литературная гостиная "Красною кистью рябина зажглась..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
урок в форме литературной гостиной развивает творческие способности учащихся, позволяет в нетрадиционной форме знакомить с творчеством М.Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_o_zhizni_i_tvorchestve_m_.cvetaevoy_vers.2003.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная
«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»
(о жизни и творчестве М.И.Цветаевой)
Разработала преподаватель
ГБОУ НПО ПУ№57КК
Толстякова Валентина Степановна.
Я работаю преподавателем русского языка и литературы в профессиональном училище №57 Усть-Лабинского района Краснодарского края. С целью воспитания у учащихся любви к литературе, формирования эстетического вкуса, развитию интереса к урокам литературы в своей практике работы применяю нестандартные формы проведения уроков(диспуты, семинары, устные журналы, литературные гостиные и другие).
Литературная гостиная «Красною кистью рябина зажглась…».
( о жизни и творчестве М.И.Цветаевой)
Цели:
Образовательная: закрепить знания учащихся о жизни и творчестве М.Цветаевой, ее сложном внутреннем мире, особенностях лирики;
Развивающая: развивать умения выразительного чтения стихов, чтения наизусть, умения связной монологической речи;
Воспитательная : воспитывать любовь к поэзии, музыке,потребность в изучении литературы.
Оформление урока:
1. Портрет и выставка книг о жизни и творчестве М.Цветаевой, книг А. Пушкина, А.Блока, А.Ахматовой, Б.Пастернака.
2.Романсы на стихи М.Цветаевой.
3.Свечи на столе, на подоконнике.
4.Стенгазеты о жизни и творчестве М.Цветаевой.
1.Вступительное слово преподавателя об особенностях урока, его целях и задачах, о самостоятельной работе учащихся по подготовке к уроку.
1ученик.
26 сентября 1892г. В семье И.В.Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств родилась дочь Марина.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья-
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(Звучит вальс).
2 ученик:
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым, догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.
(Звучит музыка Е. Доги)
3 ученик:
Кто создан из камня, кто создан из глины-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя- Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты…
-В купели морской крещена - и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена-
Высокая пена морская!
4 ученик:
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть- книги. С шести лет Муся писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
(Звучит музыка Шопена).
5 ученик:
Анастасия Цветаева, сестра Марины. Вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, добрым, горечью тронутым ртом…»
6 ученик:
Вот как говорит Марина об этом в своем стихотворении «Бабушке»:
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько?-
В ненасытимую прорву земли.
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
Бабушка!- этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..
7 ученик:
Стремительно и быстро в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили!
То зубы царевы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа и слева – рущищы по швам-
Жандармские руки и рожи.
Не диво ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно - да слишком!
Гляди мол, страна, как молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно- почетно- почетно - архи-
Почетно-почетно - до черту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного - выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
8 ученик: Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми конца 19-го – начала 20- го веков. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств, мыслей. Особенной любовью проникнуты стихи, посвященные ее поэтическому кумиру – Александру Блоку.
Имя твое – птица в руке.
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя!-
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
9 ученик: В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
(Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс»)
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности - жена, не на бумаге!
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам, кто жил и умирал
без страху!-
Такие – в роковые времена-
Слагают стансы и идут на плаху.
(Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)
10 ученик:
Мне нравится, что вы больны не мною,
Мне нравится, что я больна ее вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной-
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами…
(Звучит музыка Е.Доги из кинофильма «Гонки по вертикали»)
1 ученик:
1913год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей, ею нелюбимой наружности. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем».
(Продолжает звучать музыка)
2 ученик:
Тихо плещется море. Темно- синее небо, мерцающие звезды и стихи:
В огромном липовом саду-
Невинном и старинном-
Я с мандалиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая теплый запах нив
И спеющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Пробором кудри разделив…
Тугого шелка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал.
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы…
3 ученик:
Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
(Звучит романс А Петрова «Под лаской плюшевого пледа»)
4 ученик:
Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921г. Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов.
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она – свечой под праздник-
Вот так: из длани в длань.
О ветер. Ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощносно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
5 ученик:
И снова разлука с 1922 по 1927год. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В стихотворении, посвященном Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед-
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку на весь тот свет!
Здесь мои обе заняты.
6 ученик:
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнает, что сестра с сыном Георгием в 1939г. возвращаются в Россию.
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу: арест старшей дочери Али, начало войны, высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла странная телеграмма: «Я раскрыла листок. В нем две строчки от друзей: «Марина погибла два года назад тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А. Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась".
Данная композиция поможет учителю словесности при изучении творчества М.Цветаевой....
красною_кистью_рябина_зажглась_литературно-музыкальная_композиция
красною_кистью_рябина_зажглась_литературно-музыкальная_композиция...
«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой
Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР «КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ,,,»,
Разработка литературного вечера,посвященного творчеству М.И.Цветаевой....