«Страницы жизни и творчества С. Есенина»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве; показать, какие темы являются ведущими в творчестве поэта; развивать интерес к личности и творчеству С. А. Есенину, навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта, образное мышление и познавательную активность учащихся; воспитывать чувство восхищения родной природой, духовно- нравственную культуру учащихся. развивать внимание обучающихся, их устную речь; воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranitsy_zhizni_v_tvorchestve_s._esenina.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Страницы жизни и творчества С. Есенина»
Цели урока:
Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве; показать, какие темы являются ведущими в творчестве поэта; развивать интерес к личности и творчеству С. А. Есенину, навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта, образное мышление и познавательную активность учащихся; воспитывать чувство восхищения родной природой, духовно- нравственную культуру учащихся. развивать внимание обучающихся, их устную речь; воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.
Оборудование: портреты и фотографии Есенина, кластеры, видеоролик, звукозапись.
Методические приёмы: слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.
Ход урока.
1. Выступление учащегося в роли Сергея Есенина ( автобиографию читает наизусть подготовленный ученик, внешне схожий с поэтом, выступление сопровождается видеофрагментом из фильма «Жизнь С. Есенина»)
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 ½ года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах
2. Слово учителя.
Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины».
В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее — и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
3. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворений наизусть С. Есенина.
«Письмо к женщине», «Гой ты, Русь, моя родная», «Письмо матери», «Край любимый! Сердцу снятся..», «Хорошо под осеннюю свежесть..», «Хулиган», «Низкий лом с голубыми ставнями», «Отговорила роща золотая..»
4. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.
…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…
(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).
4. Беседа по лирике С.А. Есенина:
- Каковы основные темы лирики ?
- Каковы настроения лирического героя Есенина?
- Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?
5. Работа с художественными средствами выразительности.
Детям раздаются кластеры с текстами стихов и таблицей для записи выразительных средств. На самостоятельную работу детям дается 5-7 мин. Ответы озвучиваются в классе, анализируются, корректируются.
6. 3аключительное слово учителя.
«Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
Об этом поэте Н. Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
7. Слушание песен на стихи С. Есенина в современном исполнении.
Домашнее задание.
- Сопоставить стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою», А.А. Фета «Печальная берёза» и С.А. Есенина «Пороша» и «Берёза»
Приложения:
- Аудиозапись «Тихо струится река серебристая…» , «Не жалею , не зову, не плачу»
- Презентация
- Видеоролик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Сергея Есенина
Презентация к урокам по изучению творчества С. Есенина....
Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point....
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".
АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...
Презентация к уроку "Жизнь и творчество С.Есенина"
Презентация к уроку "Жизнь и творчество С.Есенина"...
Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин
О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия- серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...
Внеклассное мероприятие по литературе "По страницам жизни и творчества Сергея Есенина"
Мероприятие может быть проведено в форме литературной гостиной....
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...