Ролевая игра "Суд над Печориным"
учебно-методическое пособие по литературе (9 класс) по теме

Божко Ольга Ивановна

Урок литературы строится в виде ролевой игры. Конечно, требует большой предварительной подготовки. Учитель не даёт выступающим готовых текстов - они вырабатывают собственную позицию самостоятельно после прочтения романа, педагог корректирует тексты их предстоящих ролей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_pechorinym.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-ролевая игра «Суд над Печориным» (для 9-ых классов)

Действующие лица:

судья (учитель)

прокурор

адвокат

истец

ответчик (подсудимый г. Печорин)

свидетели (Максим Максимыч, княжна Мери, доктор Вернер, Вера)

секретарь

1.Вступительное слово учителя (о нетрадиционности предстоящего урока,  популярности в современном мире понятия «иск за моральный ущерб»). Педагог предлагает присутствующим поразмышлять, хорошо это или плохо.

 - Встать, Суд идёт.

Судья:

- Здравствуйте. Прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым. Подлежит рассмотрению дело Печорина Григория Александровича, главного героя единственного романа М.Ю. Лермонтова.

В судебном заседании в качестве потерпевшего принимает участие ученик 9-го класса ______ _________ (Фамилия, имя).

Дело слушается под предводительством федерального судьи ______(ФИО).

Государственное обвинение поддерживает ___ФИО.

Защиту подсудимого осуществляет адвокат ______ФИО.

- Подсудимый, встаньте, пожалуйста. Суд вам разъясняет ваши права. Вы имеете право участвовать в судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства, задавать вопросы свидетелям. Имеете право на последнее слово и обжалование приговора, если таковой состоится. Вам понятны ваши права?

- Потерпевший, встаньте, пожалуйста. Вы являетесь полноправным участником судебного заседания, имеете право участвовать в судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства, задавать вопросы подсудимому и свидетелям, выступить в судебных прениях с изложением своей точки зрения по существу обвинения, обжаловать приговор, если таковой состоится. Вам понятны ваши права?

- Суд переходит к судебному следствию. Слово для оглашения обвинения предоставляется государственному обвинителю ___ФИО.

Прокурор:

- Ваша честь,  господин Печорин обвиняется в бесчеловечном отношении к людям, повлёкшем за собой душевное страдание и физическую гибель двух лиц. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм. Он относится к окружающим только  как к средству удовлетворения своих потребностей. Бэла становится жертвой своеволия Печорина, она насильственно вырвана из своей среды, из естественного течения её жизни. Он влюбляет в себя Мэри и разбивает ей сердце, нарушает не только условные нормы поведения,  но и нормы уважения к личности другого. Он безжалостно убивает Грушницкого, трагическую, нелепую смерть молодого человека сопровождает словами: «finita  la comedia». Да, Вера вызвала у Печорина наиболее сильное чувство, но и  по отношению к ней он ведёт себя как самый настоящий эгоист и циник.

Судья:

- Истец, суд готов услышать Ваши обвинения.

Истец:

- Я считаю, что Печорин причинил моральный ущерб всем, кто знаком с ним лично или косвенно – посредством чтения романа «Герой нашего времени». Знакомство с этим господином вредит прежде всего нашему душевному здоровью! Я требую вывода этого персонажа (вместе с его пристанищем, разумеется, - романом Лермонтова) из школьной программы по литературе!

Судья:

- Подсудимый, вам понятно представленное обвинение? (…) Вы признаёте себя виновным? (…)

- Обвинение готово представить свидетелей? (…)

Свидетели:

  1. Максим Максимович;
  2. Княжна Мери;
  3. доктор Вернер;
  4. Вера.

Максим Максимыч:

- Я старый кавказский служака, красиво говорить не умею.

 

     - Расскажите, при каких обстоятельствах вы познакомились с г. Печориным.

- Ну, извольте. Я тогда стоял с ротой в крепости за Тереком. Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом. В нём был офицер, молодой человек лет 25-ти. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас  догадался, что он на Кавказе у нас недавно. Ну вот, поселился он в крепости. Славный был малый, только немножко странен. Бывало, в дождик, в холод – целый день на охоте. Все устанут, иззябнут, а ему ничего! При мне ходил на кабана один на один. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт – уверяет, что простудился. Ставнем стукнет – он вздрогнет и побледнеет…

     - Какую роль сыграл Печорин в истории с похищением Бэлы?

- Да…бедняжка Бэла… Сам он мне потом рассказывал, как дразнил Азамата, расхваливая ему лошадь Казбича. А потом и вовсе пообещал добыть Карагёза…за Бэлу. Эх! Нехорошее дело сладили! Хотел я его…под арест, да…убедил он меня, что сумеет сделать девочку счастливой. Что прикажете делать?

     

   Адвокат:

- У меня вопрос, Ваша честь. Штабс-капитан, вы сами по сути признались, что могли бы в силу своего служебного положения повлиять на ситуацию. Так почему же не сделали этого?

- Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться.

- И ещё один вопрос. Как обвиняемый относился к девушке? Обижал?

Ну, врать не стану – не обижал. А уж подаркам и счёту не было! И Бэла со временем его полюбила – чего уж там! Да-с…ни одна женщина меня так не любила…

- Следовательно, Бэла была счастлива с Печориным?

- Она мне призналась, что ни один мужчина не производил на неё такого впечатления. Да, они были счастливы…Славная была девочка, эта Бэла. Я полюбил её как родную дочь! И отчего это Григорий Александрович к ней переменился? Начал по полдня проводить на охоте, обращался с ней холодно. Бедняжка… Пробовал я говорить с ним – пустое. Твердит всё «скучно» да «скучнее прежнего». Не иначе французы-поганцы ввели моду скучать. В общем, не уберегли мы Бэлу – зарезал её злодей Казбич!

     - Так в чём же, г. Штабс-капитан, вы обвиняете Печорина?

- Да ежели бы не эта страсть Печорина обладать всем, чего захочется, девочка была бы жива!

Княжна Мери:

- Я обвиняю этого человека в двуличии и бездушии! После нашего расставания я много думала. Всё пыталась понять: за что? За что он так со мной? А потом поняла…поняла и ужаснулась – ни за что! Просто так! Играя душою моею, как мячиком, этот господин просто…забавлялся. И ему дела не было до моих чувств. Способны ли волновать игрока, бьющего по мячу, чувства этого…мяча?!

Я могла бы понять и простить многое. Я пыталась. Но любое понимание строится на чём-то…понятном. В г. Печорине я увидела то, что противно человеческой природе, что противоестественно! Согласитесь, у любого подлеца найдётся объяснение своей подлости. Зачастую она является средством достижения какой-то цели. Но…мучить просто так, от скуки?.. Это походит на какие-то дьявольские опыты!

Я обвиняю г. Печорина не как влюблённая и обманутая им девушка, нет! Я благодарю Бога, что всё так закончилось. Как знать – а вдруг этот господин вздумал бы жениться на мне…от скуки…и продолжить свои эксперименты над душою моею?! Я обвиняю его как человек, способный искренне любить и верить (не обольщайтесь, Вы не убили во мне способности чувствовать и наслаждаться жизнью!) Я обвиняю его в стремлении подпитывать свою жалкую, пустую душонку страданиями других людей!

О, я убеждена – недолго вам упиваться своею силой! Когда-нибудь вам встретится человек, который окажется сильнее вас! И вы на собственной шкуре испытаете, каково это – быть игрушкой в чьих-то руках!

Адвокат:

- Поясните, мадемуазель, на чём строится Ваша обида. Господин Печорин объяснился вам в любви? Обещал жениться?

(Княжна рыдает)

Доктор Вернер:

- Я встретил Печорина среди многочисленного и шумного круга молодёжи. Толковали об убеждениях. После взаимного обмена репликами я понял, что Печорин понимает меня так же хорошо, как я понимаю его. С этой минуты мы сделались приятелями: часто сходились вместе и толковали об отвлечённых предметах очень серьёзно. А заметив, что морочим друг друга, начинали хохотать и расходились, довольные своим вечером.

     - Каким человеком показался вам Печорин? Не было ли в нём чего-то необычного?

- определённо Печорин – умный человек. Однако…он имеет пренеприятное свойство видеть людей насквозь. Можно ли было чем-то удивить этого человека? Увы – нет.

      - Расскажите, что вам известно о дуэли Печорина с Грушницким.

- Бедняга Грушницкий…Я предчувствовал, что ему уготована роль жертвы, но, видит Бог, не предполагал, что дело зайдёт так далеко…

На рассвете того злополучного дня мы с Печориным верхом отправились к месту дуэли. Я, помнится, спросил его о завещании. В ответ он разразился речью …что-то о двойственности своей натуры. Признался, что давно живёт не сердцем, а головою.

     - Головою, говорите? Следовательно, можно предположить, что исход дуэли был им просчитан?

- Не думаю. Хотя… Я было пытался помирить его с Грушницким. И Печорин – надо отдать ему должное – выразил готовность кончить дело полюбовно. Единственным его условием было – извинение Грушницкого. Тот отказался… Поймите, господа,  я здесь не для того, чтобы оправдывать Грушницкого: его подлость очевидна. Стрелять в безоружного человека – слыханное ли дело?! Однако…Печорин имел возможность в любое мгновение прекратить этот фарс. И я неоднократно предлагал ему это. С этих господ было бы довольно и того позора, который бы обрушился на них после того, как нами были бы обнародованы факты об их бесчестных замыслах и действиях! Но, видимо, Григорию Александровичу этого показалось мало…Признаться, его игра со смертью заставила меня поволноваться. И было с чего. Подставляя себя под пистолет Грушницкого, он был на волосок от гибели. Окажись его ранение чуть более серьёзным, в пропасть полетел бы он. Но одно дело не дорожить собственной жизнью (каждый в конце концов волен выбирать, как ею распорядиться), и совсем другое – отнять жизнь другого! Это…это уже не равнодушие и не цинизм, это…это чёрт знает. Что такое! Этому и названия нет в человеческой речи! Нет в этом человека!

Адвокат:

- Вы признались, что хорошо знали и понимали Печорина. Вы сами рассказали ему о заговоре, о том, что хотят зарядить пулей лишь один пистолет Грушницкого. Какой же реакции Вы ожидали от Печорина? Неужели вы могли предположить, что он струсит и откроет карты?

- Скажите, в поведении Печорина на дуэли было что-нибудь такое, что нарушало её условия? Что-нибудь бесчестное?

- А вы сами, доктор, при Вашем человеколюбии разве не могли  наперекор воли Печорина остановить дуэль?

- Что же Вам мешало спасти человека?

Приглашается Вера

Судья:

- Расскажите суду, в чём Вы обвиняете г. Печорина.

Вера:

- Я обвиняю г. Печорина в измене самому прекрасному чувству на земле – чувству любви. Истинная любовь всегда взаимна. Иного просто не может быть. Григорий…Александрович, будучи эгоистом по натуре (именно по натуре, то есть по природе своей), страстно желая быть любимым, нуждаясь в том, чтобы его обожали, сам…не мог осчастливить ответным чувством ни одну (я убеждена – ни одну!) женщину…

Я была его рабой. Я никогда не умела ему противиться…и я за это наказана…Он мня разлюбил…Сейчас главное – сохранить мою репутацию, и прежде всего для себя самой…

- Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки…

…а я (клянусь тебе!), я прислушиваюсь к твоему голосу и чувствую глубокое, странное блаженство…Я тебе доверяла, а ты между тем обманул меня, ты врал мне… Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, без которых жизнь казалась бы тебе ещё скучнее. И ведь я знала это с самого начала! Но…ты был несчастлив, и я пожертвовала собой, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, поймёшь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Но прошло много времени: я проникла во все тайны души твоей и убедилась, что это была напрасная надежда…

Судья:

- Суд приступает к прениям сторон. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

Печорин нередко переступает грань, отделяющую добро от зла, так как, по его убеждению, в современном обществе они давно утратили свою определённость. Каждую жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта. И что самое главное, он пытается объяснить своё поведение, развивая целую философскую теорию, согласно которой можно оправдать все эти злодейства. Ваша честь, разрешите зачитать цитату из протокола судебного следствия: "А ведь  есть  необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат  испаряется  навстречу  первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав  им  досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!.. я смотрю на  страдания и радости других только в отношении к  себе,  как  на  пищу, поддерживающие мои душевные силы... первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать  к  себе  чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?.. А что такое счастие? Насыщенная  гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на  свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы  бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого..."

Рассуждения о том, что такое счастье и радость для него, показывают, что и Бэла, и Мери, и Вера, и многие другие, с кем сводила судьба героя, были заранее обречены на роль цветка, которому суждено в конце концов оказаться брошенным и растоптанным. Печорин не способен к дружбе. Вернеру Печорин только приятель, сохраняющий дистанцию в  отношениях.

Он  вырвал  Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, он мучает ее  своей  холодностью и вот-вот бросит ее, как только  она  перестанет  отвлекать его от скуки.

Да, Грушницкий поступает не лучшим образом, соглашаясь с драгунским капитаном и другими консультантами на бесчестный поступок, а именно: при подготовке оружия к дуэли пистолет Печорина  остался незаряженным. Но Грушницкого можно понять: он молод, очень  молод, безумно любит Мери и хочет отомстить своему недругу за  поруганную любовь и бесчисленные гадости. А Печорин, зная, что убивать его не собираются, а хотят только проучить, все равно стремится  подвести дуэль к роковому исходу. Грушницкий, в котором заговорила совесть, пусть даже и разбуженная разоблачением интриги  Печориным,  поступает "противу правил" и разрешает проверить  и  зарядить  пистолет Печорина, который, в отличие от противника, сознательно легко  ранившего его, прицеливается крайне тщательно  и  хладнокровно  убивает Грушницкого (расстояние в  шесть  шагов  и  позиция  на  краю страшного обрыва предлагаются опять  же  Печориным) Он - губительная, разрушающая сила по отношению к личности и судьбам других людей. В данном судебном заседании, я считаю вину Печорина Г.А полностью доказанной и требую сурового для него наказания.

Адвокат:

- Вдумайтесь, друзья:

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

О ком эти строки юного Лермонтова? О нём самом, о Герцене, о Печорине. О трагической судьбе многих молодых мыслящих людей из числа дворян, кому выпал жребий жить в 30-ые годы 19-го века, страшные годы в жизни России. Нельзя без волнения читать строки, которые были написаны спустя 2 года после появления в печати «Героя нашего времени»:

«Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования? А между тем наши страдания – почка, из которой разовьётся их счастье. Поймут ли они, отчего мы – лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьём вино…Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски? О, пусть они остановятся с грустью перед камнями, под которыми мы уснём…мы заслужили их грусть».

Он уехал из России на Запад и развернул там борьбу против николаевского режима и крепостничества. Лермонтов, которого называли наследником Пушкина, и погиб, как Пушкин, - только ещё более молодым. Он был убит на дуэли 15-го июля 1841 года, не дожив до 27-ми лет. Судьбу Печорина берёмся решать мы (с негласного разрешения автора, как мне думается).

Сам Григорий Александрович отчасти облегчил нам эту задачу. Его монологи, которыми изобилует роман, поражают своей искренностью. Оно и понятно – это же страницы дневника, человек писал для себя, а самому себе врать глупо. Перед нами исповедь, в которой таится разгадка его характера и поступков. (Цитата)

То, что мы узнаём о Печорине из его дневника  и из рассказов свидетелей, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимовичу. Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Что он умён, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его эгоизм. Но Печорин не может не увлекать жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки. Он попусту растрачивает силы, причиняет страдания другим. Но и сам он глубоко страдает. Он пессимист, но весь его пессимизм направлен на светское общество. Но смотрим на это общество глазами Печорина и понимаем, что перед нами сборище спесивых и фальшивых господ, богатых и титулованных бездельников. Их интересы сводятся к сплетням, карточной игре, интригам, погоне за деньгами, наградами и увлечениями.

Печорин легко разгадал мелочного самолюбца Грушницкого, и тот его возненавидел. Да, печальна судьба влюблённых в Печорина женщин – и Бэлы, и княжны, и Веры. Но ведь все они познали прекрасное чувство любви! Пусть на короткий миг, но все они были счастливы рядом с Печориным! Именно он внушил им такие страстные чувства! А что до кратковременности этих отношений, так в том не вина Печорина, а беда! Он страстно желал, но НЕ УМЕЛ любить!

Печорин не что иное, как жертва тяжёлого времени. Он пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга.

Защита считает, что г. Печорин невиновен и надеется, что этот образ как занимал, так и  продолжит занимать важное место в школьной программе, дабы будить в сердца подростков сострадание. На этом примере ещё не одно поколение школьников будет учиться разбираться в хитросплетениях такой сложной, неоднозначной субстанции, как ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ!

Заключительное слово учителя:

- Дорогие читатели романа Михаила Юрьевича Лермонтова, как вы считаете, так ли необходимо знакомство современных молодых людей со столь неоднозначным образом главного героя? (…)

(Возможным представляется проведение голосования по вопросу: оставить или исключить роман «Герой нашего времени» из школьной программы по литературе?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Сценарий урока-спектакля " Любовный треугольник «Грушницкий – Мери – Печорин»

Сценарий урока-спектакля по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе по предмету.  Данная разработка, во-п...

конспект урока "Печорин глазами женщин"

данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...

Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".

Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся  подготовиться к сочинению....

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....


 

Комментарии

Браво! Если честно, открыла Вашу разработку с тайным желанием придраться. Очень уж много бездумных "судов" над ЛИТЕРАТУРНЫМИ персонажами. У Вас получилось! Сразу же точный и правильный вопрос, более всего волнующий ребят: зачем он нам нужен. И аргументация точная, текстом. Суд - все же игра, а цитаты останутся. Да и драматургия урока у вас на высоте. Очень понравилось! Теперь стыжусь, что никогда не могла додуматься до такой постановки.
И стихи на Вашей страничке - удивительные!!!!!!!!!!!!!!! Музыка во всем!
Балдею.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Спасибо, Юлия Юрьевна. Ваш комментарий привлек мое внимание к этой разработке. Действительно - Браво! Редко встретишь столь логически увязанное повествование судебного заседания, да еще, с использованием цитирования.

Божко Ольга Ивановна

Спасибо, Юлия Юрьевна, за столь тёплый отзыв и высокую оценку. Я, признаться, почти совсем не уделяю время собственным публикациям в виртуальном пространстве. А тут аттестация, говорят - НАДО!:)) Ну, а после Вашего комментария задумалась: может, всё-таки стоит?:) Спасибо ещё раз!

Мудрецов Игорь Вячеславович

Если у Вас, Ольга Ивановна, все разработки подобного рода, то надо, стоит. ))) Это во мне шкурный интерес говорит... )))

Мудрецов Игорь Вячеславович

Спасибо огромное, Ольга Ивановна, за разработку! Есть чему поучиться. (хоть это и не мой профиль, знакомство было интересным)

Чернышев Александр Юрьевич

Люблю такие придумки, как суды. Однажды со студентами "судили" глобализацию. Понятно, что речь не идет о буквальном соответствии судебному процессу, хотя считаю, раз используются все-таки юридические понятия, представлены реальные стороны (адвокат, истец, судья, прокурор), к процессуальным моментам тоже надо отнестись внимательно. Я вот не понял, у вас гражданский процесс или уголовный? Ответчик и подсудимый не может быть одновременно в одном лице. Это разные процессы. Судят Печорина и одновременно Лермонтова (стоит ли смешивать эти разные дела?) Обвинение строится на моральных, а не на правовых нормах. А где решение суда? Где приговор? Знаете, эта разработка готова для интегрированного урока с обществознанием (правом) Тут нужна рука правоведа, и тогда есть уникальная возможность изучить дополнительно темы "Гражданский процесс" и "Уголовный процесс". И осудить Печорина уже не с моральных позиций, а именно с правовых (тут же готовые статьи УК!).
Про Печорина мы со школьниками еще говорим, когда на обществознании разбираем понятия "свобода", "ответственность", "фатализм", "волюнтаризм". Воспользуюсь вашей разработкой на своем уроке. Только пороюсь в законодательстве. Можно школьников привлечь. Ознакомятся с Консультант+. Вот уже проект намечается...

Божко Ольга Ивановна

Спасибо, Александр Юрьевич! Простите сердечно, что так долго не замечала Ваш комментарий! дали пищу для размышлений!:)) Я сейчас "иду в восьмой класс" - есть время что-то поправить! Благодарю!

Божко Ольга Ивановна

Большое спасибо, Игорь Вячеславович! Тронута! Этот урок проводила лет...8-10 назад и совсем не ожидала, что сегодня это кому-нибудь понравится:) Благодарю!

Мудрецов Игорь Вячеславович

А знаете, как приятно давать именно такой комментарий... ))) Это не так часто случается.