Урок литературы в 11 классе. "Авторская песня.Тема войны в творчестве Б.Окуджавы и В. Высоцкого»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Куртяник Маргарита Аркадьевна

На уроке  рассматривается  место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; дается краткая картина данного периода развития литературы в ее связи с жизнью общества, показывается  значение творчества Б.Окуджавы и В.Высоцкого. Учащиеся знакомятся с понятием авторская песня,  с её истоками, условиями и причинами возникновения, представителями этого направления.

Жанр авторской песни изучается на примере песен В.Высоцкого и Б.Окуджавы;  учащиеся знакомятся с творчеством и судьбами этих выдающихся  представителей авторской песни периода 60-80 годов,  тематикой их творчества, особое место уделяется их произведениям военной тематики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_klass_avtorskaya_pesnya.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема - «Авторская песня. Тема войны в творчестве Б.Окуджавы и В. Высоцкого» (обзорная тема)

При изучении темы используются песни В.С. Высоцкого и Б.Ш.Окуджавы, по усмотрению преподавателя и желанию учащихся.

Тип урока: комбинированный

Формы организации урока: беседа, прослушивание авторской песни в записи  с последующим коллективным осмыслением ее, просмотр подготовленной учащимися презентации, чтение стихов

Цель урока: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; воссоздать краткую картину данного периода развития литературы в ее связи с жизнью общества, показать значение творчества Б.Окуджавы и В.Высоцкого.

Обучающие:

  • Дать знания учащимся об авторской песне, познакомить с её истоками, условиями и причинами возникновения, представителями этого направления.
  • Изучить жанр авторской песни на примере песен В.Высоцкого и Б.Окуджавы; познакомить учащихся с творчеством и судьбами этих выдающихся  представителей авторской песни периода 60-80 годов,  тематикой их творчества, особое место уделить их произведениям военной тематики.
  •  Углубить знания учащихся по использованию навыков работы с текстом.
  • Продолжить формирование навыка понимания идеи произведения,  умения анализировать  и  выделять особенности творчества поэтов.
  • Сформировать умение организовать поиск и обработку информации, необходимой для решения поставленной задачи.
  • Формировать у учащихся навыки обработки информации посредством современных технологий.

Развивающие:

  • Сформировать у учащихся интерес к жанру авторской песни
  • Осуществлять целенаправленное развитие учащихся на основе усвоения логических приемов обучения (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать умение от конкретики (символа) переходить к синтезу и анализу произведения, способности понимать произведения искусства, выявление идейного содержания и художественного своеобразия изучаемого произведения.
  • Развивать логическое   мышление  школьников,  самостоятельность суждений и правильность их речевого выражения.
  • Развить взгляд на авторскую песню как на литературу “вечных”, философских вопросов бытия, на её тесную связь с социальной проблематикой, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов.
  • Развивать исследовательские методы у учащихся путем анализа и обобщения полученных знаний.
  • Развивать интеллектуальную деятельность (способность осваивать новые информационные технологии, самостоятельно экспериментировать, исследовать неизвестное)

Воспитывающая

  • Воспитать через песни Высоцкого  и Окуджавы чувства уважения к памяти павших, внутренней свободы и независимости, гуманного отношения к людям.
  • Содействовать формированию патриотизма и укоренению желания у молодого поколения подражать героям песен  в несении воинского долга.
  • Осуществлять нравственное воспитание: учить в любой ситуации оставаться Человеком

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, раздаточный материал, учебное мультимедиа пособие «Кирилл и Мефодий», компьютерная техника.

Предварительно проводится анкетирование учащихся

 Анкета

  1. Что такое авторская песня? (Выскажите свое понимание).
  2.  Нравится ли Вам исполнять бардовские песни? (Да; нет) Почему?
  3.  Что явилось истоками авторской песни?
  4.  Назовите известных Вам исполнителей авторской песни?
  5.  Назовите известные Вам бардовские фестивали.
  6.  Назовите известные Вам фильмы и театральные постановки, в которых исполняются авторские песни.

Выясняется, что учащиеся знают об авторской песне недостаточно. Возникает проблемная ситуация, формируются  3 творческие группы по интересам  и дается предварительное домашнее задание.

Предварительное домашнее задание: 

1 Группа

  1. Что такое авторская песня? Что, по мнению Высоцкого, главное в авторской песне?
  2. Почему тема войны стала одной из главных для Высоцкого?
  3. Какие важные качества воспевает Высоцкий в песнях о войне?
  4. В чем новаторство Высоцкого?
  5. Чем объяснить популярность Высоцкого?

2 Группа

  1. Что такое авторская песня?
  2. Стала ли тема войны одной из главных для  Окуджавы?
  3. О чем говорит Окуджава в песнях о войне?
  4. В чем особенности творчества Окуджавы?
  5. Чем объяснить популярность Окуджавы?

3 группа оформление урока - презентация

 Обучающиеся заранее формируют творческие группы, целью создания которых было исследование жизни и творчества Б.Окуджавы, В.Высоцкого. По творчеству выбранного автора каждая группа создает  презентацию. При составлении презентаций использованы аудио - и видеофайлы, фотоизображения. Сопроводительный текст презентации составляется обучающимися самостоятельно, обсуждается на предварительном просмотре учителем.

Презентации объединяются с помощью учителя в одну и представляются  на уроке.

Всем ученикам было предложено прочитать стихи  поэтов о войне и выучить наизусть одно из них

                В.С.Высоцкий

Окуджава Б.Ш.

Братские могилы

Песня о Земле

Сыновья уходят в бой

Мы вращаем Землю

Штрафные батальоны

Он не вернулся из боя

Песня о звездах

Высота

Все ушли на фронт

Оловянные солдатики

Две песни об одном

воздушном бое

Так случилось — мужчины ушли

Я не люблю

Песня о погибшем летчике

Песня о друге

Баллада о Любви

Мы за ценой не постоим

(Белорусский вокзал)

Бери шинель, пошли домой

Песенка о солдатских сапогах

До свидания, мальчики

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.  

Блиндажи той войны все травой заросли,  

А годы уходят, уходят/В нашем доме война отгремела

Вдова

Песня Верещагина

(Белое солнце пустыни)

Часовые любви

Песенка о бумажном солдатике

(Бумажный солдатик)

  Песенка о Лёньке Королёве

Песенка кавалергарда

Песенка о молодом гусаре

Молитва

(Молитва Франсуа Вийона)

                                     

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников и гостей

Учитель сообщает  о результатах анкетирования (проблемная ситуация), об учащихся, подготовивших презентацию. Записывается  дата, тема урока, определяются основные цели урока и обязательные результаты обучения.

На доске слайд 1 презентации (тема урока – «Авторская песня»).

У учащихся, которые сидят по трое, есть компьютер на группу, с помощью которого ведется работа по мультимедиа пособию «Кирилл и Мефодий». На столе у группы лист ученика с указанием номера урока и номеров слайдов, необходимых для просмотра и  изучения.

Чтение слайда -  учебное мультимедиа пособие «Кирилл и Мефодий» урок 33, слайд 1.

  1. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель.  Ребята, изучение новой темы мы начнем с теоретической разминки. Я предлагаю вам дать ответы на теоретические вопросы.

Кто придумал термин «Авторская песня»? (Ответы  учащихся)

Дайте определение «Авторской песни». (Ответы  учащихся)

Перейдем к слайду 2 (Урок 33 учебное мультимедиа пособие «Кирилл и Мефодий»)

Какие поэты являются представителями авторской песни? Ответы  учащихся

А теперь внимание на экран: слайд 2 на доске

Запишите фамилии авторов и дополните список

  • В чем особенность авторской песни?

3.Усвоение новых знаний

В.Высоцкий и Б.Окуджава –  замечательные представители этого жанра, их творчество сопутствовало духовной жизни нашего общества и помогало нам осознать себя. Но в преддверии Дня Победы мы поговорим не просто о творчестве этих поэтов, а рассмотрим военную тематику их произведений. Наша задача понять, как эти поэты отразили события войны в своих произведениях. Сходность и различия отражения трагедии войны у авторов. Вспомним недавнюю презентацию о тенденциях развития темы войны в литературе  (2 направления – лирико-исповедальное и агрессивно-публицистическое)

Слайд 3 на доске запись подтемы

Тема войны в творчестве Б.Окуджавы и В. Высоцкого

Слайд 4 – цель, задачи

Для того чтобы понять идею песен, необходимо  проанализировать  преемственность и  особенности творчества поэтов. Обратимся к уроку 33 учебное мультимедиа пособие «Кирилл и Мефодий»

  • слайд 12, 15, 16, 17,18,19,20,23,24 (отмечены в листке ученика)

Учащиеся работают в группах самостоятельно, делая необходимые записи в тетрадях

Физминутка.  Ребята, давайте две минутки отдохнем после  работы на компьютере. Поэтому выполняем упражнения для глаз (лучше проводить  упражнения с помощью офтальмотренажера).

Учитель.   Итак, что же вы можете сказать об особенностях песен этих авторов? ( Ответы  учащихся)

Что же общего? (Ответы  учащихся)

Понятно, что Окуджава, как фронтовик, прошедший всю войну, справивший в день Победы 9-го мая свой день рождения – конечно, не остался равнодушным к этой теме. Но и в  творчестве В. Высоцкого огромное значение занимают песни, написанные на тему о войне.

Почему о войне говорит невоевавший Высоцкий? 

Почему пишет о ней, более того – не может не писать?

(Ответы  учащихся)

Ученик 1 группы. Москва 1941 затемненная, неприступная, суровая. Высоцкому было 3 года, когда немцы начали бомбить Москву. Песней детства для него стала «Вставай, страна огромная..»

Предоставим слово самому поэту, послушаем песни в его исполнении (слайд на доске 5) Этой песней В.В. неизменно начинал все свои выступления

Владимир Высоцкий - На братских могилах не ставят крестов…

Учитель - Какую тему затрагивает поэт? Какова главная мысль?

(Ответы  учащихся)

Ученик 1 группы . О войне нужно рассказать всю правду. Показать все её ужасы и весь её трагизм. У Владимира Семёновича Высоцкого мы можем видеть войну не только глазами солдат, не только глазами летчиков, но и боевого истребителя. Стихотворение «Две песни об одном воздушном бое». Послушаем отрывок из этой песни. Слайд 6  (песня о летчиках)

Учитель.  В чем особенности изображения войны в этом стихотворении?

(Ответы  учащихся)

Ученик 1 группы. Сам Высоцкий по возрасту не имел опыта военных действий, но его страстная натура стремилась пережить экстремальные ситуации, которые происходили на войне, когда приходилось отдавать жизнь за отечество. И, надо сказать, по мнению фронтовиков – передавал очень талантливо и правдиво.

Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни у Высоцкого неожиданно могут напоминать друг друга, будь то  «Як-истребитель» или  "Штрафные батальоны" Итак,  война глазами заключённых штрафных батальонов. Слайд 7 (Штрафные батальоны)

Учитель. Что хотел сказать Высоцкий этой песней?

(Ответы  учащихся)

Ученик 1 группы.  Песни Высоцкого о войне в тоже время и непременно о Земле. Земля тогда была бескрайним полем боя. Земля и теперь может стать жертвой последней войны. Слайд 8 (Мы толкаем Землю)

Ученик 1 группы. Сейчас мы послушаем песню, слова которой могут быть отнесены к нашему земляку, человеку, который стал Героем в наше время. Это Алексей Кириллин, имя которого носит наша школа. «Он вчера не вернулся из боя»

 Слайд 9 ( Он не вернулся из боя)

Учитель. Каковы же герои песен Высоцкого?

(Ответы  учащихся)

Ученик 1 группы . На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Своей военной тематикой Высоцкий как бы извинялся за то, что не имел возможности принимать участия в боях.

Учитель. А теперь обратимся к творчеству другого поэта.

Что вы можете сказать о Б.Окуджаве? (Ответы  учащихся)

Ученик 2 группы.  Говорить о войне, как большинство фронтовиков, он избегал. Самым тяжелым и страшным днем своей жизни Окуджава называл первый день на передовой. Когда он, семнадцатилетний вдруг осознал всю слабость и уязвимость человека.

«Война — вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну... (слайд 10)

Потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений - Из них получились песни... Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».

 

Чтение стихотворения «До свидания, мальчики..» (читает ученик )

Учитель . О чем это стихотворение? Ответы  учащихся

Ученик 2 группы . У Булата  Окуджавы все разрушительные, несправедливые силы сосредотачиваются в самом понятии война. Это и есть враг, с которым надо бороться.

Или такая типичная на войне ситуация – убит друг однополчанин  

Бери шинель, пошли домой..." (слайд 11)

Окуджавский герой не надрывается Сердце огрубело на войне. Это – правда, жестокая военная правда. Это нормальный фронтовой быт. И когда он начинает ломать нравственность человека – это волнует Окуджаву в военной теме. Это боль – но и в этой ситуации герой не впадает в отчаяние, но чтобы как-то осознать ситуацию – обращается к мертвому как к живому.

Учитель .  Какая тема? (Ответы  учащихся)

Ученик 2 группы. История создания песни «О Леньке Королеве». Итак, слушаем самого Булата Окуджаву (слайд 12)

4.Закрепление знаний (слайд 13)

Учитель. Мягкий, негромкий голос, не ахти какое умение играть на гитаре, простые, на первый взгляд, незамысловатые слова Окуджавы удивительным образом контрастируют с бьющим, как набатный колокол, причем на грани срыва, голосом Владимира Высоцкого.

 Но люди верят героям окуджавских песен. Почему?

( Ответы  учащихся)

Учитель. Да, Ленька не говорит громких слов о любви к родине, о необходимости защиты отечества. Но защита отечества для него – долг, который, хочешь – не хочешь, а надо выполнять. Надо оставить позади всю прежнюю городскую жизнь без лишних слов. И вот такие Леньки, отдав свои жизни, выполняя свой долг – долг каждого мужчины – защитили нашу родину. О них – простых людях, песни Окуджавы. И они воспитывают и призывают молодое поколение подражать им в несении воинского долга и в любой ситуации оставаться Человеком

Учитель. Подведем итоги урока.

Что же отличает песни Окуджавы и Высоцкого? И что в них общего?

Чьи традиции продолжает Высоцкий и Окуджава?

( Ответы  учащихся)

        Ученик 2 группы. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать», - говорил Б. Окуджава  Булат ушел на войну в семнадцать с половиной лет. И когда до него дошло, что жизнь человека, оказывается, ничего не стоит все в нем взбунтовалось, и дальнейшую жизнь он посвятил тому, чтобы спорить и доказать, что человеческая жизнь — это самое-самое главное! Он доказывал это все время: песнями, стиха, прозой — всей силой своего исключительного таланта.

Через 20 лет после окончания войны, завершая военную тему, Окуджава написал, пожалуй, лучшую из всех песен о Победе – песню из к/ф " Эта одна из самых знаменитых песен появилась в 1970 г. Она  написана по заказу киностудии к кинофильму «Белорусский вокзал».

Ученик 2 группы. (Комментарии к истории создания песни "Белорусский вокзал")

5. Рефлексия

Учитель. Давайте исполним эту песню вместе с героями фильма стоя, в память о всех тех, кто воевал …

(учебное мультимедиа пособие «Кирилл и Мефодий»- слайд 14, поет Нина Ургант фрагмент фильма «Белорусский вокзал»)

6.Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к концу, подведем итоги нашей работы. (ученики зачитывают основные записи, которые сделали во время урока, учитель  оценивает работу каждого ученика,  подводит итоги  реализации целей урока).

Учитель. Сегодня жанр, претерпевает постепенные изменения, Нам, конечно же, интересны перспективы развития именно Авторской песни.

На рубеже восьмидесятых-девяностых годов в бардовском стане возникло ощущение, что жанр "умер".

Вместе с тем в последние годы наблюдается некоторое усиление опосредованного влияния авторской песни на культурную жизнь России. Без бардов практически не обходится ни один литературный вечер. Ежегодно проводятся фестивали солдатской песни. Бардов активно приглашают к участию в своих культурных программах различные политические партии. Не утихает и процесс самодеятельного песнетворчества.  Выступают с акустическими концертами рок-музыканты.  

К развитию авторской песни как жанра  побуждает и технический прогресс, обуславливающий постепенное усиление "звучащего" слова

7.Информация о домашнем задании ( слайд 14).

План урока:

Этапы урока:

Основная цель этапа:

Форма

1

Организационный момент

Сообщение темы урока, постановка цели урока, сообщение этапов урока, сообщение об обязательных результатах  обучения.

Беседа

2

Подготовка к основному этапу урока.

Теория: определение «Авторской песни». Представители авторской песни. Особенности  авторской песни

Фронтальный опрос.

Устная работа.

3.

Усвоение новых знаний

Познакомить учащихся с  

биографиями В.С. Высоцкого и Б.Ш. Окуджавы (основные этапы), тематикой их  песен и стихов.

 Выделить особо песни о войне и людях на ней. Выявить влияние творчества В.С. Высоцкого и Б.Ш.Окуджавы на становление и развитие авторской песни в СССР.

Работа с материалом электронного пособия. Работа в парах.

Чтение стихотворения (стихов) наизусть

4.

Закрепление знаний

 Проанализировать информацию о том, как представлены человек и война в творчестве фронтовика Б. Окуджавы

и в творчестве невоевавшего Высоцкого. Сделать выводы о сходности и различии отражения трагедии войны у авторов.

5.

Подведение итогов

Обобщение знаний, полученных на уроке.

Рефлексия.

Фронтальный опрос в конце урока, оценка созданных обучающимися мультимедийных презентаций. Обмен мнениями, впечатлениями об увиденном, услышанном. Коллективное исполнение авторской песни в конце урока.

6.

Информация о домашнем задании.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Проект по литературе на тему:"Традиции А.С. Пушкина в творчестве Булата Окуджавы"

Открыть учащимся мир поэзии Б.Окуджавы, показать его связь с русской классической литературой на примере творчества А.С.Пушкина; воспитывать чувство сопричастности судьбе русской культуры; развивать н...

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Рабочая программа по литературе 11 класс (авторская программа В.Я.Коровиной )

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень)  под редакцией В.Я.Коро...

Конспект урока по литературе 11 класс "Авторская песня"

Показать место авторской песни в развитии литературного процесса, значение творчества поэтов....