Рабочая программа по литературе 11 класс (авторская программа В.Я.Коровиной )
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение»,2010 год, 12-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»), согласно базисному учебному плану МБОУ «СОШ №128» г. Барнаула.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа рассчитана на 3 часа в неделю | 77.1 КБ |
Тематика декабрьского сочинения для 11 классов | 11.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение»,2010 год, 12-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»), согласно базисному учебному плану МБОУ «СОШ №128» г. Барнаула.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
- Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
- Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе.
- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
задачи литературного образования в 11 классе:
- выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».
- на основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
- выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представления об историко-литературном процессе.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение различных форм организации учебного процесса: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко- литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произедений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену - с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.Обучающиеся вовлекаются в проведение дискуссий, литературных викторин, выполнение тестовых заданий, составление презентаций.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач.
Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно- художественных стилей.
Большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.На уроках литературы продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся задумываются над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературы, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование
В данной рабочей программе уроки 101-102 изменены. В авторской программе эти уроки отведены на консультации по литературе. В связи с тем, что учащиеся не сдают предмет «Литература» на государственной аттестации считаю обоснованным изменение тем последних уроков.
Обоснование используемого учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект:
1.Коровина, В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. (Базовый уровень). 10-11 классы. (Профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. - М. : Просвещение, 2010.
2.Лебедев, Ю. В. Литература. 11класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни : в 2 ч. / Ю. В. Лебедев. -М. : Просвещение, 2010.
Выбор системы обучения и УМК по предмету «Литература» для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей и цели школы. В соответствии с законом «Об образовании» основной целью школы является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего условиям государственных стандартов образования и требованиям современного информационного общества:
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;
- завершенность учебной линии;
- обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.
Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Содержание программного материала построено концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
В соответствии с учебным планом школы Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
В соответствии с авторской программой на уроки внеклассного чтения отведено 16 уроков, на уроки развития речи – 2 урока.
Формы организации учебного процесса
Лекция, практикум, зачет, семинар
Виды работ, используемые для текущего контроля знаний и умений обучающихся
-анализ литературных произведений;
-сочинения на литературные темы;
-анализ эпизодов;
-тесты;
- рефераты
Критерии оценивания работ по литературе
1.Критерии оценки сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям. Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию поставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке следует учитывать объем написанного сочинения. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Максимальное количество слов в сочинении не установлено, но обучающийся в определении объема своего сочинения должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400 слов.
1.Глубина раскрытия темы | |
Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения | 2 |
Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностнои /или отвечает на поставленный вопрос, и/илиаргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения | 1 |
Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует | 0 |
2.Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры | |
Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их) фактические ошибки и неточности отсутствуют | 2 |
Показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала | 1 |
Показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок | 0 |
| |
Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа | 1 |
Не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения | 0 |
| |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 2 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
| |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок | 2 |
Допущены 3 – 4 речевые ошибки | 1 |
Допущено 5 и более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл: | 9 |
Примечание
Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.
Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки (по пятибалльной системе)
баллы | отметка |
8, 9, 10 | 5 |
6, 7 | 4 |
4, 5 | 3 |
1, 2, 3 | 2 |
2. Критерии оценки тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
3.Критерии оценки реферата.
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержа- нии реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Оценка 1 – реферат выпускником не представлен.
4.Критерии оценки вступительного сочинения
1. Правильно ли понята тема? Соответствует ли ей сочинение?
2.Какова главная мысль сочинения? Подчинены ли ей все части работы?
3.Соблюдаются ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
4.Доказательна ли главная мысль сочинения? Использован ли в сочинении конкретный литературный материал? Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? ''
5.Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема, привлекаемый для ее раскрытия фактический материал?
"ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.
4.Критерии оценки устного ответа по литературе
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Содержание учебного предмета
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.
Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистыйпонедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционногокрестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.(Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве
А. И. Куприна.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь итворчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос исуровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе иихтрагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии.Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя иучащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись извукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»), Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»), Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творче ства Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»(три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм.Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория л и т е р а т у р ы . Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанныепроизведения обязательны для изучения).«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии:
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.
(Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещалинам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Небродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь
уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага нэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведенияобязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские
мотивы»). Теория литературы. Фольклоризм литературы
(углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ,«Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовыбратья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление
темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандельштам и др.).Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).Тема революции и Гражданской войны в творчестве
писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы;«Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового герояэпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»;Тэффи. «Ностальгия»),
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «СергеюЕсенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижао сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира.
Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по-
эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева,
М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы
А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов:
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова,Л. Мартынова
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа.
Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория л и т е р а т у р ы . Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта-
теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская
многозначность названия повести. Необычность языка истиля Платонова. Связь его творчества с традициямирусской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы(развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...»,«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чемуодические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное ипрекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как темаахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.
Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы ВеликойОтечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смыслназвания поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда
времени и исторической памяти. Особенности жанра икомпозиции поэмы.
Теория л и т е р а т у р ы . Лирическое и эпическое впоэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомыйдо слез...» (указанные произведения обязательны для
изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)Культурологические истоки творчества поэта. Словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальнаяприрода эстетического переживания в стихотворенияхпоэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическаясимволика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама вконце XX — начале XXI века.
Теория л и т е р а т у р ы . Импрессионизм (развитиепредставлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество.(Обзор.)Стихотворения: «Моим стихам, написанным такрано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в ру-
ке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война. вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста впротивостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей. «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория л и т е р а т у р ы . Стихотворный лирическийцикл (углубление понятия), фольклоризм литературы(углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопеяо всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса Широта эпического повествования. Героиэпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии иромантика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургияК. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца«Дракон».Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка,стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в руслетрадиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов,Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др. «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика ихудожественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина,В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес
А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлымлетом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные вотечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович,Б. Зайцев,
М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.Авторская песня. Ее место в развитии литературногопроцесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора,
В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский, Жизнь итворчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Всятсуть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанныепроизведения обязательны для изучения).
«Втот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истокипобед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в
поэзии А. Твардовского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Традиции и новаторство впоэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво.,.».(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество, Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Т е о р и я литературы. Прототип литературногогероя (закрепление понятия). Житие как литературныйповествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В, Т. Шаламова, Жизненная достоверность, почти документальность«Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается ксостоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Новелла (закрепление понятия). Психологизмхудожественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»(или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последнийсрок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский.Стихотворения:«Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как стихотворнаяформа (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...»,(Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия«оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат какособая поэтическая вселенная. Развитие романтическихтрадиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов- Повесть «Обмен».«Городская» проза и повести Трифонова. Осмыслениевечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях
городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции
А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Т е о р и я литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть какжанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматическогопроизведения.)Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зиловакак художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финалапьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирскогопоэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев.,.», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарби одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудростипредков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Т е о р и я литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитиепредставлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц,Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу.«Дом, где разбиваютсясердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной изпьес по выбору учителя и учащихся.)«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия натрусские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над
сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревогаи растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии(Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе скраткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».Повесть«Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно
уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорноеизучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркийпредставитель «потерянного поколения». Трагическаяконцепция жизни в романе. Стремление героев романанайти свое место в жизни, опираясь нагуманистическиеценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя(особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Внутренний монолог (закрепление понятия).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
-основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов | Вид проводимой на уроке работы | Дата проведения урока | корректировка | ||
1 | Введение Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия | 1 | |||||
И.А.Бунин – 6 часов | |||||||
2 | Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» | 1 | |||||
3 | «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. | 1 | |||||
4 | Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско». | 1 | |||||
5 | Тема любви в рассказе «Чистый понедельник» | 1 | |||||
6 | Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | 1 | |||||
7 | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы | 1 | |||||
А.И.Куприн – 3 часа | |||||||
8 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся» | 1 | |||||
9 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» | 1 | |||||
10 | РР. Подготовка к сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна | 1 | |||||
М.Горький – 6 часов | |||||||
11 | А.М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. | 1 | |||||
12 | «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа | 1 | |||||
13 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы | 1 | |||||
14 | Три правды в пьесе М. Горького "На дне" | 1 | |||||
15 | Социальная и нравственно-философская проблематика пьесы. Смысл названия пьесы | 1 | |||||
16 | Письменная работа по творчеству М.Горького | 1 | |||||
Символизм – 3 часа | |||||||
17 | Русский символизм и его истоки | 1 | |||||
18 | В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений Брюсова | 1 | |||||
19 | ВН.ЧТ. лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый | 1 | |||||
Акмеизм – 3 часа | |||||||
20 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма | 1 | |||||
21 | Н.С. Гумилев. Слово о поэте | 1 | |||||
22 | Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева | 1 | |||||
Футуризм – 1 час | |||||||
23 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века | 1 | |||||
А.А.Блок – 4 часа | |||||||
24 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной даме» | 1 | |||||
25 | Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе | 1 | |||||
26 | Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге» | 1 | |||||
27 | Поэма "Двенадцать" и сложность ее художественного мира | 1 | |||||
Н.А.Клюев – 1 час | |||||||
28 | Вн.чт. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.Клюев. Жизнь и творчество | 1 | |||||
С.А.Есенин – 5 часов | |||||||
29 | Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!...», «Письмо матери» | 1 | |||||
30 | Тема России в лирике С.Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» | 1 | |||||
31 | Любовная тема в лирике С.А.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собака Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» | 1 | |||||
32 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст» | 1 | |||||
33 | Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | 1 | |||||
Литература 20-х годов XX века – 3 часа | |||||||
34 | Литературный процесс 20-х годов XX века | 1 | |||||
35 | Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов | 1 | |||||
36 | Поэзия 20-х годов XX века. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира | 1 | |||||
В.В.Маяковский – 4 часа | |||||||
37 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» | 1 | |||||
38 | Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» | 1 | |||||
39 | Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой» | 1 | |||||
40 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского | 1 | |||||
Литература 30-х годов XX века –1 час | |||||||
41 | Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы | 1 | |||||
М.А.Булгаков – 4 часа | |||||||
42 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» | 1 | |||||
43 | История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 | |||||
44 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа | 1 | |||||
45 | РР. Подготовка к сочинению по творчеству М.Булгакова | 1 | |||||
А.П.Платонов – 2 часа | |||||||
46 | Вн.чт. А.П.Платонов. Жизнь и творчество. | 1 | |||||
47 | Вн.чт. Повесть А.П.Платонова «Котлован»: обзор | 1 | |||||
А.А.Ахматова – 4 часа | |||||||
48 | Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…» | 1 | |||||
49 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родня земля», «Приморский сонет» | 1 | |||||
50 | Поэма А.А.Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта | 1 | |||||
51 | Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы | 1 | |||||
О.Мандельштам – 2 часа | |||||||
52 | О.Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта | 1 | |||||
53 | Трагический конфликт поэта и эпохи. «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» | 1 | |||||
М.Цветаева – 2 часа | |||||||
54 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину» | 1 | |||||
55 | Тема Родины. «Тоска по Родине!», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике А.Ахматовой, М.Цветаевой или О.Мандельштама | 1 | |||||
М.А.Шолохов – 8 часов | |||||||
56 | М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы» | 1 | |||||
57 | Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" | 1 | |||||
58 | Проблемы и герои романа «Тихий Дон» | 1 | |||||
59 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» | 1 | |||||
60 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» | 1 | |||||
61 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | 1 | |||||
62 | Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон» | 1 | |||||
63 | Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова | 1 | |||||
Литература 40-х – 60-х годов XX века – 3 часа | |||||||
64 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия | 1 | |||||
65 | Литература второй половины XX века. | 1 | |||||
66 | Поэзия 60-х годов | 1 | |||||
Литература 50-х – 90-х годов XX века – 2 часа | |||||||
67 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, | 1 | |||||
68 | В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев | ||||||
А.Т.Твардовский – 2 часа | |||||||
69 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины | 1 | |||||
70 | Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» | 1 | |||||
Б.Пастернак – 4 часа | |||||||
71 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. | 1 | |||||
72 | Основные темы и мотивы поэзии Б.Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» | 1 | |||||
73 | Вн.чт. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие | 1 | |||||
74 | Вн.чт. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие | 1 | |||||
А.И.Солженицын – 2 часа | |||||||
75 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. | 1 | |||||
76 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» | 1 | |||||
В.Шаламов – 1 час | |||||||
77 | Вн.чт. В.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция») | 1 | |||||
Н.Рубцов – 1 час | |||||||
78 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» | 1 | |||||
В.П.Астафьев – 2 часа | |||||||
79 | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба» | 1 | |||||
80 | Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» | 1 | |||||
В.Распутин – 2 часа | |||||||
81 | В.Г. Распутин. Нравственные проблемы повести "Последний срок" | 1 | |||||
82 | В.Г. Распутин. Нравственные проблемы повести "Последний срок" | 1 | |||||
И.Бродский – 1 час | |||||||
83 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» | 1 | |||||
Б.Окуджава – 1 час | |||||||
84 | Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики…», «Ты течешь, как река…». Искренность и глубина поэтических интонацией. «Когда мне невмочь пересилить беду…» | 1 | |||||
Ю.Трифонов – 1 час | |||||||
85 | Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» | 1 | |||||
Современная драматургия – 1 час | |||||||
86 | Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы | 1 | |||||
Литература народов России – 2 часа | |||||||
87 | Вн.чт. Из литературы народов России. Мустай Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…». | 1 | |||||
88 | «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта | 1 | |||||
Литература на современном этапе – 2 часа | |||||||
89 | Основные направления и тенденции развития современной литературы | 1 | |||||
90 | Проза «реализма» и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература | 1 | |||||
Зарубежная литература – 6 часов | |||||||
91 | Вн.чт. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». | 1 | |||||
92 | Вн.чт. Духовно – нравственные проблемы в пьесе «Дом, где разбиваются сердца» | 1 | |||||
93 | Вн.чт. Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического | 1 | |||||
94 | Вн.чт. Э.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» | 1 | |||||
95 | Вн.чт. Э.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя. | 1 | |||||
96 | Э. Ремарк. «Три товарища». Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. | 1 | |||||
97 | Проблемы и уроки литературы XX века | 1 | |||||
98 | Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. | 1 | |||||
99 | Тема исторической памяти, национального самосознания. | 1 | |||||
100 | Тема исторической памяти, национального самосознания | 1 | |||||
101 | Поиск нравственного и эстетического идеалов | 1 | |||||
102 | Человек и эпоха — основная проблема искусства.. | 1 | |||||
103 | Направления философской мысли столетия, отражения этих направлений в различных видах искусства | 1 | |||||
104 | Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп .XXвека | 1 | |||||
105 | Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XX века. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету
1. Основная учебная литература
1.Коровина, В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. (Базовый уровень). 10-11 классы. (Профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. - М. : Просвещение, 2010.
2.Лебедев, Ю. В. Литература. 11класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни : в 2 ч. / Ю. В. Лебедев. -М. : Просвещение, 2010.
2.Дополнительная учебная литература,
- Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа»
- Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»
- Бельская Л.Л. Литературные викторины – М.,«Просвещение»
- Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»
- Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»
- Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив»
- Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель»
- Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»
- Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
- Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти»
- Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»
- Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XXвека. 11 класс – М., «Просвещение»
- Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»
- .Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое сентября»
3.Оборудование и приборы
1.Компьютер
2.Принтер
3. Мультимедийный проектор
4.Дидактический материал
1.Тексты.
2.Презентации к урокам
5.Цифровые образовательные ресурсы
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс.
2.Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.
3.Литература. Мультимедийный курс. 5-11 классы.
4.Золотой фонд поэзии. Россия, ХIХ век. Романтизм.
5.«Пушкин в зеркале 2-х столетий»
6.Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
5.http://lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
6.http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала
7.http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
8.http://kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы
9.http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев
10.http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека
11.http://www.uroki.net/index.htm. - Уроки.нет
Предварительный просмотр:
Перечень на 2015-2016 учебный год.
1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса по программе В.Я.Коровиной.
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе для 10 класса по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе, 5 класс, по авторской программе В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе. Образовательная область: «Филология». Основное общее образование, 5 класс. Составлена на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. П...
Рабочая программа по литературе, 8 класс, по авторской программе В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы по литературе основного общего образования; авторской программы под редакцией В. Я. Ко...
Рабочая программа по литературе, 11 класс, по авторской программе В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе. Образовательная область: «Филология». Среднее общее образование, 11 класс. Составлена на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. П...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...