Открытый урок "Маленький принц"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Конспект  открытого урока  для 6-7-ых  классов по  сказке  Антуана де Сент-Экзюпери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_princ.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   открытого  урока

по  сказке  Антуана  де  Сент-Экзюпери

«Маленький  принц».

Цель  урока: познакомить  учащихся  с   биографией  и  творчеством  писателя, прививать чувство  доброты, искренности,  трудолюбия,  учить  отличать  положительные  качества  от  отрицательных  черт  человека.

Оформление  класса:  плакат с изображением  Маленького принца,  рисунки  учащихся  к  сказке,  выставка  лучших работ-отзывов  о  сказке.

Музыкальное  сопровождение:  песня  «Маленький  принц».

Ведущие:  Пахомов  Максим ,  Анисова  Катя.

Действующие  лица  и  их  исполнители:

Маленький  принц – Каток  Илья

Роза                             -  Кузнецова  Алена

Король                        -  Тен  Влад

Фонарщик                 -  Верейский   Владислав

Деловой  человек   -  Лопато  Никита

Географ                     -  Никитин  Алексей

Лис                             -  Червоноокая Вероника  

План подготовки  к  уроку

  1.  Домашнее  чтение  сказки.
  2. Выписать  из  сказки  поучительные  изречения,  афоризмы,  особенно  запомнившиеся.  Объяснить  смысл  изречения  или  афоризма.
  3. Провести  конкурс  рисунков  к  сказке.
  4. Предложить  желающим  написать  отзыв  о  сказке.
  5. Подготовить  инсценировки  некоторых  глав  сказки.
  6. Предложить  подумать  над  некоторыми  вопросами:
  1. Что  такое  притча?
  2. Как  вы  понимаете  призыв  автора: « Дети,  берегитесь  баобабов!»    Что  несет  этот  аллегорический  образ?
  3. Какие художественные  средства  использует  автор,  рисуя  образ  делового человека?  Как вы относитесь  к  высказыванию: «Я  человек  серьезный,  мне  мечтать   некогда»?
  4. «…Да, странный  народ – эти  взрослые!»  Почему  у  принца  возникает  такая  мысль?
  5. Как  вы  понимаете  слова  автора: «Пустыня   совсем  не  там,  где  кажется… людный  город,  полный  суеты, - та  же  пустыня,  если  утратили  силу  магнитные  полюсы  жизни»?  Эти  слова  имеют  отношение  к  нашей  реальной  жизни?
  6. Какие   свои  самые  заветные  и  затаенные  мысли  выразил  автор?

План  проведения урока.

Презентация биографии  автора.

Рассказ  о  планете  Маленького  принца .

Рассказ  Маленького  принца.

Разговор  с  Розой.

Встреча  с  Королем.

На  планете  Честолюбца.

Рассказ  о  планете  Пьяницы.

Встреча  с  Деловым  человеком.

Как  относитесь  к  высказыванию.

Рассказ  о  планете  Фонарщика.

Разговор  с  Географом.

Рассказ  о  планете  Земля.

Рассказ  о  Змее.

Что  рассказал  Лис.

Слово  о  писателе.

Заключительное  слово.

Конспект  урока.

  1. Вступительное  слово  учителя.
  2.  Слово  о  Сент-Экзюпери (Выступление  учащихся).
  3. Итак, Антуан де  Сент-Экзюпери  написал  притчу  о  маленьком  принце, сказку, которая  несет  глубокий  философский  смысл,  призывает к  раздумьям, овеяна  романтикой.

                         - Что такое  притча?  Чем  притча  отличается  от сказки?

                         -  Какие поучительные  изречения,  афоризмы  из  этой  книги  

                              привлекли  ваше  внимание, запомнились?  

                                           

                                        Проверка  домашнего  задания.

Ведущий.      С  самого начала  войны  Экзюпери  часто  рисовал  одну  и  ту  же  картину: мальчик  с  крылышками  или  без  крылышек  удивленно  смотрит  из-за  облака  на  Землю.  По   христианским  представлениям, к  каждому  человеку  при  крещении  представляется  ангел-хранитель,   который  сопровождает  нас  всю  жизнь: совершает  хорошие  поступки -  он радуется, плохие – грустит.  Говорит  с  нами  голосом  нашей  совести.

                                                            Звучит  мелодия  «Маленького  принца».

 Ведущий.      «Маленький  принц» - это  романтическое  повествование  о  том, как  взрослого   человека  с  немалым  жизненным  опытом  в  трудную  для  него  минуту  (его  самолет  потерпел  аварию  над  пустыней )  спасает  прибывший  с  другой  планеты  маленький  мальчик – спасает  чистотою  своей  души,  своей  добротой  и  непосредственностью.

                         Вопросы    классу:

              - Как  выглядела  планета  Маленького  принца?

              -  Какое  твердое  правило  было  у  принца?  О  чем  говорит  нам  его  привычка?  

                         Как  приводил  он  в  порядок  свою  планету?

             -    Как  вы  понимаете  призыв  автора: «Дети!.. берегитесь  баобабов!»  Что  несет  

                          этот  аллегорический  образ?

Ведущий:    Однажды за один  день  Маленький  принц  видел  заход  солнца  43 раза.  «Когда  станет  очень  грустно, хорошо  поглядеть, как  заходит  солнце».  Было  грустно  и  одиноко  ему  до  того  момента, как  у  него  появился  цветок – единственный,  какого  больше  нет  ни  на  одной  из  многих  миллионов  звезд,  этого  довольно: « смотришь  на  небо  и  чувствуешь  себя  счастливым». Маленький  принц  долго  ждал  того  момента,  когда у  его  цветка  раскроются  лепестки.  «И  вот  однажды  утром,  едва  взошло  солнце, лепестки  раскрылись».

                               Инсценировка  8 -9 глав.

Ведущий:    «Хотя Маленький  принц  и  полюбил прекрасный  цветок, и рад был ему  служить, но вскоре в душе  его  пробудились  сомнения,- пишет  автор. – Пустые  слова  он  принимал  близко к  сердцу  и  стал  чувствовать  себя  очень несчастным».   За  этим  последовало  решение  странствовать  с  перелетными  птицами.  В  последнее  утро  перед  путешествием  принц  старательней  обычного  прибрал  свою  планету.

                     Вопросы    классу:

                   - Как он это делает?  Для  чего   он  это  делает  и  для  чего он   отправляется  в  

                                      путь?

                           Появляется табличка  «Астероид  325».

              На  первом  астероиде  Король.  Он  важно  восседает  на  троне, зевая  и  занимаясь « очень  важными  делами»…

                                                                           Словарная  работа:  астероид, подданный,

                                                                                                     авторитарный.

                                       Инсценировка   10  главы.

                              Вопросы  классу:

                                   - Как, по-вашему,  какая  черта  определяет  характер  Короля?                

                                   - Можно  сказать,  что  и  Король  и  Маленький  принц  проходят  через

                                                      искушение  властью?

                                    Появляется  табличка  «Астероид   326».

На  второй  планете  жил  Честолюбец, который  очень  жаждал  известности, славы.                            

                                              Инсценировка  11  главы.

                                       Появляется  табличка  «Астероид – 326. Планета  Честолюбца».

                                Вопросы  классу:

                                      - Почему  Маленький  принц  оставил  и  обитателя  второй  планеты –

                                                                Честолюбца?

                                      -  Встречаются ли сейчас  такие  люди?  Как  их  можно  назвать?

                                                                             Словарная  работа: честолюбец, почитатель,

                                                                                                                  тщеславие.

                                    Появляется  табличка  «Астероид  327»

Ведущий:   На  следующей  планете  жил  пьяница.  Маленький  принц  пробыл  у  него  очень  недолго, но ему  стало  после  этого  очень  невесело.   Почему?

                                            Рассказ  об  этой  планете.

                                   Появляется  табличка  «Астероид   328».

Ведуший:       Четвертая  планета  принадлежала   Деловому  человеку.  Он  был  так  занят,  что  при  появлении  Маленького  принца  даже  головы не  поднял.

                                         Инсценировка  13  главы.

                                    Вопросы  классу:

                               -  Чем  занят  Деловой  человек?  О  чем  он  мечтал?

                               -  Почему  не ответил   на  вопрос: «А звездам  от  тебя  нет  никакой

                                                      пользы?»

                               - Как  относитесь  к  высказыванию: «Я  человек  серьезный,  мне  мечтать

                                                    некогда».

                                        Появляется  табличка  «Астероид  328».

Ведущий:    Пятая  планета  была  очень  занятная.  Она  оказалась  меньше  всех.  На  ней  только и помещалось,  что  фонарь  и  фонарщик.

                                -  Какова польза  от  труда  фонарщика?

                                   Инсценировка   14  главы.

                                            Появляется  табличка   «329».

Ведущий:      Шестая  планета  была  в  10  раз  больше  предыдущей.   На  ней  жил  старик, который  писал  толстенные книги.

                                     Инсценировка   15  главы.

                                -  Охарактеризуйте  географа, что он за ученый.

Ведущий:  И  Маленький принц  пустился  в  путь,  но  теперь   он  вспомнил  о покинутом  им  цветке -  прекрасной  розе.  Географ  посоветовал  ему  посетить  планету  Земля.  И  вот  он  на  планете  Земля.

                                       Рассказ  о  планете  Земля.

Ведущий:      Попав  на  планету  Земля,  принц  не  увидел  ни  души  и  очень  удивился.  Он  подумал  даже,  что  залетел  по  ошибке  на  какую-нибудь  другую  планету.  Но  тут   в  песке  шевельнулось  колечко  цвета  лунного  луча…

                                            Рассказ  о  встрече  со  Змеей.

Ведущий:    После  встречи  со  Змеей  Маленький  принц  пересек  пустыню, где  крохотный, невзрачный  цветок  показал   ему  на  людей – караван  людей, у которых  нет  корней…

       Потом  поднялся  на  высокую  гору  и, наконец,  увидел  сад,  полный роз,  похожих  на  его  розу. И  он   подумал: « Я-то  воображал, что  владею  единственным  в  мире  цветком, какого  больше  нет  ни  у   кого  и  нигде, а  это  была  самая  обыкновенная  роза. Только  всего  у  меня  и  было,  что  простая  роза  да  три  вулкана ростом мне  по  колено,  и  то  один  из  них  потух  и, может  быть,  навсегда…  Какой же я после этого принц?..»   Он  лег  в  траву  и  заплакал.

      Вот  тут  и  появился  Лис.

                                                 Рассказ  о  Лисе. ( «Жизнь  у  меня  скучная. Но  если  ты  меня  

                                                        приручишь, моя  жизнь  словно  солнцем   озарится. Помни:  

                                                        зорко  одно  лишь   сердце.  Самого  главного  глазами  не  

                                                        увидишь.  Ты всегда  в ответе  за  тех,  кого  приручил».

                                   Вопрос  классу:

                               -  Как  вы  понимаете  это  «приручить»?  К нам  это  относится?

                              -   Какую  истину, забытую  людьми, напоминает Лис  принцу?    

А  дальше  встреча  со  стрелочником,  который  говорит  Маленькому            принцу,  что  он  отправляет  людей в  поездах, а зачем  -  не знает: « Люди  забираются  в  скорые  поезда, но  уже они  сами  не  понимают,  чего  ищут. Поэтому  они  не  знают  покоя,  бросаются  то  в  одну  сторону, то  в другую…  И  все  напрасно…»

Встречает  он  и  торговца  самоновейшими  пилюлями  вместо  воды.  

А  «… я бы  просто-напросто  пошел  к  роднику…», и Маленький  принц  возвращается  в   пустыню к  летчику.

                                     

                                                 - Какие же изменения  произошли  в  Маленьком  принце в ходе

                                                          странствования?

                                        - Перед тем как улететь, Маленький  принц  кое-что  подарил  

                                                           взрослому  другу.  Что  это  за  подарок?

                                               Чтение  26  главы (« Ты посмотришь ночью  на  небо, а ведь  там

                                                                      будет такая  звезда,  где  я живу, где я смеюсь, - и ты

                                                                      услышишь, что все звезды  смеются.  У тебя будут

                                                                      звезды, которые  умеют  смеяться!»

А  летчик  подумал в  ответ:  «Так вот разгадка его таинственного  появления  здесь, в пустыне!»                          

                                               - В чем же  эта  разгадка?

                                                                        Сомнений нет: перед ним тот, кто не оставляет  

                                                                    человека в страшные  минуты…  И  читатели радуются:

                                                                     есть  надежда  на  спасение!

                                 Вопросы  классу:

                                              -  Похож  ли  летчик  на  предыдущих  героев?

                                             -  Вспомните  диалог  летчика  и  Маленького  принца  из  7 главы.

                                                         Какой  ответ  дает  притча  Экзюпери  на  вопрос: « Что  

                                                 важнее:  найти  ответы  на  вопросы,  которые  мучают  принца,

                                                 или  починить  самолет? Почему?»

«Если  меня  собьют, я ни о чем не буду  жалеть.  Я  был  создан,  чтобы  быть  садовником», - писал  Экзюпери  в  письме,  которое  он  не успел  отправить.

                                    - Как вы понимаете  эти  слова?

                                    -  Какие же самые заветные и  затаенные  мысли  выразил  автор  в  

                                                               сказке?

                                 

     

                                Записываем в тетрадь:

                        - Необходимо уважать и ценить человека.

                       - Нельзя жить без дружбы и любви.

                       - Людям  нужны красота  и  доброта.

Маленький принц будит нашу душу,  взывает к совести, живет постоянной  надеждой на наше завтрашнее возрождение.

                                -  Почему эти призывы  писателя  40-х годов 20  века  так  важны  

                                                    сегодня, в 21 веке? 

                                   Анализ  отзывов  о  сказке  «Маленький  принц».

                                    Обсуждение рисунков  к  сказке. Награждение  

                                                                      победителей.

                                      Подведение итогов урока.

                                                                                       Задание на дом:

                                                                          Написать  отзыв, взяв в качестве темы  одно

                                                                             из мудрых изречений Антуана де Сент-Экзюпери

                                                                                      (Например:  «Дети, берегитесь баобабов!»

                                                                                           «Зорко одно лишь сердце. Самого

                                                                                             главного  глазами не увидишь» .

                                                                                            «Глаза слепы. Искать надо сердцем».

                                                                                            «Мы в ответе за тех, кого приручили»

                                                                                              и др. )