«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»
методическая разработка по литературе на тему
Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»
Общая тема: Публицистика военных лет
Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания, умение и навыки в связи с изучаемым материалом;
- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- подтвердить или опровергнуть слова М. Сервантеса «Любой судьбе любовь дает отпор» по отношению к главному герою М. Шолохова Андрею Соколову;
- выяснить проблематику повести;
- обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по отдельным эпизодам Великой Отечественной войны;
- используя элементы технологии развития критического мышления (РКМЧП), формировать умения и навыки по предмету, развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные компетенции;
- воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.sholohov.docx | 55.54 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Анапский сельскохозяйственный техникум»
«Любой судьбе любовь дает отпор»
Открытый урок по литературе
по повести М. Шолохова «Судьба человека»
с применением элементов технологий
развития критического мышления
Урок подготовила и провела:
Рощина Н.Е., преподаватель
русского языка и литературы
Анапа 2014
План открытого урока
С применением элементов технологии и развития критического мышления
Дисциплина - литература
Специальность – гостиничный сервис
Группа – 15 ГС
Дата –
Тема: «Любой судьбе любовь дает отпор»
Общая тема: Публицистика военных лет
Цели урока:
Образовательная: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви.
Воспитательная: воспитать атмосферу сотрудничества; через восприятие содержания рассказа учащиеся осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; воспитать чувство любви к Родине; показать связь литературы с историей.
Дидактическая: обобщить пройденный материал; развить умение обобщать, анализировать, развивать логическое и научное мышление.
Развивающая: развить память, творческий потенциал, умение общаться, анализировать.
Вид занятия - урок
Вид урока - комбинированный
Метод проведения : лекция с элементами беседы и опорой на практические задания, самостоятельная работа студентов, сообщение раннее изученного, закрепляющие игры, просмотр слайдов, работа с тетрадями, составление схем.
Наглядные пособия: Опорные конспекты, листы с заданиями, ноутбук, экран, выставка докладов, художественной литературы, рисунков студентов.
Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»
Общая тема: Публицистика военных лет
Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания, умение и навыки в связи с изучаемым материалом;
- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- подтвердить или опровергнуть слова М. Сервантеса «Любой судьбе любовь дает отпор» по отношению к главному герою М. Шолохова Андрею Соколову;
- выяснить проблематику повести;
- обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по отдельным эпизодам Великой Отечественной войны;
- используя элементы технологии развития критического мышления (РКМЧП), формировать умения и навыки по предмету, развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные компетенции;
- воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, книги с текстом, повести М. Шолохова «Судьба человека», экран, учебник, тетрадь, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
Ход урока:
I. Организационный момент: учащиеся поделены на группы.
II. Побуждение.
1.Слово преподавателя.
Я хочу вас познакомить с притчей : Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали». «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах.
Выслушивание ответов (Составление ассоциативной карты к словосочетанию «Настоящий человек»)
Слайд №1 А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим».
Слово преподавателя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба человека».
(Слайд №2) Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце урока. Эпиграфом являются слова М. Сервантеса «Любой судьбе любовь дает отпор» Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.
(Слайд № 3)
2. Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)
Работа с тетрадями – запись имени автора, название произведения, темы урока.
- Слово преподавателя: послушайте историю создания рассказа. (Заранее подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа)
- Словарная работа: (Слайд № 4)
Неизбывная - не проходящая,
Спорится – удаётся,
Подлючность – подлость,
Закипела слеза - стало жаль до слёз,
Засеменил - пошёл мелкими шагами.
- Беседа
- Кто является главным героем рассказа?
- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (Слайд № 5 «Встреча с автором»).
- Кому он поведал историю своей жизни?
- Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор?
- Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе, кольцевая композиция). Как вы думаете, для чего этот прием использован?
- Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте.
(Слайд №6 «Глаза словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской...»). Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят?
- Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова.
- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три: до войны, во время войны и после войны).
Судьба-1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. ( «Мой словарь»).
Судьба́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т.п.; предопределенность событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества (Википедия).
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. (Википедия).
Отпор – решительное действие, отражающее нападение или противодействующее кому-нибудь, чему-нибудь (Толковый словарь Ожегова)
-Как вы считаете какова цель нашего урока?
III. «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)
Вопросы по композиции произведения
1.Анализ эпизода
«Мирная жизнь» (Слайд № 7: «Семейное счастье»).
- Как жил наш герой до войны?
- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?
- Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?
2.Работа над ДДЗ (Слайд № 8): в левую колонку уч-ся выписывают важные слова и выражения, в правой колонке - объясняют почему эти слова важны.
- Как вы понимаете тему урока? Прежде чем ответить на этот вопрос, объясним существительные в формулировке темы.
- Посмотрим, как построена повесть, какова ее композиция.
- Вспомните, как называется композиция произведения, когда происходит повторение начального фрагмента в конце текста? (Композиция своеобразная – кольцевая или, по-другому, - композиция обрамленная).
- Кто главный герой? Опишите его. Зачитайте отрывки , каким он представляет перед нами ? («Высокий сутуловатый мужчина», «Глаза, словно присыпанные пеплом …», «Мертвые, потухшие глаза») (К этому описанию мы вернемся позже).
- На какие части можно условно разделить рассказ героя? Назовите их. (1-ая часть – довоенная жизнь главного героя, прощание с семьей; 2-ая часть – война ; 3-ая часть – послевоенная жизнь).
- Расскажи о событиях, происходящих в 1-й части.
- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? («Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», «Дети радовали: все трое учились на «отлично»).
- «А тут вот она, война»… Дайте лексическое значение слово «война» (Война - потеря близких, смерть, бедствия, расставание, чудовищные испытание, горе, и т.д.).
-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?
-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?
3.Работа над ДДЗ (Слайд № 8): в левую колонку уч-ся выписывают важные слова и выражения, в правой колонке объясняют почему эти слова важны.
4.Чтение ДДЗ.
-Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах.
5.Выслушивание ответов.
( Семейное счастье)
6. Составьте кластер в парах (графическое отображение ассоциативного ряда)
- Работа в тетрадях
7.Обсуждение значения этого слова, (на слайде 9 выводятся основные понятия, раскрывающие его смысл) .
- Знал ли Андрей Соколов, что такое война до начала Великой Отечественной войны? (нет). Война врывается в его жизнь, так же, как и в жизнь других советских людей, неожиданно. Герою, как и всей стране, предстоит пройти чудовищные испытания.
8- В тетрадях постоим таблицу с 3-мя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал».
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал(а)» |
- В первую колонку внесите знания, которые вы знаете по теме «Война».
Во вторую – что хотели бы узнать, а в третью – что нового вы узнаете из прослушанного.
- Вспомним основные события и ситуации, в которых Андрей Соколов, и попытаемся представить себя на его месте.
9.Работа по группам (проверка домашнего задания)
- 1-я группа – убийство предателя, побег;
- 2-я группа – в плену;
-3-я группа - второй побег с немецким майором ; известие о семье.
10. Анализ эпизода «Война»
Слово преподавателя: В бережно и любовно построенный мир врывается война. Как сложилась дальнейшая судьба Андрея?
-Как начинается его фронтовая жизнь?
-Какие письма он шлёт своей семье? Почему? Найдите слова подтверждающие это.
-Как относится он к своим товарищам? В каких словах выражается отношение А.Соколова к человеческому долгу?
11.Озаглавливание части
(Верность долгу)
12. Анализ эпизода «Плен» (Слайд № 10)
Слово преподавателя:
-Как А.Соколов попадает в плен?
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?
-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?
13.Работа в группах – заполнение ДДЗ (Каждая группа выписывает слова, характеризующие отдельного героя)
-Какова же жизненная позиция А.Соколова?
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, ни покорности, ни противопоставления своей жизни другим.
13.Плен
Анализ эпизода «Поединок с Мюллером» (Слайд № 11 «Поединок с Мюллером»)
-Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С. – это эпизод с Мюллером.
Беседа:
-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколов?
-Какую сцену видит Соколов?
-Что предложил ему Мюллер?
-Как повёл себя наш герой? Почему?
Чтение по цепочке.
-Кто же победил в данном поединке?
14.Озаглавливание части (Победа)
Беседа:
-Смирился ли А.Соколов с участью пленного?
-Что ожидало его после плена?
-Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние.
(Слайд № 12«Потеря близких»)
Заслушиваются доклады учащихся по заданной теме.
-Знакомство о том, как главный герой оказался на Родине.
-Вернемся к описанию главного героя. «Глаза словно присыпанные пеплом …», «Мертвые, потухшие глаза»,- объясните смысл этих слов. ( «В них, наполненных неизбывной смертной тоской, отразилось столько боли, затаенной скорби, что смотреть в эти глаза было трудно»).
- О чем больше всего жалеет Андрей ? найдите, прочитайте в тексте. (О прощании со своей женой. «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул»).
- Так кем же является Андрей Соколов? Что бы выяснить это составим синквейн.
15. Работа по составлению синквейна.
Слайд №13 «Правила написание синквейна»
1 строчка – одно слово – название стихотворения или темы, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет в сиквейне.
2 строчка – два прилагательных или причастия – описание темы (слова можно соединять союзами или предлогами), описывающие признаки или свойства выбранного предмета.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме, описывающие совершаемые данным объектом или предметом характерные действия.
4 строчка – четыре слова (предложение) – фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строчка – одно или два слова, ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке (обычно существительное), характеризующие суть предмета или объекта.
Тема синквейна : «Кто такой Андрей Соколов?»
ЧЕЛОВЕК
волевой, мужественный
преодолевает, стремится, добивается
врагу не сдается
ГЕРОЙ
- Со словом “герой” ассоциируется слово “подвиг”. Что такое подвиг? (подвиг-это доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях).
- Какие подвиги совершил Андрей Соколов?
- Как вы думаете, что помогло герою выстоять в лагерной жизни? К кому он обращается в трудные минуты? (помогла любовь к семье; семья, ради которой он преодолевал сложнейшие испытания).
- И все же, какое событие стало для героя самым страшным? (Потеря близких).
- Какие последствия могли бы быть у человека, перенесшего столько испытания? А что происходит с Соколовым? (После всего, что с ним произошло, что он пережил, он мог бы озлобиться, сломаться, ожесточиться, но он не стал роптать на несправедливость).
-Что же помогло Соколову вернуться к жизни? (Любовь к маленькому мальчику Ванюши, такому же, как и он сироте. Оставшись один на всем белом свете, свою нерастраченную любовь и нежность он отдает сироте Ванюше, заменяет ему отца).
Показ слайда 14
-Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данный эпизод? Почему?
(Вновь обретённое счастье)
- Чем похожи судьбы мальчика и Соколова? ( «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»)
- Вспомним слова М. Сервантеса . Справедливы ли эти слова по отношению к Андрею Соколову ? Докажите.
16. Работа с таблицей
- Прочитайте, что вы узнали о войне? Что бы вы хотели узнать? Что узнали нового?
- В повести автор показал судьбу одного человека. Как вы думаете, такой случай единичный?
17.Проверка домашнего задания:
-Читая повесть, заполнять таблицу, отвечая на 2 вопроса:
1. Какие проблемы затрагивает автор?
2. Что меня взволновало при прочтении повести?
-Какова же проблематика данной повести? (подвиги людей на волне; убийство предателя; трусость и храбрость; жестокое обращение фашистов с пленными; проблема жизни фронтовиков после войны).
-Что вас взволновало при прочтении? (трагическая судьба семьи Соколова, среди своих был предатель, взаимоотношение между супругами, встреча с «сыном» Иваном).
IV. Рефлексия:
1. Возвращение к ассоциативной карте:
- В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек?
-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?
- Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»?
2.Формулирование темы урока.
3.Возвращение к эпиграфу урока, объяснение эпиграфа.
4.Возвращение к притче.
5.Заключительное слово учителя, подведение итогов.
-Урок хотелось бы закончить словами...
V. Домашнее задание:
Написать эссе на тему «Кто он – настоящий человек?»
VI. Комментированное выставление оценок
Подумать над вопросом: «Как сложилась бы судьба Андрея Соколова, если бы в его сердце не было любви?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...
«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»
Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
открытый урок по литературе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
quot;Станционный смотритель" - повесть А.С.Пушкина из цикла повестей "Покойного Ивана Петровича Белкина", в которой описана драматическая история одной маленькой, простой семьи....
Презентация к уроку литературы по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"
Презентация разработана для учащихся 9 класса. Предназначена для проверки и закрепления материала, призвана не только заинтересовать детей...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...
Открытый урок по литературе "Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 7-й класс
1. Актуализация знанийДорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?Давайте вспомним сюжет...