"Как день светла, но непонятна..." Урок по рассказу И.Бунина "Роман горбуна".
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Данная разработка представляет собой конспект внеклассного урока по творчеству И.Бунина. Разработкой урока может быть полезна учителям литературы, работающим в 9-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roman_gorbuna.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как день светла, но непонятна…»
(урок по рассказу И.А.Бунина «Роман горбуна» с использованием технологии РКМЧП)
Цель: привлечь обучающихся к чтению классической литературы, учить принимать решения и отстаивать их.
Задачи: развивать умение анализировать текст,
воспитывать активную жизненную позицию,
развивать критическое мышление учащихся.
Оборудование:
подготовленные тексты рассказа
презентация к рассказу «Роман горбуна» И. Бунина
музыкальное сопровождение (Шарль Азнавур «Вечная любовь»).
ХОД УРОКА
1. Предварительная беседа. Стадия мотивации.
Темой нашего урока я взяла сегодня небольшое стихотворение А.М.Горького
«Как день светла, но непонятна,
Вся явь, но как обрывок сна,
Она приходит с речью внятной,
И вслед за ней всегда весна…»
И хотя на дворе осень, но сегодня мы будем говорить о вечном, о том чувстве, которое не подстраивается ни под время года, ни под цвет кожи и национальность человека. Рано или поздно, оно приходит ко всем. И вы, конечно, догадались, что я говорю о любви. Автором произведения, которое мы будем рассматривать, является величайший писатель России XXвека – Иван Алексеевич Бунин. В этом знаменательном году, который в России отмечается как Год литературы, И.А.Бунину отмечается юбилейная дата – 145-летие со дня рождения.
Каждому из нас хорошо знакомы эти строки:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
За сборник лирических стихотворений, который неизменно открывался именно этим стихотворением «Листопад», совсем еще юный Бунин был удостоен самой высокой литературной награды – Пушкинской премии. А потом были повести о вымирающих помещичьих усадьбах, сборник рассказов «Темные аллеи» и автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», за который в 1933 году Бунину была присвоена престижная Нобелевская премия. Первому русскому писателю. «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Действительно, кто же еще более красиво и просто скажет об осени:
«Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето – осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег…». («Антоновские яблоки»)
Но сегодня наш разговор о рассказе, вошедшем в сборник так называемых «крохоток, написанных в 1930 году.
Беседа перед прочтением рассказа
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного, прекрасного?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?
- А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?
Итак, я наконец-то называю вам это произведение - «Роман горбуна». О чем он, как вы думаете?
- Как вы думаете, в данном случае «роман»- это роман жанр или роман - отношение?
- А что такое для вас любовь?
Медленное чтение с остановками и осмысление прочитанного.
- Давайте прочитаем этот рассказ, используя чтение с остановками. Проверим наши предположения.
Чтение первой части рассказа
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
- Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопросов к автору?
- Горбун и любовное письмо… необычно.
- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
Чтение второй части рассказа
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
- Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?)
- Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…)
- Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет.)
- Когда и где должна состояться встреча. Почему там?
- Настораживает письмо?
Предположите, как отреагирует горбун?
Чтение третьей части рассказа
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь!
- Оказывается – первое письмо! Первое свидание…
- Что испытывает человек, собираясь на первое свидание?
В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.
- А почему – рокового часа?
- Давайте обратим внимание на цвета: серый, лиловый, сиреневые, фиалки.
- Какой оттенок превалирует? (Холодные тона, безнадежность, неуверенность…)
Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.
Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.
- Как вы думаете, будет ли то самое счастье? (Нет…)
- Но он ведь его предвкушает, ждет.
- Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет? (Роковой час, грозно, содрогнулся, страхом.)
Есть ли уверенность в счастливой развязке?
Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг… оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой…
- Как думаете, почему же оцепенел? Ваши мысли? (Кто-то, кого он не ожидал увидеть… Ослепительная красавица, Старая знакомая)
- Чехов сказал в одном из своих рассказов написал: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что могло быть дальше.
Учащиеся высказывают предположения.
Горбунья… Беспощаден кто-то к человеку!
- Ожидали ли вы такого поворота?
- И по новому мы читаем слова письма: «молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…»
- В чем могло проявиться родство душ?
Стадия рефлексии
Что означают последние слова рассказа? (Разочарование горбуна. Страшная безысходность и грусть…) В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями…
- Вернемся к заглавию:
- А был ли роман? (Похоже, что нет.)
- Но присутствует ли любовь? (Да.)
Когда я готовилась к нашему уроку, то нашла вот такое продолжение рассказа. Его написала одна девочка, которая не захотела мириться с печальной безысходностью рассказа:
Когда закат алел вдали,
То в этом розовом сиянии
Два силуэта вместе шли
Из сквера к дому со свидания.
Два одиночества смогли
Найти друг в друге утешение,
Поверьте, счастливы они.
Остались в прошлом все сомнения.
Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Чтобы вам легче было еще раз погрузиться в атмосферу рассказа, предлагаю послушать песню «Вечная любовь» в исполнении Шарля Азнавура (учащиеся случают песню и пишут синквейн)
Домашнее задание: прочитать рассказы Бунина из цикла «Темные аллеи» (2-3 по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "От улыбки хмурый день светлей"
ОТ УЛЫБКИ ХМУРЫЙ ДЕНЬ СВЕТЛЕЙ...Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.Пр...
Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления
Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...
Внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо (анализ рассказа И.Бунина"Роман горбуна)
Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Каждому педагогу хочется видеть своих учеников самостоятельными и инициативным, стр...
презентация к рассказу И.А.Бунина "Роман горбуна"
Внеклассное занятие по литературе по рассказу И,А,Бунина "Роман горбуна". На занятии используется чтение с остановками....
Чтение и анализ рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"
Учеников можно научить находить в тексте выразительные средства языка, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» учени...
Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование технологии развития критического мышления.
Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование методических приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановками, древо предсказаний, инсе...
Презентация к открытому уроку по литературе по рассказу И. А. Бунина "Роман горбуна"
Данный материал направлен на осмысление текста рассказа И. А. Бунина "Роман горбуна", что способствует лучшему восприятию авторского текста....