Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Мишина Светлана Анатольевна

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_integrirovannogo_uroka_literatura.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока литература+история на тему:

Герои партизанской войны в романе Л. Н. Толстого и их исторические прототипы.

Цель урока:  выявление сходства и различия литературных героев и их исторических прототипов на основе сопоставления исторических и литературно-художественных сведений.

Задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о партизанской войне 1812 года.
  2. Тренировать умение в сопоставительном анализе (характеристике) исторических и литературных образов.
  3. Выяснить значение использования исторических прототипов для создания художественного образа.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Историческая справка (значение партизанской войны в 1812 г.; создание партизанских отрядов и их виды). Сопоставление исторических сведений и точки зрения Толстого.
  3. Литератор: - В центре внимания повествования о партизанской войне в романе Толстого два отряда – Денисова и Долохова. Эти персонажи не являются главными героями всего романа, но имеют свое важное значение с первого и до последнего тома. Мы наблюдали, как проявлялся их характер в различных ситуациях в мирной жизни и на войне, какие поступки они совершали. В образе Долохова много отрицательного. Но война особенно объединила этих двух героев, и ярко, а иногда и неожиданно раскрываются их личности в главах, посвященных партизанской войне.

- Характеристика Денисова

- Характеристика Долохова

  1. Музыкальныйфрагмент из фильма о Денисе Давыдове (песня «Я люблю кровавый бой»)

 Историк: - Знаете ли вы, кто автор этой песни?

прототип Денисова – известный поэт-партизан, герой войны 1812г. Денис Васильевич Давыдов.

Найдите сходство в именах литер. героя и его прототипа. (Василий Денисов – Денис Васильевич Давыдов)

Исторические сведения (кратко) о Денисе Давыдове, фрагмент из фильма.

- Похож ли литературный герой на своего прототипа? В чем сходство? (внешность, характер, особенности личности) Есть различия? Какие?

5. Образ Долохова более сложный и противоречивый. Наверное, поэтому Толстой использовал черты нескольких прототипов. Среди них  Р. И. Дорохов, кутила и храбрец, и А. С. Фигнер, герой-партизан Отечественной войны 1812 года.

Класс делится на 2 группы:

  1. Изучают сведения о Р. И. Дорохове и сопоставляют его с образом Долохова.
  2. Изучают сведения о А. С. Фигнере и сопоставляют его с образом Долохова.
  3. Общие выводы.

Вывод: Как вы думаете, с какой целью Л. Толстой прибегает к использованию прототипов при создании образов героев своего романа, в частности Денисова и Долохова? (это можно дать в качестве письменного домашнего задания)

Домашнее задание: Найти материал о прототипах главных героев  романа Л. Толстого «Война и мир»

                                   Василий Денисов.

Портретные описания (цитаты из романа «Война и мир»)

  1. «Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами».
  2. Описание внешности Денисова, когда он руководил партизанским отрядом: «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения».

Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:

  1. Внешность (сходство, различия)
  2. Основные черты характера (общие, различающие)
  3. Поступки, характеризующие героя и его прототипа.

Василий Денисов – герой романа

Л. Н. Толстого

Денис Васильевич Давыдов, герой войны 1812 г.

1

2

3

                              Федор Долохов.

Портретные описания (цитаты из романа «Война и мир»)

  1. «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».
  2. Описание внешности Долохова во время его деятельности в партизанском отряде:

«Долохов теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке».

Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:

  1. Внешность (сходство, различия)
  2. Основные черты характера (общие, различающие)
  3. Поступки, характеризующие героя и его прототипа.

Федор Долохов – герой романа

Л. Н. Толстого

И. С. Дорохов – исторический прототип, герой партизанской войны 1812 г.

1

2

3

Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:

  1. Внешность (сходство, различия)
  2. Основные черты характера (общие, различающие)
  3. Поступки, характеризующие героя и его прототипа.

Федор Долохов – герой романа

Л. Н. Толстого

А. С. Фигнер – исторический прототип, партизан времен Отечественной войны 1812 г.

1

2

3

                               Характеристика Долохова.

        Федор Долохов – персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», семеновский офицер, известный игрок и бретер. Он небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают его и даже иногда боятся. Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже иногда жестоким образом, совершая невероятные поступки. Например, ______________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

В 1805 году за свой проступок (какой? ______________________________________)

был разжалован в рядовые, но во время военной кампании сумел _________________

___________________________________________________________________________   Во время войны 1812 года, в частности,  будучи руководителем небольшого партизанского отряда, проявляет такие качества, как __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________.

Хладнокровный и безразличный к смерти Долохов тщательно скрывает от посторонних свою нежную привязанность к матери и сестре-инвалиду. Это говорит о том, что Долохов

_____________________________________________________________________________

                                Характеристика Долохова.

        Федор Долохов – персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», семеновский офицер, известный игрок и бретер. Он небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают его и даже иногда боятся. Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже иногда жестоким образом, совершая невероятные поступки. Например, ______________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

В 1805 году за свой проступок (какой? ______________________________________)

был разжалован в рядовые, но во время военной кампании сумел _________________

___________________________________________________________________________   Во время войны 1812 года, в частности,  будучи руководителем небольшого партизанского отряда, проявляет такие качества, как __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________.

Хладнокровный и безразличный к смерти Долохов тщательно скрывает от посторонних свою нежную привязанность к матери и сестре-инвалиду. Это говорит о том, что Долохов

____________________________________________________________________________

                                    Характеристика Денисова.

        Василий Денисов – лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, но все-таки во многом романтичная натура. Для Николая Ростова Денисов – образец, идеал настоящего мужчины, потому что _________________________________________

________________________________________________________________________.

В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне, денег у него никогда нет – он их пропивает или проигрывает. Но в отличие от Долохова, он хороший человек. О его хороших качествах, таких как ____________________________________________________, говорит, например, то, как он реагирует на гибель Пети Ростова.

        Денисов руководил небольшим партизанским отрядом и не хотел соединяться с крупным отрядом, потому что _________________________________________________

_________________________________________________________________________.

Это его характеризует как ______________________________________________________.

Денисов ценит дружбу, офицерская честь, честь своего полка, а впоследствии и партизанского отряда для него превыше всего.

                                    Характеристика Денисова.

        Василий Денисов – лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, но все-таки во многом романтичная натура. Для Николая Ростова Денисов – образец, идеал настоящего мужчины, потому что _________________________________________

________________________________________________________________________.

В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне, денег у него никогда нет – он их пропивает или проигрывает. Но в отличие от Долохова, он хороший человек. О его хороших качествах, таких как ____________________________________________________, говорит, например, то, как он реагирует на гибель Пети Ростова.

        Денисов руководил небольшим партизанским отрядом и не хотел соединяться с крупным отрядом, потому что _________________________________________________

_________________________________________________________________________.

Это его характеризует как ______________________________________________________.

Денисов ценит дружбу, офицерская честь, честь своего полка, а впоследствии и партизанского отряда для него превыше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Интегрированный урок литература-история в 7 классе

Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...