«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»
методическая разработка по литературе на тему

Рощина Нина Евгеньевна

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»

Общая тема: Публицистика военных лет

Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся знания, умение и навыки в связи с изучаемым материалом;

- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

- подтвердить или опровергнуть слова М. Сервантеса  «Любой судьбе любовь дает отпор»  по отношению к главному герою М. Шолохова Андрею Соколову;

- выяснить проблематику повести;

- обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по отдельным эпизодам Великой Отечественной войны;

- используя элементы технологии развития критического мышления (РКМЧП), формировать умения и навыки по предмету, развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные компетенции;

- воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.sholohov.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное  образовательное                                                                                                 учреждение  Краснодарского края                                                                                        «Анапский сельскохозяйственный техникум»

«Любой судьбе любовь дает отпор»

Открытый урок по литературе

по повести М. Шолохова  «Судьба человека»

с применением элементов технологий

развития критического мышления

                                                 Урок подготовила и провела:      

                                                                         Рощина Н.Е.,  преподаватель      

                                                                         русского языка и литературы

                                                             

     

Анапа 2014

План открытого урока

С применением элементов технологии и развития критического мышления

 Дисциплина - литература

Специальность – гостиничный сервис

Группа – 15 ГС

Дата –

Тема:  «Любой судьбе любовь дает отпор»

Общая тема: Публицистика военных лет

Цели урока:

Образовательная: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви.

Воспитательная: воспитать атмосферу сотрудничества; через восприятие содержания рассказа учащиеся осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; воспитать чувство любви к Родине; показать связь литературы с историей.

Дидактическая: обобщить пройденный материал;  развить умение обобщать, анализировать, развивать логическое и научное мышление.

Развивающая: развить память, творческий потенциал, умение общаться, анализировать.

Вид занятия - урок

Вид урока - комбинированный

Метод проведения : лекция с элементами беседы и опорой на практические задания, самостоятельная работа студентов, сообщение раннее изученного, закрепляющие игры, просмотр слайдов, работа с тетрадями, составление схем.

Наглядные пособия: Опорные конспекты, листы с заданиями, ноутбук, экран, выставка докладов, художественной литературы, рисунков студентов.

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»

Общая тема: Публицистика военных лет

Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся знания, умение и навыки в связи с изучаемым материалом;

- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

- подтвердить или опровергнуть слова М. Сервантеса  «Любой судьбе любовь дает отпор»  по отношению к главному герою М. Шолохова Андрею Соколову;

- выяснить проблематику повести;

- обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по отдельным эпизодам Великой Отечественной войны;

- используя элементы технологии развития критического мышления (РКМЧП), формировать умения и навыки по предмету, развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные компетенции;

- воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, книги с текстом, повести М. Шолохова «Судьба человека», экран, учебник, тетрадь, иллюстрации  О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

                                                                         

Ход урока:

I. Организационный момент: учащиеся поделены на группы. 

II. Побуждение. 

1.Слово преподавателя.

Я хочу вас познакомить с притчей : Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали». «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»... 
А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах. 
Выслушивание ответов (Составление ассоциативной карты к словосочетанию «Настоящий человек») 

Слайд №1  А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». 

Слово преподавателя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба человека».

 (Слайд №2) Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце урока. Эпиграфом являются слова М. Сервантеса «Любой судьбе любовь дает отпор»  Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме? 

На эти вопросы мы ответим в конце урока. 

(Слайд № 3)

2. Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

Работа с тетрадями – запись имени автора, название произведения, темы урока.

  1. Слово преподавателя: послушайте историю создания рассказа. (Заранее подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа)
  2. Словарная работа: (Слайд № 4) 
    Неизбывная - не проходящая,  

Спорится – удаётся,  

Подлючность – подлость,  

Закипела слеза - стало жаль до слёз,

Засеменил - пошёл мелкими шагами. 

  1. Беседа 
    - Кто является главным героем рассказа? 

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (Слайд № 5 «Встреча с автором»).

- Кому он поведал историю своей жизни? 

- Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор? 

- Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе, кольцевая композиция). Как вы думаете, для чего этот прием использован? 

- Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте. 
(
Слайд №6 «Глаза словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской...»). Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят? 

- Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова. 

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три: до войны, во время войны и после войны).

Судьба-1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. ( «Мой словарь»).

Судьба́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т.п.; предопределенность событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества (Википедия).

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. (Википедия).

Отпор – решительное действие, отражающее нападение или противодействующее кому-нибудь, чему-нибудь (Толковый словарь Ожегова)

-Как вы считаете какова цель нашего урока?

III. «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)

Вопросы по композиции произведения

 1.Анализ эпизода

 «Мирная жизнь» (Слайд № 7: «Семейное счастье»).

- Как жил наш герой до войны? 

- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему? 

- Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье? 
2.Работа над ДДЗ (Слайд № 8): в левую колонку уч-ся выписывают важные слова и выражения, в правой колонке - объясняют почему эти слова важны.

- Как вы понимаете тему урока? Прежде чем ответить на этот вопрос, объясним существительные в формулировке темы.

- Посмотрим, как построена повесть, какова ее композиция.

- Вспомните, как называется композиция произведения, когда происходит повторение начального фрагмента в конце текста? (Композиция своеобразная – кольцевая или, по-другому, - композиция обрамленная).

- Кто главный герой? Опишите его. Зачитайте отрывки , каким он представляет перед нами ? («Высокий сутуловатый мужчина», «Глаза, словно присыпанные пеплом …», «Мертвые, потухшие глаза») (К этому описанию мы вернемся позже).

- На какие части можно условно разделить рассказ героя? Назовите их. (1-ая часть – довоенная жизнь главного героя, прощание с семьей; 2-ая часть – война ; 3-ая часть – послевоенная жизнь).

- Расскажи о событиях, происходящих в 1-й части.

- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? («Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»,  «Дети радовали: все трое учились на «отлично»).

-  «А тут вот она, война»… Дайте лексическое значение слово «война» (Война - потеря близких, смерть, бедствия, расставание, чудовищные испытание, горе, и т.д.).

-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?

-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?

3.Работа над ДДЗ (Слайд № 8): в левую колонку уч-ся выписывают важные слова и выражения, в правой колонке объясняют почему эти слова важны.

4.Чтение ДДЗ.

-Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах.

5.Выслушивание ответов.

( Семейное счастье)

6. Составьте кластер в парах (графическое отображение ассоциативного ряда)

- Работа в тетрадях

7.Обсуждение значения этого слова, (на слайде 9 выводятся основные понятия, раскрывающие его смысл) .

- Знал ли Андрей Соколов, что такое война до начала Великой Отечественной войны? (нет). Война врывается в его жизнь, так же, как и в жизнь других советских людей, неожиданно. Герою, как и всей стране, предстоит пройти чудовищные испытания.

8- В тетрадях постоим таблицу с 3-мя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал».

                  «Знаю»

            «Хочу узнать»

              «Узнал(а)»

 - В первую колонку внесите знания, которые вы знаете по теме «Война».

Во вторую – что хотели бы узнать, а в третью – что нового вы узнаете из прослушанного.

- Вспомним основные события и ситуации, в которых  Андрей Соколов, и попытаемся представить себя на его месте.

9.Работа по группам (проверка домашнего задания)

- 1-я группа – убийство предателя, побег;

- 2-я группа – в плену;

-3-я группа - второй побег с немецким майором ; известие о семье.

10. Анализ эпизода «Война»

Слово преподавателя: В бережно и любовно построенный мир врывается война. Как сложилась дальнейшая судьба Андрея?

-Как начинается его фронтовая жизнь?

-Какие письма он шлёт своей семье? Почему? Найдите слова подтверждающие это.

-Как относится он к своим товарищам? В каких словах выражается отношение А.Соколова к человеческому долгу?

11.Озаглавливание части

(Верность долгу)

12. Анализ эпизода «Плен» (Слайд № 10)

Слово преподавателя:

-Как А.Соколов попадает в плен?

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?

-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

13.Работа в группах – заполнение ДДЗ (Каждая группа выписывает слова, характеризующие отдельного героя)

-Какова же жизненная позиция А.Соколова?

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, ни покорности, ни противопоставления своей жизни другим.

13.Плен

Анализ эпизода «Поединок с Мюллером» (Слайд № 11 «Поединок с Мюллером»)

-Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С. – это эпизод с Мюллером.

Беседа:

-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколов?

-Какую сцену видит Соколов?

-Что предложил ему Мюллер?

-Как повёл себя наш герой? Почему?

Чтение по цепочке.

-Кто же победил в данном поединке?

14.Озаглавливание части (Победа)

Беседа:

-Смирился ли А.Соколов с участью пленного?

-Что ожидало его после плена?

-Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние.

(Слайд № 12«Потеря близких»)

Заслушиваются доклады учащихся по заданной теме.

-Знакомство о том, как главный герой оказался на Родине.

-Вернемся к описанию главного героя. «Глаза словно присыпанные пеплом …», «Мертвые, потухшие глаза»,- объясните смысл этих слов. ( «В них, наполненных неизбывной смертной тоской, отразилось столько боли, затаенной скорби, что смотреть в эти глаза было трудно»).

- О чем больше всего жалеет Андрей ? найдите, прочитайте в тексте. (О прощании со своей женой. «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул»).

- Так кем же является Андрей Соколов? Что бы выяснить это составим синквейн.

15. Работа по составлению синквейна.

Слайд №13 «Правила написание синквейна»

1 строчка – одно слово – название стихотворения или темы, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет в сиквейне.

2 строчка – два прилагательных или причастия – описание темы (слова можно соединять союзами или предлогами), описывающие признаки или свойства выбранного предмета.

 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме, описывающие совершаемые данным объектом или предметом характерные действия.

 4 строчка – четыре слова (предложение) – фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5 строчка – одно или два слова, ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке (обычно существительное), характеризующие суть предмета или объекта.

Тема синквейна : «Кто такой Андрей Соколов?»

ЧЕЛОВЕК

волевой, мужественный

преодолевает, стремится, добивается

врагу не сдается

ГЕРОЙ

- Со словом “герой” ассоциируется слово “подвиг”. Что такое подвиг? (подвиг-это доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях).

- Какие подвиги совершил Андрей Соколов?

- Как вы думаете, что помогло герою выстоять в лагерной жизни? К кому он обращается в трудные минуты? (помогла любовь к семье; семья, ради которой он преодолевал  сложнейшие испытания).

- И все же, какое событие стало для героя самым страшным? (Потеря близких).

- Какие последствия могли бы быть у человека, перенесшего столько испытания? А что происходит с Соколовым? (После всего, что с ним произошло, что он пережил, он мог бы озлобиться, сломаться, ожесточиться, но он не стал роптать на несправедливость).

-Что же помогло Соколову вернуться к жизни? (Любовь к маленькому мальчику Ванюши, такому же, как и он сироте. Оставшись  один на всем белом свете, свою нерастраченную любовь и нежность он отдает сироте Ванюше, заменяет ему отца).

Показ слайда 14

-Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данный эпизод? Почему? 
(Вновь обретённое счастье)

- Чем похожи судьбы мальчика и Соколова? ( «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»)

- Вспомним слова М. Сервантеса . Справедливы ли эти слова по отношению к Андрею Соколову ? Докажите.

 16. Работа с таблицей

 - Прочитайте, что вы узнали о войне? Что бы вы хотели узнать? Что узнали нового?

- В повести автор показал судьбу одного человека. Как вы думаете, такой случай единичный?                                                      

17.Проверка домашнего задания:

-Читая повесть, заполнять таблицу, отвечая на 2 вопроса:

1. Какие проблемы затрагивает автор?

2. Что меня взволновало при прочтении повести?

-Какова же проблематика данной повести? (подвиги людей на волне; убийство предателя; трусость и храбрость; жестокое обращение фашистов с пленными; проблема жизни фронтовиков после войны).

-Что вас взволновало при прочтении? (трагическая судьба семьи Соколова, среди своих был предатель, взаимоотношение между супругами, встреча с «сыном» Иваном).

IV. Рефлексия:

1. Возвращение к ассоциативной карте: 

- В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек?

-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему? 

- Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»? 
2.Формулирование темы урока. 

3.Возвращение к эпиграфу урока, объяснение эпиграфа. 

4.Возвращение к притче. 

5.Заключительное слово учителя, подведение итогов.

-Урок хотелось бы закончить словами...

V. Домашнее задание: 

Написать эссе на тему «Кто он – настоящий человек?» 

VI. Комментированное выставление оценок

Подумать над вопросом: «Как сложилась бы судьба Андрея Соколова, если бы в его сердце не было любви?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

открытый урок по литературе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

quot;Станционный смотритель" - повесть А.С.Пушкина из цикла повестей "Покойного Ивана Петровича Белкина", в которой описана драматическая история одной маленькой, простой семьи....

Презентация к уроку литературы по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Презентация разработана для учащихся 9 класса.  Предназначена для   проверки  и  закрепления  материала, призвана  не только заинтересовать детей...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...

Открытый урок по литературе "Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 7-й класс

1. Актуализация знанийДорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?Давайте вспомним сюжет...