Открытый урок по произведению "Маленький принц"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
5 класс
Цель урока :
- Способствовать умению сопоставлять, анализировать прочитанное, аргументировать ответ;
- Развивать коммуникативных свойств речи (точности, выразительности);
- Воспитывать чувства дружбы, ответственности.
- Развивать творческие способности и самостоятельность мнения.
Ход урока:
УЧИТЕЛЬ : - Ведь если звёзды зажигают,
значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
чтоб каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И М.п. задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся».
Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, не торопись, задумайся о вечном!
Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?
Что значит верная дружба и настоящая любовь?
А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный М.п.
Ученик Рассказ о писателе (вставка). Ист. справка.
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)
Экзюпери - французский писатель, отважный лётчик. Чего только не случалось с ним во время полётов! Его извлекали из дымящихся обломков самолёта после катастрофы в Гватемале, он падал со скалы в Северной Африке, садился на воды реки Мекон в Индокитае, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери (так называли его товарищи) слагали “героические легенды”. Его называли рыцарем неба. Но нам он известен и как рыцарь пера. В книгах писателя-лётчика рассказывается о лётных приключениях, о мужестве товарищей, размышления о небе, о земле. Лечась после тяжёлой аварии, он написал в 1939 году “Планету людей”.
В начале 40-х гг. Экзюпери пришлось тяжелее всего. Франция была оккупирована фашистской Германией. Он вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой “Маленький принц”. О чём сказка? Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности.
Но так ли всё благополучно в мире взрослых?
Учитель. Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет работа аналитиков-исследователей путешествия Маленького принца. А эксперты помогут оценить проделанную работу и сделать выводы.
Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем?
Ответы детей
Учитель. На какой планете жил М.П . как онами выглядела давайте пофантазируем
Эксперт. Принц получает свою планету и Розу, но при этом говорит, что он ещё не научился любить.
Вопрос. Не это ли стало причиной того, что Маленький принц отправляется в странствие. Каким предстаёт принц в этот момент?
Аналитик. Грустный, одинокий, потому что у него не было друга.
Роза доставляет много хлопот принцу, а ещё это происходит потому, что он не умел любить, ценить друга. Много ещё его ждёт разочарований, прежде чем он поймёт, кого оставил.
Учитель. Вместе с перелётными птицами Маленький принц отправляется на ближайшие от него планеты-астероиды, на которых встречается с их обитателями - взрослыми людьми.
Ученик (Планета 325)
На первой планете, на которой побывал Маленький принц, он встретил короля, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король представляет этот мир упрощённо, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение-предел его мечтаний. Маленький принц был вначале восхищён: “Вот бы мне такое могущество!” И когда король предлагает ему быть Министром правосудия, он отказывается. Судить некого, а самого себя можно где угодно, не обязательно на этой планете.
Главная черта короля - властолюбие, высокомерие.
Выходит к доске и после рассказа прикрепляет листочек с надписью “высокомерный”.
Ученик2 (Планета 326). Встреча с честолюбцем.
Обитатель этой планеты приходит в восторг от самого себя.
“Похлопай-ка в ладоши”, - говорит он Маленькому принцу.
“Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами,- но какая тебе от этого радость?”
И он сбежал от честолюбца.
“Право же, взрослые - очень странные люди”, - только и подумал он, пускаясь в путь.
Главная отрицательная черта, я считаю, - честолюбие.
На листочке - честолюбивый, самовлюблённый.
Ученик 3. (Планета 327)
Житель этой планеты поверг принца в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. “Я хочу забыть, что мне совестно”, - признался пьяница и повесил голову. “Почему же тебе совестно?” - спросил принц. Ему очень хотелось помочь бедному человеку.
- Совестно жить!
- Да, право же, взрослые очень странный народ,- думал он, продолжая свой путь.
Главная черта - слабоволие.
На листочке - слабовольный.
Ученик 4. (Планета 328)
Обитатель планеты занят бессмысленным подсчётом звёзд. Красоту звёзд он хочет превратить в собственность, упрятать её в сейф. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчётом звёзд, не может быть человеком. Он погиб, ибо за свою жизнь ни разу не нюхал цветка, никогда никого не любил, никогда ничего не делал.
- А для чего тебе владеть звёздами?
- Чтобы быть богатым.
- А для чего быть богатым?
- Чтобы покупать ещё новые звёзды.
- Я считаю их, пересчитываю.
На что Маленький принц отвечает: “Но звёздам от тебя нет никакой пользы”.
Главная черта обитателя планеты - алчность, жадность.
Ученик 5. (Планета 329)
На этой планете происходит встреча Маленького принца с фонарщиком. Работа с ним вызывает восхищение у Маленького принца.
“Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Из встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за трудолюбие, вопреки лени он освещает людям путь, за то, что думает не только о себе. Но в то же время Маленький принц недоумевает:
- Зачем ты опять зажёг фонарь?
- Такой уговор.
- Не понимаю,- признался Маленький принц.
- И понимать нечего, - сказал фонарщик.- Уговор есть уговор.
И в конце Маленький принц говорит:
- Я бы остался, но у него планета крохотная. Нет места для двоих.
- Главная черта, я считаю, неблагоразумие.
Ученик 6. (Планета 400)
Обитатель той планеты - географ. Сначала она малышу кажется настоящей, но очень скоро принц разочаровался в нём, потому что тот никогда не выходил из кабинета и обо всём интересном узнаёт понаслышке. Его даже не интересует собственная планета, т.к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его Розе, задуматься и пожалеть её. “Моя краса (цветок) и радость недолговечна, - сказал себе принц, - и ей нечем защищаться от мира: у неё только и есть что четыре шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна”
Географ же советует принцу посетить планету Земля, “у которой неплохая репутация”.
Главная черта – безразличие ко всему прекрасному. Это – лже-учёный.
Учитель. С какими же чувствами покидал планеты Маленький принц?
Почему ему было там так одиноко? Неуютно?
Учитель. А какие чувства испытывает Маленький принц, оказавшись на планете Земля?
Учащиеся. Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко.
Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут.
Учитель. А кто же приходит на помощь принцу на Земле?
Учащиеся. Лис.
Учитель. Почему Лис?
Учащиеся. Сказочный образ-народная мудрость.
Учитель. Эта встреча очень важна в сказке. Сейчас мы посмотрим инсценировку этого момента. А вы в это время будьте очень внимательны. И в тетрадочках по ходу просмотра запишите те два важных секрета, которые открывает Лис Маленькому принцу.
Итак:
- “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
- “ Зорко одно лишь сердце”.
Как вы поняли эти секреты?
Эксперт. Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что “любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна”, и объяснил это (ему и читателям ) на примере любви самого Маленького принца к Розе. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего её. Но она была его Розой, он знал её привычки и глупости, её обиды и радости. Он любовью своей сделал её неповторимо прекрасной и единственной. Всё это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда её не покидать.
Учитель. А сейчас он возвращается на свою планету. Почему? Там его Роза. И он за неё в ответе.
Итог: Моя Роза единственная, потому что я её приручил.
Учитель
Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защищать Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. Несмотря на “хороший яд”, Маленькому принцу всё равно больно и страшно.
Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней.
Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу.
Домашнее задание : написать письмо маленькому принцу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Открытый урок "Маленький принц"
Конспект открытого урока для 6-7-ых классов по сказке Антуана де Сент-Экзюпери....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок чтения в 6 классе СКОШ VIII вида на тему: "Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Открытый урок чтения в 6 классе СКОШ VIII вида на тему: "Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....