открытый урок по литературе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Алидарова Марина Семедовна

"Станционный смотритель" - повесть А.С.Пушкина из цикла повестей "Покойного Ивана Петровича Белкина", в которой описана драматическая история одной маленькой, простой семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stantsionnyy_smotritel.docx123.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

                 ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 А КЛАССЕ

НА ТЕМУ: "ДЕТИ - РАДОСТЬ,

ДЕТИ - И ГОРЕ"

(ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА

"СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ")

C:\Users\Skan\Desktop\станционный\IMG-20191219-WA0006.jpg

ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ АЛИДАРОВА М.С.

                                                       2019-2020 уч.год

          Тема урока: « Дети – радость, дети – и горе»

                     (по повести А.С. Пушкина «Станционный

                                       смотритель»)

Цели и задачи урока: 
1. В процессе анализа урока выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье? 
2. Сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей. 
3. Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов. 
4. Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других, формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. 

Эпиграф: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». 

Пятая заповедь Закона Божия 

III. Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы заканчиваем работу над повестью А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Поэтому хотелось бы, чтобы вы, ребята, не только плодотворно поработали на уроке, но и смогли усвоить те нравственные ценности, о которых говорил великий гуманист Пушкин. 

Прежде чем приступить к уроку, определим тему.

Ребята, посмотрите на экран. ( Проецируется притча «Воробей») О чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

Примерные ответы учащихся

-Сегодня мы будем говорить об отношениях родителей с детьми.

“-Запишите тему нашего урока

-Станционный смотритель” – повесть о судьбе бедного маленького чиновника. Его жизнь грубо сломана, сердце разбито, честь оскорблена только потому, что он беден и бесправен. Вместе с проблемой “маленького человека” в повести просматривается ещё одна проблема – вечная проблема отцов и детей, проблема конфликта поколений.

Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома - набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но  будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?

А.С.Пушкин затрагивает  эти непростые вопросы и заставляет нас задуматься о том, как трудно складываются отношения отцов и детей.

Итак, Самсон Вырин и его единственная дочь Дуня…

-Кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично?

 Ваши мнения разделились. Вы выразили своё понимание событий,

развернувшихся на страницах повести.

Чтобы разобраться, кто виноват, давайте вернёмся к началу этой истории, которая, казалось бы, не предвещала печального конца.

3. Беседа с учащимися

– Какой мы видим Дуню в начале повести?

– Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите свой ответ

цитатами из текста.

-Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)

-Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?

-Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?

-Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?

Как называется такой прием в литературе?

Чем вызваны эти перемены?

( у него горе. Его боль –дочь Дуня)

Что же случилось с Дуней?

. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.

 

Через полчаса после отъезда дочери

Мучительное волнение

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Сердце его начало ныть

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

 Убийственное известие

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

 Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

 

Объясни состояние героя. Как оно его характеризует?

Приклеить листочки на дерево чувств (ребята клеят на дерево листья, на которых написаны чувства, которые испытывает Вырин: тоска, печаль, одиночество…)

– В жизни девушки случайно появляется ротмистр Минский. Случайно Вырин отпускает дочь прокатиться с гусаром до церкви. Случайно Дуня садится в кибитку и … навсегда покидает отца. Случайность, приведшая к трагедии.

 Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность? (Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца.)

-Понимала ли она, что разобьет сердце своего отца?(Задуматься над тем, почему Дуня не сошла у церкви, а поехала дальше?. От первого лица)

Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.

3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выделите основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).

Давайте вслед за Дуней отправимся в Петербург.

Какой мы видим дочь станционного смотрителя в столице?

– Изменилась ли её жизнь? Как ей живётся с Минским? Свой ответ подтвердить цитатами из текста.

– Счастлива ли она с Минским?

– Безоблачно ли её счастье?

 Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)

7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)

8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)

9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)

ВыводыКакие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишлся дочери, а дочь отца.

Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды.Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)

Проанализируйте эпизод первой встречи Вырина и Минского. ( Просмотр к/ф) Прочитайте его выразительно. (. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).

-Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? (…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…)

-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

– Почему она упала в обморок при виде отца?

(Она не бесчувственна, понимает свою вину перед отцом.)

– Где мы встречаемся с Дуней в последний раз?

Давайте посмотрим эпизод прихода Дуни на могилу отца из фильма

С. Соловьёва «Станционный смотритель».

(Идёт демонстрация эпизода из фильма.)

 Почему Дуня так долго лежит на могиле отца?

– Может ли её простить отец?

– Есть ли вина Дуни в том, что её отец так рано ушёл из жизни?

(Мы можем стать виновниками несчастья, гибели дорогих нам людей.

Мы несём ответственность за наши поступки.)

давайте вернемся к первой части повести.

Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание? (На картинках, изображающих историю блудного сына).

- Как вы понимаете слово «блудный»? (Заблудший, ошибившийся, впавший в заблуждение).

Инсценировка притчи «Блудный сын»

Составление таблицы.

-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?

Притча

“Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

9. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?

Вернуться к эпиграфу

Какую заповедь нарушила Дуня?

 «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».)

Вернёмся к вопросу нашего урока: кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично? К какой мысли подводит нас писатель?

(Взаимоотношения родителей и детей требуют доверия, деликатности, терпимости, умения уступать друг другу. А. С. Пушкин

сочувствует и Дуне, и Вырину. В том, что финал этой истории столь трагичен, есть вина и отца, и дочери.)

Рефлексия

– Что вы унесёте сегодня с урока?

– Что поняли? Над чем задумались?

А. С. Пушкин рассказал нам печальную историю, историю о святости родительской любви и обманутых надеждах.

Поэтому очень важно говорить и, главное, своим поведением показывать родителям, что мы их любим. Важно вовремя попросить прощения за нанесённые (вольно или невольно) им обиды, потому что возможность сказать: «Прости меня», – может больше не представиться.

Вспомните, ребята, как часто вы говорите родителям о своей любви, просите ли прощения, говорите ли по душам. Подумайте об этом, ребята!

Я думаю, что трагедия, произошедшая в семействе Выриных, не пройдёт бесследно для каждого из вас.

Чем мы станем для наших родителей (обращаемся к теме урока) –

радостью или горем – зависит от каждого из нас.

Дерево чувств (любовь, понимание, доверие…)

                                            Творческая работа

Составить синквейн  -

1)Самсон Вырин,

 2)Дуня,

 3)Минский

Рефлексия

Чему научил меня рассказ…

 Я сделал(а) для себя следующие выводы….

Д.З.(по выбору)

1)Написать письмо Дуне, оценив её поступок: попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним особенности жанра «поучение». (Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).

2)Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»

C:\Users\Skan\Desktop\станционный\IMG-20191219-WA0006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....

«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....

Открытый урок по литературе "Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 7-й класс

1. Актуализация знанийДорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?Давайте вспомним сюжет...