Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстого"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_integrirovannogo_uroka_literatura.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированного урока литература+история на тему:
Герои партизанской войны в романе Л. Н. Толстого и их исторические прототипы.
Цель урока: выявление сходства и различия литературных героев и их исторических прототипов на основе сопоставления исторических и литературно-художественных сведений.
Задачи урока:
- Расширить знания учащихся о партизанской войне 1812 года.
- Тренировать умение в сопоставительном анализе (характеристике) исторических и литературных образов.
- Выяснить значение использования исторических прототипов для создания художественного образа.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Историческая справка (значение партизанской войны в 1812 г.; создание партизанских отрядов и их виды). Сопоставление исторических сведений и точки зрения Толстого.
- Литератор: - В центре внимания повествования о партизанской войне в романе Толстого два отряда – Денисова и Долохова. Эти персонажи не являются главными героями всего романа, но имеют свое важное значение с первого и до последнего тома. Мы наблюдали, как проявлялся их характер в различных ситуациях в мирной жизни и на войне, какие поступки они совершали. В образе Долохова много отрицательного. Но война особенно объединила этих двух героев, и ярко, а иногда и неожиданно раскрываются их личности в главах, посвященных партизанской войне.
- Характеристика Денисова
- Характеристика Долохова
- Музыкальныйфрагмент из фильма о Денисе Давыдове (песня «Я люблю кровавый бой»)
Историк: - Знаете ли вы, кто автор этой песни?
прототип Денисова – известный поэт-партизан, герой войны 1812г. Денис Васильевич Давыдов.
Найдите сходство в именах литер. героя и его прототипа. (Василий Денисов – Денис Васильевич Давыдов)
Исторические сведения (кратко) о Денисе Давыдове, фрагмент из фильма.
- Похож ли литературный герой на своего прототипа? В чем сходство? (внешность, характер, особенности личности) Есть различия? Какие?
5. Образ Долохова более сложный и противоречивый. Наверное, поэтому Толстой использовал черты нескольких прототипов. Среди них Р. И. Дорохов, кутила и храбрец, и А. С. Фигнер, герой-партизан Отечественной войны 1812 года.
Класс делится на 2 группы:
- Изучают сведения о Р. И. Дорохове и сопоставляют его с образом Долохова.
- Изучают сведения о А. С. Фигнере и сопоставляют его с образом Долохова.
- Общие выводы.
Вывод: Как вы думаете, с какой целью Л. Толстой прибегает к использованию прототипов при создании образов героев своего романа, в частности Денисова и Долохова? (это можно дать в качестве письменного домашнего задания)
Домашнее задание: Найти материал о прототипах главных героев романа Л. Толстого «Война и мир»
Василий Денисов.
Портретные описания (цитаты из романа «Война и мир»)
- «Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами».
- Описание внешности Денисова, когда он руководил партизанским отрядом: «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения».
Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:
- Внешность (сходство, различия)
- Основные черты характера (общие, различающие)
- Поступки, характеризующие героя и его прототипа.
Василий Денисов – герой романа Л. Н. Толстого | Денис Васильевич Давыдов, герой войны 1812 г. | |
1 | ||
2 | ||
3 |
Федор Долохов.
Портретные описания (цитаты из романа «Война и мир»)
- «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».
- Описание внешности Долохова во время его деятельности в партизанском отряде:
«Долохов теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке».
Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:
- Внешность (сходство, различия)
- Основные черты характера (общие, различающие)
- Поступки, характеризующие героя и его прототипа.
Федор Долохов – герой романа Л. Н. Толстого | И. С. Дорохов – исторический прототип, герой партизанской войны 1812 г. | |
1 | ||
2 | ||
3 |
Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:
- Внешность (сходство, различия)
- Основные черты характера (общие, различающие)
- Поступки, характеризующие героя и его прототипа.
Федор Долохов – герой романа Л. Н. Толстого | А. С. Фигнер – исторический прототип, партизан времен Отечественной войны 1812 г. | |
1 | ||
2 | ||
3 |
Характеристика Долохова.
Федор Долохов – персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», семеновский офицер, известный игрок и бретер. Он небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают его и даже иногда боятся. Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже иногда жестоким образом, совершая невероятные поступки. Например, ______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
В 1805 году за свой проступок (какой? ______________________________________)
был разжалован в рядовые, но во время военной кампании сумел _________________
___________________________________________________________________________ Во время войны 1812 года, в частности, будучи руководителем небольшого партизанского отряда, проявляет такие качества, как __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________.
Хладнокровный и безразличный к смерти Долохов тщательно скрывает от посторонних свою нежную привязанность к матери и сестре-инвалиду. Это говорит о том, что Долохов
_____________________________________________________________________________
Характеристика Долохова.
Федор Долохов – персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», семеновский офицер, известный игрок и бретер. Он небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают его и даже иногда боятся. Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже иногда жестоким образом, совершая невероятные поступки. Например, ______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
В 1805 году за свой проступок (какой? ______________________________________)
был разжалован в рядовые, но во время военной кампании сумел _________________
___________________________________________________________________________ Во время войны 1812 года, в частности, будучи руководителем небольшого партизанского отряда, проявляет такие качества, как __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________.
Хладнокровный и безразличный к смерти Долохов тщательно скрывает от посторонних свою нежную привязанность к матери и сестре-инвалиду. Это говорит о том, что Долохов
____________________________________________________________________________
Характеристика Денисова.
Василий Денисов – лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, но все-таки во многом романтичная натура. Для Николая Ростова Денисов – образец, идеал настоящего мужчины, потому что _________________________________________
________________________________________________________________________.
В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне, денег у него никогда нет – он их пропивает или проигрывает. Но в отличие от Долохова, он хороший человек. О его хороших качествах, таких как ____________________________________________________, говорит, например, то, как он реагирует на гибель Пети Ростова.
Денисов руководил небольшим партизанским отрядом и не хотел соединяться с крупным отрядом, потому что _________________________________________________
_________________________________________________________________________.
Это его характеризует как ______________________________________________________.
Денисов ценит дружбу, офицерская честь, честь своего полка, а впоследствии и партизанского отряда для него превыше всего.
Характеристика Денисова.
Василий Денисов – лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, но все-таки во многом романтичная натура. Для Николая Ростова Денисов – образец, идеал настоящего мужчины, потому что _________________________________________
________________________________________________________________________.
В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне, денег у него никогда нет – он их пропивает или проигрывает. Но в отличие от Долохова, он хороший человек. О его хороших качествах, таких как ____________________________________________________, говорит, например, то, как он реагирует на гибель Пети Ростова.
Денисов руководил небольшим партизанским отрядом и не хотел соединяться с крупным отрядом, потому что _________________________________________________
_________________________________________________________________________.
Это его характеризует как ______________________________________________________.
Денисов ценит дружбу, офицерская честь, честь своего полка, а впоследствии и партизанского отряда для него превыше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Интегрированный урок литература-история в 7 классе
Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Интегрированный урок литературы, истории МХК и ИЗО в 10 классе.
Тема: Русская культура в XVI веке....
Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...
Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)...