Она много писала, вдохновленная Эфроном, потому что не просто любила, она боготворила мужа.
Ведущий 2 Поэтому особенно мелодичны, задушевны и чарующи стихи Цветаевой о любви, многие из которых стали прекрасными романсами
( Слайд 10,11) Исполняется романс « Под лаской плюшевого пледа»
Ведущий 1 Война 1914 года и затем революция, гражданская война изменили жизнь Цветаевой. Разлука в течение нескольких лет с любимым мужем, который сначала был на фронте, затем уехал на Дон, где формировались части белой Армии.
Ведущий 2 Марина почти три года жила в голодной красной Москве, ничего не зная о судьбе мужа. Терпела не просто нужду, а нищету. А на руках две дочери: старшая Ариадна и младшая Ирина.
Ведущий 1 Она билась как могла, старалась: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в продуктовых очередях, таскала саночки с гнилой картошкой. В самое тяжелое голодное время, в марте 20 года – умерла ее младшая дочь Ира.
М.Цветаева ( снимает белую шаль, набрасывает черную. Читает стихотворение)
«Две руки, легко опущенные…»
Ведущий 2 Душа поэтессы разрывается от боли и тревоги из-за того, как сложится ее дальнейшая жизнь( Сергей Эфрон был уже в эмиграции, связи с ним не было, и вернуться в России он не мог). Но как ни удивительно, она находила в себе мужество писать и писала вдохновенно, напряженно. Голос ее изменился: из стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучесть.
Ведущий 1 Марина Ивановна пишет непрерывно, но ни одной ее книги не вышло в печати. Для поэта это – истинная трагедия.
«Пригвождена к позорному столбу…»
Исполняется( либо звучит в записи) песня « Реквием» ( А. Пугачева)
Ведущий 1 В 1922 году Марина делает решительный шаг: уезжает с дочерью за границу к мужу, взваливая на свои плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее 17-летняя Одиссея – сначала Германия, затем Чехия…( слайд12)
Ведущий 2 В Чехии в 1925 году у них родился сын Георгий. Там же были изданы несколько книг. Она пишет о том, что для нее дорого, что ее волнует, обращается мысленно к героическому прошлому своей страны.
Исполняется романс « Генералам двенадцатого года»
Ведущий 1 И наконец Франция. Здесь Цветаева прожила 13.5 лет.
В эмиграции она так и не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и эмигрантскими кругами. Все чаще и чаще ее стихи и проза отвергались газетами и журналами. Вокруг нее все выше росла глухая стена одиночества( слайд13)
Ведущий 2 Горькое чувство безысходности усиливалось тоской по родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение « Тоска по Родине»
«Тоска по родине»( слайд14,15)
Ведущий1 В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, который поддерживал ее в своих письмах из далекой России, звучат нотки непередаваемой грусти:
М.Цветаева Русской ржи от меня поклон… ( слайд16)
Ведущий1 В 1939 году Марина вместе с сыном вернулась на Родину. Муж и дочь вернулись двумя годами раньше. Но радость возвращения была недолгой: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа. Семья Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за границы, считали потенциальными преступниками( слайд17)
Ведущий 2 Марина Ивановна осталась с сыном без средств к существованию. Чтобы хоть как –то заработать на жизнь, Марина занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.
М.Цветаева « Москва меня больше не вмещает, мне здесь не нашлось места. Но я не могу вытравить из себя чувство права…Мой отец основал музей Изящных искусств – один на всю страну… О себе говорить не буду»
Ведущий 1 В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в небольшой городок Елабугу на Каме. Тяжелые удары судьбы… Постоянная тревога за близких… ( слайд18 )
М. Цветаева « Я постоянно утрачиваю чувство реальности: меня все меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк… Я примеряю смерть. Все уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть.»
Ведущий 2 Состояние безысходности привело ее к гибели. 31 августа 1941 года она покончила с собой
М.Цветаева « Ничто не держит меня, не за что держаться – простите мне эту печальную, суровую игру слов»
Знаю, умру на заре! На которой из двух?
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если бы можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу.
Ведущий 1 Погас огонь любви – перестали писаться стихи – ослабла воля к жизни. ( слайд)
Рябину рубили зорькою.
Рябина - судьбина горькая.
Рябина седыми спусками…
Рябина! Судьбина русская…
Ведущий 2 Марина Ивановна Цветаева. Она оставила нам сборники лирических произведений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе, мемуарную прозу, воспоминания и размышления. Она унесла с собой « свой черный посох», нам же оставила « золотистые листья» - стихи!.
Ведущий 1 Стихи, которые « излучают любовь и любовью пронизаны»
(Слайд) Исполняется песня « Мне нравится»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
литературная гостиная "Красною кистью рябина зажглась..."
урок в форме литературной гостиной развивает творческие способности учащихся, позволяет в нетрадиционной форме знакомить с творчеством М.Цветаевой...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась".
Данная композиция поможет учителю словесности при изучении творчества М.Цветаевой....
Сценарий литературно-музыкальной гостиниой "Красною нитью рябина зажглась"
Посвящена творчеству Марины Цветаевой...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе М...