«Серебряный век русской поэзии в истории культуры родного края. В. Брюсов и Н. Львова»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по литературе в 11 классе

Учитель Караховская Н.Н., МОУ «СОШ № 12», г. Подольск

Тема: «Серебряный век русской поэзии в истории культуры родного края. В. Брюсов и Н. Львова»

Образовательная цель: основываясь на знаниях учащихся, расширить представление о поэзии серебряного века через знакомство с краеведческим материалом.

Дидактическая цель: организовать применение учащимися знаний и опыта исследовательской, проектной деятельности, приёмов анализа поэтического текста с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков.

Развивающая цель: способствовать развитию познавательного интереса  и творческих качеств личности, приобщению учащихся к разнообразным формам творческой деятельности.

Воспитательная цель: помочь почувствовать непреходящую ценность русского культурного наследия, воспитывать интерес к истории культуры родного края, родному языку, поэзии.

Методы обучения: проектный, исследовательский, творческое чтение, ролевая игра.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Основное оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме,  распечатанные тексты стихотворений,  портреты поэтов-символистов.

Используемые технологии

  1. Технология проблемного обучения: 

«журналистское расследование» по теме «Почему любовь Н. Львовой и В. Брюсова стала трагедией?»;

постановка проблемных вопросов, связанных с анализом стихотворений поэтессы).

2. Педагогика сотрудничества:

лежит в основе содержания всего урока и выражается в общей заинтересованности темой, свободе выбора учащимися творческих групп и индивидуальных заданий, совместной поисковой деятельности и работе над презентацией.

3. Информационно-коммуникативные технологии:

накопление методического материала к уроку через компьютер;

создание и использование презентации;

прослушивание  музыкальных произведений.

4. Дифференцированное обучение:

деление на творческие группы по степени заинтересованности различной деятельностью: литературоведы, литературные критики, журналисты, исполнители главных ролей Н. Львовой и В. Брюсова, читающие стихи, гости, принимающие активное участие в обсуждении творчества поэтессы; индивидуальные творческие задания: написание музыки и попытка создания романса.

5. Игровые технологии:

урок-игра в форме литературно-музыкальной гостиной;

 ролевая игра;

 деловая игра.

Ход урока

1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

Приветствие, проверка готовности рабочих  мест, условных декораций, чтение  ученицей под музыку Бетховена стихотворения  Н. Львовой «Старая сказка».

Сказка! Старая сказка – с её огнецветными далями!

Сказка! Старая сказка: в задумчиво-темном бору

С нашей детскою радостью, с нашими снами-печалями,

Мы куда-то бредем, мы куда-то скользим поутру.

Далеко-далеко, за глухими, пустыми полянами

Обагренное солнце на землю не смеет взглянуть...

Мы стоим пред какими – ещё неоткрытыми странами?

И направо, налево, иль прямо змеится наш путь?

Если вправо – один не вернется из ветра сурового.

Если влево – другому навеки закроют глаза...

Ну, так прямо! Пусть вихрем нежданного, вечного, нового,

Над обоими вспыхнет, обоих закружит гроза!

В эту даль! В эту мглу, где мы склонимся оба, пронзенные

Яркой молнией с крыльев невиданных нами Жар-Птиц...

Сказка! Старая сказка! Зачем же спешим мы смущенные,

Если все уж известно из строк перечтенных страниц!

2. Мотивация и актуализация знаний.

    Слово учителя. Сегодня на уроке мы поведём разговор о том, как эпоха серебряного века нашла отражение в истории культуры  родного края.  Наш класс превращаем в литературно-музыкальную гостиную и просим занять свои места литературоведов, литературных критиков, журналистов, исполнителей главных ролей и гостей.

Беседа по вопросам:

   Каким временем обозначена эпоха серебряного века и с какими историческими событиями это связано?

    К какому течению серебряного века относится творчество В. Я. Брюсова?

    Что вы знаете о символизме?

(Вопросы обращены прежде всего к тем учащимся, которые являются гостями)

   

3. Знакомство с материалами по теме урока.

   Работает группа литературоведов с использованием презентации и элементов ролевой игры: ученица, исполняющая роль Н. Львовой, читает стихи поэтессы.

Слайд 1.

       История литературы состоит не только из громких и признанных имен.

Есть имена забытые, но в свое время звучавшие...

Трогательная история любви подольской поэтессы Надежды Львовой и известного поэта серебряного века Валерия Брюсова никого не оставляет равнодушными.

«Её стихи, такие неумелые и трогательные, не достигают той степени просветленности и ясности, когда они могли бы быть близки каждому, но им просто веришь, как человеку, который плачет», - писала о Надежде Львовой  Анна Ахматова.

      Звучит стихотворение Н. Львовой «Мне хочется плакать под плач оркестра…»

Мне хочется плакать под плач оркестра.

Печален и строг мой профиль.

Я нынче чья-то траурная невеста…

Возьмите, я не буду пить кофе.

Мы празднуем мою близкую смерть.

Факелом вспыхнула на шляпе эгретка.

Вы улыбнётесь… О, случайный! Поверьте,

Я — только поэтка.

Слышите, как шагает по столикам Ночь?..

Её или Ваши на губах поцелуи?

Запахом дышат сладко-порочным

Над нами склонённые туи.

Радужные брызги хрусталя —

Осколки моего недавнего бреда.

Скрипка застыла на жалобном la…

Нет и не будет рассвета!

Осень 1913 года

Слайд 2.

      Когда-то в Подольске,  на Большой Зелёновской улице, напротив ремесленного училища, стоял дореволюционной постройки деревянный дом с мезонином. В этом доме раньше проживала семя Львовых.

    Место это было поистине дачное. Утопающие в садах деревянные дома, рядом лес, река. Недалеко от дома царил над всей округой  Троицкий собор. В этой спокойной обстановке растили своих детей (двух дочерей и четверых сыновей)  Григорий Иванович и Софья Андреевна Львовы.

Слайд 3.

    Из Подольска, где Львов работал почтовым служащим, его перевели на работу в Москву. После окончания начальной школы к нему переехали обе дочери. Надя поступила в Елизаветинскую гимназию и была одной из  лучших учениц. В 16 лет она окончила гимназию с золотой медалью. Она неплохо рисовала, увлекалась поэзией Блока, Бальмонта, Брюсова.

    В 15 лет её втянули в подпольную организацию РСДРП. Она вела революционную агитацию среди московских рабочих. Но этот период в её жизни был недолгим. После того, как её арестовали, а потом выпустили на поруки отцу, она порвала социал-демократами и целиком отдалась поэзии.

Звучит стихотворение Н. Львовой «В храме весеннем – в лесу белоствольном …»

В храме весеннем – в лесу белоствольном –

Сладко забыться под куполом синим…

Сердце уснуло в смиреньи безвольном,

Дума устала бродить по пустыням.

Помнятся дали – мятежны и знойны.

Помнятся молний узоры по тучам…

Всё уплывает…Я – тихо спокойна.

Я засыпаю под ветром пахучим.

И никого в этот миг не люблю я.

Сердце безмолвно и воля уснула.

Вечно б лежать – не томясь, не тоскуя,

В мягких объятьях весеннего гула!

Слайд 4.

    В 1911году  она рискнула показать свои стихи Валерию Брюсову, который в те годы был корифеем русской поэзии. Встреча с ним оказалась для Нади роковой. Положительно отозвавшись о стихах приглянувшейся девушки, Брюсов ввёл Львову в круг столичных писателей-декадентов. Надю хвалили, приглашали на литературные вечера.  «Она всегда садилась где-нибудь в сторонке, в тёмном углу, где её меньше всего бы заметили, и внимательно слушала, не проронив ни одного слова каждого читавшего», - писал современник.

Слайд5.

    В журнале «Русская мысль» состоялся поэтический дебют Львовой – публикация стихотворения «Я оденусь невестой – в атласное белое платье…»

Звучит стихотворение Н. Львовой «Я оденусь невестой – в атласное белое платье…»

Я оденусь невестой – в атласное белое платье,

Серебристой фатой обовью темноту моих кос,

И кому-то во мглу протяну безнадежно объятья,

И покорно отдамся потоку стремительных грёз.

 Прислоняясь к окну, залитая сиянием лунным,

Буду ждать, буду звать в безысходной ночной тишине.

И аккордом усталым, печальным, томительным, струнным,

Пронесётся мой зов к недостижной, холодной луне.

И луна мне шепнёт, что бесцельно моё ожиданье,

Что надолго-надолго – навеки! Мой сказочный плен,

Что напрасен порыв к неразгаданной тайне свиданья…

Я одна навсегда в многогранном кольце перемен.

На устах утомлённых, не вспыхнув, погаснут проклятья.

Бледный день, разгораясь, глаза мне начнёт целовать

…Ночью снова надену атласное белое платье

 И кого-то во мгле буду ждать, буду ждать, буду ждать…

 

  Валерий Брюсов был старше Надежды на 18 лет. Деловое знакомство быстро переросло во флирт, льстивший им обоим. Видимо, уже через полгода они миновали и стадию простого флирта.

    Влюблённый Брюсов одарил юную поэтессу своим покровительством. В 1912 году стихи Надежды Львовой были опубликованы в нескольких журналах, а в следующем году вышел в свет её первый (и последний) поэтический сборник «Старая сказка. Стихи 1911-1912 гг.» — с предисловием Брюсова.

Слайд 6.

    Весной и летом 1912 года Брюсов побывал в Подольске, навестил Надежду в доме на Большой Зелёновской, куда она приезжала к матери. Книжник и урбанист, Валерий Яковлевич написал в Подольске пейзажные стихи, где признавался:

Мир – клочок росистый луга,

Где уста нашли друг друга…

К сожалению, Надежда Львова не указывала место написания стихотворений, за редким исключением. Но вот стихи, навеянные, скорее всего подольскими встречами – «У тебя в петлице белая ромашка…»

Звучит стихотворение Н. Львовой «У тебя в петлице белая ромашка…»

У тебя в петлице белая ромашка.

У меня букетик пламенных гвоздик…

- Помнишь скат пологий сонного овражка,

Где поёт прозрачно плещущий родник?

Нынче день весенний…Солнце нежно ярко…

Будь со мной, как прежде, в этот зыбкий миг!

- Помнишь сон тревожный сумрачного парка,

Где к моим губам ты первый раз приник?

Нет, не надо помнить. Помнить слишком больно.

Почему ты бледен? Почему молчишь?

Не для нас смеётся, ласково и вольно,

Предвесенней тайной веющая тишь…

Не для нас…Не надо…Грустные, несмело,

Входим мы в ревущий уличный поток.

У меня гвоздика ярче заалела,

У тебя в петлице, словно снег, цветок.

Слайд 7.

    С осени 1913 года Брюсов стал отдаляться от Нади. Он много работал, и новые встречи откладывались. Она чувствовала, что любовь их  близится к концу. Она никак не могла понять раздвоенности Брюсова между домом и их сокровенным миром. Ужас одиночества вставал перед глазами. В письмах поэту высказано ею всё наболевшее:

«Милый Валечка!

     На этот раз, кажется, действительно «всё»…Я должна уйти и ухожу. Ничего нет в моей душе. Всё умерло. Только чудо могло бы удержать меня сейчас. Если бы ты знал, как я хочу, чтобы сейчас –  вот сейчас – ты пришёл. Валечка, неужели ты не слышишь, как я зову тебя».

Слайд 8.

    23 ноября 1913 года она застрелилась из небольшого дамского пистолета, подаренного ей В. Брюсовым. Ей было 22 года…

    Существовало в Москве бедное Миусское кладбище «для погребения мёртвых тел людей, умерших насильственной смертью». Здесь 26 ноября 1913 года и похоронили Надежду Григорьевну Львову. На памятнике выбили строку из «Божественной комедии Данте: «Любовь, которая ведёт к смерти».

 Звучит стихотворение Н. Львовой « Будем безжалостны! Ведь мы — только женщины…»

Будем безжалостны! Ведь мы — только женщины.

По правде сказать — больше делать нам нечего.

Одним ударом больше, одним ударом меньше…

Так красива кровь осеннего вечера!

Ведь мы — только женщины! Каждый смеет

                                дотронуться,

В каждом взгляде — пощёчины пьянящая боль…

Мы — королевы, ждущие трона,

Но — убит король.

Ни слова о нём… Смежая веки,

Отдавая губы, — тайны не нарушим…

Знаешь, так забавно ударить стэком

Чью-нибудь орхидейно раскрывшуюся душу!

                                Октябрь 1913 года

Слайд 9.

    Брюсов считал себя виновным в смерти  Львовой. Когда в революционную Москву вернулся из Парижа Эренбург и зашёл к Валерию Яковлевичу, тот «заговорил о Наде Львовой – рана оказалась незажившей». Эренбургу пришла на память старая строчка Брюсова: «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко певучих стихов». В случае с Надеждой Львовой – страшное средство, пусть и невольное.

     8 января 1914 года Брюсов написал стихотворение «Венок на могилу».

Звучит стихотворение В. Брюсова.

Я не был на твоей могиле;

Я не принёс декабрьских роз

На свежий холм под тканью белой;

Глаза других не осудили

Моих, от них сокрытых, слёз.

Ну что же! В неге онемелой,

Ещё не призванная вновь,

Моих ночей ты знаешь муки,

Ты знаешь, что храню я целой

Всю нашу светлую любовь!

Что ужас длительной разлуки

Парит бессменно над душой,

Что часто ночью, в мгле холодной,

Безумно простирая руки,

Безумно верю: ты со мной!

Что ж делать? Или жить бесплодно

Здесь, в этом мире, без тебя?

Иль должно жить, как мы любили,

Жить исступлённо и свободно,

Стремясь, страдая и любя?

Я не был на твоей могиле.

Не осуждай и не ревнуй!

Мой лучший дар тебе не розы:

Всё, чем мы вместе в жизни жили,

Все, все мои живые грёзы,

Все, вновь назначенные, слёзы

И каждый новый поцелуй!

Слайд10.

   Спустя  немногим более десяти лет, 9 октября 1924 года, Валерий Брюсов скончался в результате крупозного воспаления лёгких. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Могила Надежды Львовой у западной ограды Миусского кладбища — утеряна навсегда.

4. Практическая работа.

  1)  Слово учителя. Обратимся к творчеству Н. Львовой. Вы услышали много стихотворений. Поразмышляем над их содержанием. Слово предоставляется литературным критикам. Они попытаются донести до нас  своё понимание стихотворений «Старая  сказка», «Мне больше ничего не надо…», « Опять аметистовый вечер…»

  Выступают литературные критики с анализом стихотворений. 

Анализ стихотворения Н. Львовой «Старая сказка».

    Одним из самых задушевных стихотворений Н. Львовой стала «Старая сказка». В нем она размышляет о прожитой жизни.

    В стихотворении последовательно развивается и раскрывается смысл жизни и судьбы. К каждому человеку хоть раз приходит любовь. И каждый человек навсегда сохраняет её в своей памяти. Единственную. Неповторимую. Но любой жизненный путь начинается с детства, с самой лучшей поры.

        Сказка! Старая сказка: в задумчиво-тёмном бору

С нашей детскою радостью, с нашими снами-печалями

Мы куда-то бредём, мы куда-то скользим поутру.

         Поэтессе вспоминается молодость, когда судьба только начинает раскрывать свои тайны. В это время перед каждым  человеком возникает вопрос: в какую сторону пойти, чтобы не заблудиться в пути, не сделать ошибок.

        Мы стоим пред какими - ещё не открытыми тайнами?

        И направо, налево иль прямо змеится наш путь?

По какой бы тропинке ни пошла бы лирическая героиня, везде угроза, разочарование; и только где-нибудь, в просвете жизненного пути, мелькнёт счастье.

        Если вправо – один не вернется из леса сурового,

        Если влево – другому навеки закроют глаза…

     Поэтесса немного разочарована в своей судьбе. Поэтому она в последних строках говорит о своей боли,  разочаровании:

        Сказка: старая сказка! Зачем же спешим мы, смущенные,

        Если всё уж известно из строк перечтённых страниц!

     Романтически приподнятый интонационный строй стихотворения объясняет использование восклицательных и вопросительных предложений. В первой части автор размышляет, вспоминает свою молодость, свои прошедшие годы. Слова очень точно выражают чувства человека, задумавшегося над вечными вопросами бытия.

        Во второй части всё меняется. Поэтесса решает, что по какой бы дорожке она ни пошла, всё равно встретится горечь, разлука. Зачем же стремиться в эту неизвестную даль?

        В эту даль! В эту мглу, где мы склонимся оба, пронзённые.

        Яркой молнией с крыльев невиданных нам Жар-птиц…

      Повторение отдельных слов и словосочетаний создаёт определённую смысловую и ритмическую атмосферу размышления.

Стихотворение написано пятистопным анапестом.

Анализ стихотворения Н. Львовой «Мне больше ничего не надо…»

    Стихотворение Н. Львовой написано 28 мая 1913 года. Поэтесса в это время была глубоко разочарована в своей любви к Валерию Брюсову. Она создала много произведений, и все они, как и данное, пронизаны пессимистическими настроениями.

В стихотворении звучит тема смерти от безответной любви:

С моей ненужною любовью

Мне не суждён далёкий путь…

О. дайте, дайте мне уснуть!

     Лирическая героиня как бы обращается с просьбой  о том, чтобы её поняли и дали спокойно «уснуть», то есть умереть. Поэтесса говорит в этом стихотворении о своей жизни, в которой нет ни смысла, ни цели без любви. Лирическая героиня устала от бесконечной борьбы с муками безответной любви, устала бороться сама с собой:

Мне ничего уже не надо…

     Стихотворение написано очень просто, без пафоса, без броских эпитетов. Часто встречающиеся повторы, анафора  в первой строфе:

Так тяжек был пройдённый путь,

Так ночи ласкова прохлада...,

рефреном повторяющаяся строка «О. дайте, дайте мне уснуть!..» - всё это создаёт настроение жуткой боли, тоски и безысходности. Поражает  такое  частое повторение отрицаний: ничего, не надо, ненужною, не суждён…Кажется, что жизнь уже прожита и впереди – бездна…

Анализ стихотворения Н. Львовой « Опять аметистовый вечер…»

     Одно из лирических призведений раздела «Посмертные стихотворения» было написано 15 сентября 1913 года. Это стихотворение по объёму небольшое, всего12 строчек, но в нём чётко выражена главная идея всего поэтического творчества Надежды Львовой: показать трагедию своей любви.

     Стихотворение начинается со слов:

Опять аметистовый вечер…

Этим словом «опять» поэтесса как бы обозначает своё отношение к жизни: ей всё безразлично, она даже не знает, для чего живёт и стоит ли ей жить.

      Всё стихотворение проникнуто чувством одиночества лирической героини, её душа «увядает», как увядает осенняя природа. Сравнения помогают передать силу переживаемых героиней чувств:

Как вечер, душа умирает

Без жалоб, без слёз, без упрёка…

И читатель понимает страшную истину: как вечер тихо, незаметно переходит в ночь, так и человеческая душа может умереть, и никто этого даже не заметит, а тем более если эта душа переполнена любовью, которую некому отдать.

    Лирическая героиня преисполнена чувством вины:

Я знаю, что это расплата

За всё, чего я не свершила…

Что скрывает многоточие? За ним та душевная боль и тревога, которую не победить именно потому, что никакой вины нет.

   Кроме сравнений, в стихотворении  представлены выразительные повторяющиеся  метафоры («прозрачно-холодные тени накинула осень на плечи…», «последние искры заката плащом своим осень закрыла…»). Музыкальность  произведению придают ассонансы и трёхсложный стихотворный размер – амфибрахий.

 

2) Беседа по вопросам.

1. Что вы можете сказать о лирической героине?

2. Прокомментируйте слова Анны Ахматовой о Надежде Львовой: «Её стихи, такие поучительные и трогательные… им просто веришь, как человеку, который плачет».

3. Какие средства художественной выразительности помогают поэтессе показать трагедию судьбы лирической героини? Приведите примеры.

3) Слово учителя. Готовясь к сегодняшнему уроку, ребята  не просто заинтересовались историей Надежды Львовой и Валерия Брюсова, но и попытались разобраться в причинах случившейся трагедии. Группа журналистов провела своё журналистское расследование.

Выступают журналисты.

Материалы журналистского расследования. 

     В понедельник 25 ноября 1913 года [все даты до 1918 года приводятся по старому стилю — В. А.] скучающие обыватели под заголовком «Самоубийство курсистки» прочитали в московской газете «Столичная жизнь» такое вот небольшое сообщение:

Вчера, вечером, в доме Константинопольского подворья, по Крапивенскому пер., застрелилась из револьвера слушательница Высших женских курсов Полторацкой, дочь надворного советника, Надежда Григорьевна Львова. Незадолго до смерти она говорила с кем-то по телефону. Никаких записок покойная не оставила. Смерть наступила мгновенно: пуля попала в сердце.

Вспоминает Владислав Ходасевич («Брюсов», 1924 год):

… Часов в 11 она звонила ко мне — меня не было дома. Поздним вечером она застрелилась. Об этом мне сообщили под утро.

     Через час ко мне позвонил Шершеневич и сказал, что жена Брюсова просит похлопотать, чтобы в газетах не писали лишнего. Брюсов мало меня заботил, но мне не хотелось, чтобы репортеры копались в истории Нади. Я согласился поехать в «Русские ведомости» и в «Русское слово»…

Несмотря на хлопоты Владислава Ходасевича, кое-какие подробности случившегося в печать всё-таки просочились. Газета «Русское слово», 26 ноября 1913 года, вторник:

В воскресенье, вечером, застрелилась молодая поэтесса Над. Григ. Львова.

Застрелившаяся оставила на имя поэта В.Я. Брюсова письмо и целую кипу рукописей…

Около 9 ч. вечера г-жа Л. позвонила по телефону к г-ну Б. и просила приехать к ней.

Г-н Б. ответил, что ему некогда — он занят срочной работой. Через несколько минут г-жа Л. снова подошла к телефону и сказала г-ну Б.:

— Если вы сейчас не приедете, я застрелюсь.

Затем она ушла в свою комнату… В квартире царила полная тишина. Минут пять спустя после разговора г-жи Л. с г-ном Б. в комнате грянул выстрел…

    Далее в заметке сообщалось, что Надежда Львова нашла ещё силы выйти из комнаты и попросить соседа позвонить по какому-то номеру. Сосед позвонил — к телефону подошёл Брюсов. Вскоре он приехал, но умиравшей уже не хватило сил говорить…

     До глубины души потрясённый её смертью, Брюсов не взял ни адресованного ему письма, ни рукописей. Он уехал. Прибывшая на место происшествия полиция опечатала все бумаги…

    В предсмертном письме погибшей женщины, которое Валерий Брюсов тогда же и прочитал, но оставил его полиции, было написано следующее:

   И мне уже нет [сил?] смеяться и говорить теб[е], без конца, что я тебя люблю, что тебе со мной будет совсем хорошо, что не хочу я «перешагнуть» через эти дни, о которых ты пишешь, что хочу я быть с тобой. Как хочешь, «знакомой, другом, любовницей, слугой», — какие страшные слова ты нашел. Люблю тебя — и кем хочешь, — тем и буду. Но не буду «ничем», не хочу и не могу быть. Ну, дай же мне руку, ответь мне скорее — я все-таки долго ждать не могу (ты не пугайся, это не угроза: это просто правда). Дай мне руку, будь со мной, если успеешь прийти, приди ко мне. А мою любовь — и мою жизнь взять ты должен. Неужели ты не чувствуешь [одно слово неразборчиво] этого. В последний раз — умоляю, если успеешь, приди. Н.

   Брюсов не был и не мог быть на похоронах Надежды Львовой. Немедленно после её смерти он уехал из Москвы — сначала в Петербург, а затем в один из санаториев под Ригой, где он и провёл почти полтора месяца…

   Брюсов был влюблён. Но и только. Для него Надежда Львова была лишь очередным — быть может, сильным — увлечением на фоне его семейной жизни. Он дал Надежде всё, что умел дать. Мог ли он дать ей больше? Владислав Ходасевич:

… Он не любил людей, потому что, прежде всего, не уважал их. Это, во всяком случае, было так в его зрелые годы… В эротике Брюсова есть глубокий трагизм, но не онтологический, как хотелось думать самому автору, — а психологический: не любя и не чтя людей, он ни разу не полюбил ни одной из тех, с кем случалось ему «припадать на ложе». Женщины брюсовских стихов похожи одна на другую, как две капли воды: это потому, что он ни одной не любил, не отличил, не узнал. Возможно, что он действительно чтил любовь. Но любовниц своих он не замечал… Он любил литературу, только её. Самого себя — тоже только во имя её…

    Брюсов дал Надежде Львовой всё, что он умел дать. Надежда отдала Брюсову всё — без оговорок. В письме к Брюсову от 9 сентября 1912 года она написала такие строки:

… И, как и Вы, в любви я хочу быть «первой» и единственной. А Вы хотели, чтобы я была одной из многих? Вы экспериментировали с ней, рассчитывали каждый шаг. Вы совсем не хотите видеть, что перед Вами не женщина, для которой любовь — спорт, а девочка, для которой она всё…

     Нет, это ещё не было концом. Потом ещё наступило примирение, и июль 1913 года они вместе провели в Финляндии. Но Надежда слишком поздно осознала своё место в жизни любимого человека. Достигнув своего пика, её любовь рухнула в пропасть…

    А.В. Лавров, хорошо знакомый с архивом Валерия Брюсова и опубликовавший из него некоторые материалы, связанные с Надеждой Львовой, пишет следующее (De Visu, 1993 год, № 2):

… Для Львовой любовь, овладевшая ею, составляла всё её существо, была единственным содержанием её жизни, и она ожидала от Брюсова взаимного чувства, исполненного такой же полноты и интенсивности. Этого он ей дать не мог. Не готов он был и к разрыву с женой, на чем настаивала Львова. Понимая, что отношения зашли в тупик, что изменить свой семейный уклад он не в силах, Брюсов готов был прекратить эту, уже мучительную для них обоих связь, но Львова восприняла симптомы его охлаждения и отдаления как полную жизненную катастрофу…

    Все стихотворения Надежды, написанные ею после возвращения из Финляндии, пронизаны ощущением этой надвигающейся катастрофы и собственным бессилием ей воспротивиться. Никого не нашлось рядом с нею, кто бы помог ей в тот критический период и кто бы её спас. Никого. Она осталась одна — простая добрая девочка, такая сильная вместе со всеми, но такая слабая наедине с собой.

    Поздним воскресным вечером 24 ноября 1913 года Надежда Львова поднесла к груди револьвер — странный подарок поэта Валерия Брюсова, любимого ею человека…

 По материалам  статьи Валентина Антонова

                                                            «Я — только поэтка…», июль 2008 года

5. Обобщение.

Обобщающая беседа.

Какие впечатления оставил урок?

Какие страницы урока вам показались наиболее интересными?

6. Домашнее задание.

1) Найдите образы-символы в стихотворениях Н. Львовой (1 группа).

2) Напишите эссе по теме «Любовь, которая ведёт к смерти».

7. Завершение урока и релаксация. 

1. Комментированное выставление оценок.

2. Прослушивание музыкального произведения, написанного ученицей 11 класса по мотивам стихотворений Н. Львовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы

Пояснительная записка  по курсу «История и культура родного края»  для 11  классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная  програм...

Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. ...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...