Открытый урок "Маленький принц"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Конспект открытого урока для 6-7-ых классов по сказке Антуана де Сент-Экзюпери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_princ.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по сказке Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц».
Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, прививать чувство доброты, искренности, трудолюбия, учить отличать положительные качества от отрицательных черт человека.
Оформление класса: плакат с изображением Маленького принца, рисунки учащихся к сказке, выставка лучших работ-отзывов о сказке.
Музыкальное сопровождение: песня «Маленький принц».
Ведущие: Пахомов Максим , Анисова Катя.
Действующие лица и их исполнители:
Маленький принц – Каток Илья
Роза - Кузнецова Алена
Король - Тен Влад
Фонарщик - Верейский Владислав
Деловой человек - Лопато Никита
Географ - Никитин Алексей
Лис - Червоноокая Вероника
План подготовки к уроку
- Домашнее чтение сказки.
- Выписать из сказки поучительные изречения, афоризмы, особенно запомнившиеся. Объяснить смысл изречения или афоризма.
- Провести конкурс рисунков к сказке.
- Предложить желающим написать отзыв о сказке.
- Подготовить инсценировки некоторых глав сказки.
- Предложить подумать над некоторыми вопросами:
- Что такое притча?
- Как вы понимаете призыв автора: « Дети, берегитесь баобабов!» Что несет этот аллегорический образ?
- Какие художественные средства использует автор, рисуя образ делового человека? Как вы относитесь к высказыванию: «Я человек серьезный, мне мечтать некогда»?
- «…Да, странный народ – эти взрослые!» Почему у принца возникает такая мысль?
- Как вы понимаете слова автора: «Пустыня совсем не там, где кажется… людный город, полный суеты, - та же пустыня, если утратили силу магнитные полюсы жизни»? Эти слова имеют отношение к нашей реальной жизни?
- Какие свои самые заветные и затаенные мысли выразил автор?
План проведения урока.
Презентация биографии автора.
Рассказ о планете Маленького принца .
Рассказ Маленького принца.
Разговор с Розой.
Встреча с Королем.
На планете Честолюбца.
Рассказ о планете Пьяницы.
Встреча с Деловым человеком.
Как относитесь к высказыванию.
Рассказ о планете Фонарщика.
Разговор с Географом.
Рассказ о планете Земля.
Рассказ о Змее.
Что рассказал Лис.
Слово о писателе.
Заключительное слово.
Конспект урока.
- Вступительное слово учителя.
- Слово о Сент-Экзюпери (Выступление учащихся).
- Итак, Антуан де Сент-Экзюпери написал притчу о маленьком принце, сказку, которая несет глубокий философский смысл, призывает к раздумьям, овеяна романтикой.
- Что такое притча? Чем притча отличается от сказки?
- Какие поучительные изречения, афоризмы из этой книги
привлекли ваше внимание, запомнились?
Проверка домашнего задания.
Ведущий. С самого начала войны Экзюпери часто рисовал одну и ту же картину: мальчик с крылышками или без крылышек удивленно смотрит из-за облака на Землю. По христианским представлениям, к каждому человеку при крещении представляется ангел-хранитель, который сопровождает нас всю жизнь: совершает хорошие поступки - он радуется, плохие – грустит. Говорит с нами голосом нашей совести.
Звучит мелодия «Маленького принца».
Ведущий. «Маленький принц» - это романтическое повествование о том, как взрослого человека с немалым жизненным опытом в трудную для него минуту (его самолет потерпел аварию над пустыней ) спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик – спасает чистотою своей души, своей добротой и непосредственностью.
Вопросы классу:
- Как выглядела планета Маленького принца?
- Какое твердое правило было у принца? О чем говорит нам его привычка?
Как приводил он в порядок свою планету?
- Как вы понимаете призыв автора: «Дети!.. берегитесь баобабов!» Что несет
этот аллегорический образ?
Ведущий: Однажды за один день Маленький принц видел заход солнца 43 раза. «Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце». Было грустно и одиноко ему до того момента, как у него появился цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: « смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». Маленький принц долго ждал того момента, когда у его цветка раскроются лепестки. «И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись».
Инсценировка 8 -9 глав.
Ведущий: «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок, и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения,- пишет автор. – Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». За этим последовало решение странствовать с перелетными птицами. В последнее утро перед путешествием принц старательней обычного прибрал свою планету.
Вопросы классу:
- Как он это делает? Для чего он это делает и для чего он отправляется в
путь?
Появляется табличка «Астероид 325».
На первом астероиде Король. Он важно восседает на троне, зевая и занимаясь « очень важными делами»…
Словарная работа: астероид, подданный,
авторитарный.
Инсценировка 10 главы.
Вопросы классу:
- Как, по-вашему, какая черта определяет характер Короля?
- Можно сказать, что и Король и Маленький принц проходят через
искушение властью?
Появляется табличка «Астероид 326».
На второй планете жил Честолюбец, который очень жаждал известности, славы.
Инсценировка 11 главы.
Появляется табличка «Астероид – 326. Планета Честолюбца».
Вопросы классу:
- Почему Маленький принц оставил и обитателя второй планеты –
Честолюбца?
- Встречаются ли сейчас такие люди? Как их можно назвать?
Словарная работа: честолюбец, почитатель,
тщеславие.
Появляется табличка «Астероид 327»
Ведущий: На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него очень недолго, но ему стало после этого очень невесело. Почему?
Рассказ об этой планете.
Появляется табличка «Астероид 328».
Ведуший: Четвертая планета принадлежала Деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
Инсценировка 13 главы.
Вопросы классу:
- Чем занят Деловой человек? О чем он мечтал?
- Почему не ответил на вопрос: «А звездам от тебя нет никакой
пользы?»
- Как относитесь к высказыванию: «Я человек серьезный, мне мечтать
некогда».
Появляется табличка «Астероид 328».
Ведущий: Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось, что фонарь и фонарщик.
- Какова польза от труда фонарщика?
Инсценировка 14 главы.
Появляется табличка «329».
Ведущий: Шестая планета была в 10 раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.
Инсценировка 15 главы.
- Охарактеризуйте географа, что он за ученый.
Ведущий: И Маленький принц пустился в путь, но теперь он вспомнил о покинутом им цветке - прекрасной розе. Географ посоветовал ему посетить планету Земля. И вот он на планете Земля.
Рассказ о планете Земля.
Ведущий: Попав на планету Земля, принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-нибудь другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча…
Рассказ о встрече со Змеей.
Ведущий: После встречи со Змеей Маленький принц пересек пустыню, где крохотный, невзрачный цветок показал ему на людей – караван людей, у которых нет корней…
Потом поднялся на высокую гору и, наконец, увидел сад, полный роз, похожих на его розу. И он подумал: « Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше нет ни у кого и нигде, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… Какой же я после этого принц?..» Он лег в траву и заплакал.
Вот тут и появился Лис.
Рассказ о Лисе. ( «Жизнь у меня скучная. Но если ты меня
приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Помни:
зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не
увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Вопрос классу:
- Как вы понимаете это «приручить»? К нам это относится?
- Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис принцу?
А дальше встреча со стрелочником, который говорит Маленькому принцу, что он отправляет людей в поездах, а зачем - не знает: « Люди забираются в скорые поезда, но уже они сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую… И все напрасно…»
Встречает он и торговца самоновейшими пилюлями вместо воды.
А «… я бы просто-напросто пошел к роднику…», и Маленький принц возвращается в пустыню к летчику.
- Какие же изменения произошли в Маленьком принце в ходе
странствования?
- Перед тем как улететь, Маленький принц кое-что подарил
взрослому другу. Что это за подарок?
Чтение 26 главы (« Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там
будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты
услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут
звезды, которые умеют смеяться!»
А летчик подумал в ответ: «Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»
- В чем же эта разгадка?
Сомнений нет: перед ним тот, кто не оставляет
человека в страшные минуты… И читатели радуются:
есть надежда на спасение!
Вопросы классу:
- Похож ли летчик на предыдущих героев?
- Вспомните диалог летчика и Маленького принца из 7 главы.
Какой ответ дает притча Экзюпери на вопрос: « Что
важнее: найти ответы на вопросы, которые мучают принца,
или починить самолет? Почему?»
«Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть. Я был создан, чтобы быть садовником», - писал Экзюпери в письме, которое он не успел отправить.
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие же самые заветные и затаенные мысли выразил автор в
сказке?
Записываем в тетрадь:
- Необходимо уважать и ценить человека.
- Нельзя жить без дружбы и любви.
- Людям нужны красота и доброта.
Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, живет постоянной надеждой на наше завтрашнее возрождение.
- Почему эти призывы писателя 40-х годов 20 века так важны
сегодня, в 21 веке?
Анализ отзывов о сказке «Маленький принц».
Обсуждение рисунков к сказке. Награждение
победителей.
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
Написать отзыв, взяв в качестве темы одно
из мудрых изречений Антуана де Сент-Экзюпери
(Например: «Дети, берегитесь баобабов!»
«Зорко одно лишь сердце. Самого
главного глазами не увидишь» .
«Глаза слепы. Искать надо сердцем».
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
и др. )