Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе Марины
Цветаевой;
дать ключ к пониманию её поэзии.
Эпиграфы: Для Цветаевой жизнь - трагедия, в которой поэт - главное погибающее лицо.
С. Лурье.
Мои стихи - дневник.
Моя поэзия - поэзия собственных имён.
М. Цветаева.
Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черёд.
М. Цветаева. Май 1913. Коктебель.
Насколько актуальны выбранные эпиграфы, можно судить по статье литературоведа И.Г. Минераловой «О стиле Марины Цветаевой»
Многогранное творчество Марины Цветаевой, мы только начинаем постигать. Трагическая её судьба в полной мере отразилась в нём, как в дневнике, который пишут для себя и в котором не солгут ни звуком.
Слово учителя. Декабрь 1920. Заснеженная Москва. Переполненный зал Политехнического музея. Вечер поэтесс. Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг... словно из темноты студёной ночи явилась женщина в чёрном, похожая на монахиню, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо с вызывающим независимым лицом. Вся она дышала каким-то внутренним протестом...
Я расскажу тебе про великий обман.
Я расскажу тебе, как ниспадает туман.
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как - пришелец египетских стран –
В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе - про великую ложь,
Я расскажу тебе, как зажигается нож
В узкой руке, как вздымаются ветром веков
Кудри у юных - и бороды у стариков.
Рокот веков. Топот подков.
Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или догадывались, что революция не вдохновляла её.
Должно будет пройти много времени, чтобы наконец стихам Марины Цветаевой, как «драгоценным винам» настал свой черёд.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
…Утечёт много воды. Но не только воды, но и крови, потому что жизнь Марины Цветаевой и её творчество пришлись на десятые - тридцатые годы нашего катастрофического века, эпохи войн и революций, репрессивного подавления личной свободы.
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
1-й чтец. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, Директора
Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
Денъ был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши.
3-й чтец. «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,— и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре...» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали». Луч света гаснет, зажигаются свечи под портретом, на журнальном столике и на пианино.
4-й чтец.
Кто создан из камня, кто создан
из глины,—
Я я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я— бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан
из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена —
и в полёте
Своём — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце,
сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сдемгешь солью.
Дробясъ о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — весёлая пена —
Высокая пена морская!
5-й чтец. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть — книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Звучит музыка Ф. Шопена.
6-й чтец. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лу киничны Бернацкой, умершей очень рано — в двадцать семь лет. Увеличенная фотография — темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом...»
1-й чтец. Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы...
Юная бабушка! — Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Валъсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица —
Локоны, в виде спирали. Тёмный, прямой
и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен,
и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от вас ли?..
2-й чтец. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан
перед смутным полком.
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям —
Нет места. В изглавъи, в изножъи,
И справа, и слева —ручищи по швам —
Жандармские груди и рожу.
Не дивно ли — и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как,
молве вопреки,
Монарх по поэте печётся!
Почётно — почётно — почётно — архи —
Почётно,— почётно — до чёрту!
Кого ж это так,— точно воры вора
Пристреленного — выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв». 3-й чтец. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими та лантливейшими людьми конца XIX — начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру — Александру Блоку:
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка па языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Каменъ, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щелканъе ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок,
Имя твоё,— ах нельзя! —
Имя твоё -— поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твоё — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.
4-й чтец. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс».
5-й чтец.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена,
не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови,
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей,
Его глаза -— прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны. В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы —
и идут на плаху.
Звучит вальс Е. Доги из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".
6-й чтец.
Мне нравится, что вы Больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,—
За то, что вы больны —увы! — не мной,
Зато, что я больна—увы! — не вами!
Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали».
1-й чтец. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой — её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над ями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её — во внутреннем».
Продолжает звучать музыка.
2-й чтец. Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
В огромном липовом саду —
Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Пробором -кудри разделив...
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал.
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук,
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы...
3-й чтец. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс».
Гаснут свечи. В зале зажигается свет.
4-й чтец. Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно — перекричать разлуку —
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она —
свечой под праздник—
Вот так из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
5-й чтец. И снова разлука: с 1922 го да по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворе нии, обращенном к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится... Друг!
Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...
Ты, в погудке дождей и бед —
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь — мои обе заняты.
6-й чтец. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
5-й чтец. «Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
Звучит «Реквием» М. Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в эту бездну...».
С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча под портретом М. Цветае вой.
Подведём итоги:
- Что значит имя Марина? (Морская)
- Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (символом горькой, надломленной судьбы)
- Что можно сказать: близки ли образы поэта и лирической героини? (Да, в образе лирической героини раскрывается личность автора «Стихи мои - дневник»)
В 1913 году Цветаева заявила уверенно:
Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Она оказалась права, потому что настоящее искусство не умирает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Красною кистью рябина зажглась... | 31.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно - музыкальная композиция
«Красною кистью рябина зажглась...»
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе Марины
Цветаевой;
дать ключ к пониманию её поэзии.
Эпиграфы: Для Цветаевой жизнь - трагедия, в которой поэт главное погибающее лицо.
С. Лурье.
Мои стихи - дневник.
Моя поэзия - поэзия собственных имён.
М. Цветаева.
Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черёд.
М. Цветаева. Май 1913. Коктебель.
Насколько актуальны выбранные эпиграфы, можно судить по статье литературоведа И.Г. Минераловой «О стиле Марины Цветаевой»
Многогранное творчество Марины Цветаевой, мы только начинаем постигать. Трагическая её судьба в полной мере отразилась в нём, как в дневнике, который пишут для себя и в котором не солгут ни звуком.
Слово учителя. Декабрь 1920. Заснеженная Москва. Переполненный зал Политехнического музея. Вечер поэтесс. Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг... словно из темноты студёной ночи явилась женщина в чёрном, похожая на монахиню, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо с вызывающим независимым лицом. Вся она дышала каким-то внутренним протестом...
Я расскажу тебе про великий обман.
Я расскажу тебе, как ниспадает туман.
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как - пришелец египетских стран –
В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе - про великую ложь,
Я расскажу тебе, как зажигается нож
В узкой руке, как вздымаются ветром веков
Кудри у юных - и бороды у стариков.
Рокот веков. Топот подков.
Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или догадывались, что революция не вдохновляла её.
Должно будет пройти много времени, чтобы наконец стихам Марины Цветаевой, как «драгоценным винам» настал свой черёд.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
…Утечёт много воды. Но не только воды, но и крови, потому что жизнь Марины Цветаевой и её творчество пришлись на десятые - тридцатые годы нашего катастрофического века, эпохи войн и революций, репрессивного подавления личной свободы.
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...»
1-й чтец. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, Директора
Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
Денъ был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши.
3-й чтец. «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,— и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре...» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали». Луч света гаснет, зажигаются свечи под портретом, на журнальном столике и на пианино.
4-й чтец.
Кто создан из камня, кто создан
из глины,—
Я я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я— бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан
из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена —
и в полёте
Своём — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце,
сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сдемгешь солью.
Дробясъ о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — весёлая пена —
Высокая пена морская!
5-й чтец. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть — книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Звучит музыка Ф. Шопена.
6-й чтец. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лу киничны Бернацкой, умершей очень рано — в двадцать семь лет. Увеличенная фотография — темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом...»
1-й чтец. Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы...
Юная бабушка! — Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Валъсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица —
Локоны, в виде спирали. Тёмный, прямой
и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен,
и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от вас ли?..
2-й чтец. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан
перед смутным полком.
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям —
Нет места. В изглавъи, в изножъи,
И справа, и слева —ручищи по швам —
Жандармские груди и рожу.
Не дивно ли — и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как,
молве вопреки,
Монарх по поэте печётся!
Почётно — почётно — почётно — архи —
Почётно,— почётно — до чёрту!
Кого ж это так,— точно воры вора
Пристреленного — выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв». 3-й чтец. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими та лантливейшими людьми конца XIX — начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру — Александру Блоку:
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка па языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Каменъ, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щелканъе ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок,
Имя твоё,— ах нельзя! —
Имя твоё -— поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твоё — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.
4-й чтец. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс».
5-й чтец.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена,
не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови,
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей,
Его глаза -— прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны. В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы —
и идут на плаху.
Звучит вальс Е. Доги из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".
6-й чтец.
Мне нравится, что вы Больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,—
За то, что вы больны —увы! — не мной,
Зато, что я больна—увы! — не вами!
Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали».
1-й чтец. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой — её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над ями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её — во внутреннем».
Продолжает звучать музыка.
2-й чтец. Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
В огромном липовом саду —
Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Пробором -кудри разделив...
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал.
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук,
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы...
3-й чтец. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс».
Гаснут свечи. В зале зажигается свет.
4-й чтец. Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно — перекричать разлуку —
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она —
свечой под праздник—
Вот так из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
5-й чтец. И снова разлука: с 1922 го да по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворе нии, обращенном к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится... Друг!
Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...
Ты, в погудке дождей и бед —
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь — мои обе заняты.
6-й чтец. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
5-й чтец. «Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
Звучит «Реквием» М. Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в эту бездну...».
С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча под портретом М. Цветае вой.
Подведём итоги:
- Что значит имя Марина? (Морская)
- Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (символом горькой, надломленной судьбы)
- Что можно сказать: близки ли образы поэта и лирической героини? (Да, в образе лирической героини раскрывается личность автора «Стихи мои - дневник»)
В 1913 году Цветаева заявила уверенно:
Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Она оказалась права, потому что настоящее искусство не умирает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«"Красною кистью рябина зажглась…": очерк жизни Марины Цветаевой»
Урок изучения нового материала....
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась".
Данная композиция поможет учителю словесности при изучении творчества М.Цветаевой....
Сценарий литературно-музыкальной гостиниой "Красною нитью рябина зажглась"
Посвящена творчеству Марины Цветаевой...
Сценарий литературной гостиной "За всех страдать под звук органа"( Жизнь и творчество Марины Цветаевой)_
В сценарии литературной гостиной рассматривается жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой...
Литературно - музыкальная гостиная " Красною кистью рябина зажглась..."
Литературно- музыкальная гостиная, приуроченная к 115- летию со дня рождения М.И.Цветаевой, рассчитана на учащихся 10-11 классов...
Литературно-музыкальная композиция «Только любовью держится и движется жизнь…» (по творчеству И.С.Тургенева)
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева...