Урок литературы в 6 классе "Ода спорту"в рамках проекта "Образование. Сочи 2014"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы "Ода спорту" разработан в рамках проекта "Образование. Сочи 2014" и проведён в 6 классе в декабре 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._6_kl._oda_sportu.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайрутдинова Маргарита Ильинична,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №52» г. Казани
Урок литературы в 6 б классе в рамках проекта «Образование. Сочи 2014»
Тема: Ода спорту.
Цель урока: закрепить изученные на предыдущем уроке понятия «послание», «гимн»; дать представление о жанре оды на примере «Оды спорта» Пьера Кубертена; развивать творческие способности учащихся при составлении собственных поэтических сочинений, посвященных предстоящей Олимпиаде в Сочи, с соблюдением жанровых особенностей; воспитывать чувство гордости за российский спорт.
Ход урока
1. Слово учителя. Мы продолжаем разговор о гимне как одном из жанров лирики. Давайте вспомним, что такое гимн.
Ответ: Гимн – торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события; гимн – один из жанров лирики.
2. Слово учителя. Мы знаем, что государственный гимн имеет каждая страна; есть гимн студенчества, гимн физкультурников, гимн олимпиады… Можно использовать это слово и в переносном значении.
Посмотрите на доску: наслаждение, зодчий, справедливость, вызов, благородство, радость, плодотворность, прогресс, мир.
Как вы думаете, чему или кому в ХХ веке могло быть посвящено произведение, в котором ключевыми являются данные слова?
Ответ. Все эти слова взяты из «Оды спорту», которая была написана основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном. В 1912 году на конкурсе искусств, посвященном олимпийскому движению она была удостоена высшей награды – золотой медали. Сегодня «Ода» по-прежнему считается самым лучшим гимном спорта.
Ода – это стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица.
3. Все мы знаем об Олимпиаде в Сочи. Этого события ждет вся наша страна. Это «игры, которые мы заслужили вместе с тобой». Так поётся в гимне Сочинской олимпиады, написанном еще четыре года назад, как только стало известно, что она состоится в России. Давайте послушаем его.
4. Звучит гимн в испольнении звезд российской эстрады: Валерии, Ф. Киркорова, Д. Билана, С. Ротару и др.
Слово учителя. А теперь прослушаем гимны, сочиненные в честь предстоящей Олимпиады нашими одноклассниками (проверка домашнего задания). И начнем мы с работы, написанной в подражание Пушкину, но прежде вспомним, что такое послание.
Ответ: Послание – стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому- нибудь лицу (лицам).
Кому адресовал свои послания юный Пушкин, когда учился в лицее?
Ответ: Сестре Ольге, к которой поэт относился с большой симпатией и любовью («Сестре»), Ивану Пущину, самому близкому товарищу (стихотворное поздравление «К Пущину (4 мая)», лицеисту Павлу Юдину («Послание к Юдину»).
1. Подражание Пушкину
Любезный олимпиец! Спортсмен мой дорогой! Придёт к тебе победа С открытою душой. С победой обнимися И бывшего врага Прогнать не торопися | С парадного крыльца. Он гость без этикета, Не требует привета Победной суеты. Прими ж его лобзанья И мирные желанья Спортивной чистоты! (Мунирова Рената) |
2. Подражание гимну России
Россия – спортивная наша держава!
Россия – великая наша страна!
Вечная слава нашим спортсменам
За вашу победу во все времена! (Сафин Марат)
3. Наши спортсмены – сильнейшие в мире!
Золотые медали текут к нам рекой.
Славьтесь, спортсмены наши родные,
Старайтесь для Родины нашей святой! (Капков Тимофей)
4. Россия – спортивная наша держава!
Россия – великая наша страна!
Вперед за победой! Рекорды и слава –
Твоё достоянье на все времена! (Искандаров Ильшат)
5. Россия – спортивная наша держава!
В ней много фанатов, болеющих славно.
Давайте же крикнем: «Вперёд, в город Сочи!
Вперёд, за победой! Мы любим вас очень!»
(Бикбулатова Камилла, Бахтиярова Сабина)
Слово учителя. Камилла сейчас на соревнованиях по синхронному фигурному катанию на коньках, которым она занимается с 7 лет. Ее команда называется «Зилантики», в основном составе 16 человек и 4 запасных. В начале и в конце сезона команда ездит в Москву. Чтобы добиться успеха, фигуристки тренируются 7 раз в неделю. «Это сложно, я очень часто не высыпаюсь, но мне нравится», - сказала Камилла и оставила нам видеосюжет, снятый совсем недавно в Москве на соревнованиях на кубок России. Давайте посмотрим это выступление.
Видеосюжет.
Слово учителя. Правда, замечательно выступила наша Камилла в составе своей команды? Что же надо делать, чтобы стать настоящим спортсменом? Ответ на этот вопрос вы услышите от ваших одноклассников.
6. Подражание посланию Спорт, здоровье и закалка – Это лучшие друзья. Будь спортивным и здоровым, Ешь побольше чеснока! Делай утром ты зарядку, Бегай, прыгай и скачи! | Много кушай витаминов И побольше пей воды! Люди! Спортом занимайтесь! Спорт – ведь это ваша жизнь! Сделай жизнь разнообразной! Это вам сказали мы! (Ахметзянова Аида, Гут Евгений) |
Слово учителя. Это были дружеские наставления от людей, не занимающихся спортом. А что же могут сказать профессионалы? На нашем уроке сегодня присутствует настоящая спортсменка, волейболистка Доронина Ольга Александровна – мама вашей одноклассницы Софии. Давайте проведем пресс-конференцию, посвященную спорту и Олимпиаде в Сочи, тем более что у нас в классе есть будущие журналисты.
Ученики. Как вы пришли в спорт? Не мешает ли занятие спортом личной жизни? Какие спортивные награды вы имеете?
Слово учителя. Поблагодарим нашу гостью за замечательный рассказ о себе и спорте и подарим ей и всем нашим олимпийцам свои гимны.
7. Подражание гимну России
Россия – великая наша держава!
Россия – спортивная наша страна!
Вечная слава нашим спортсменам,
Идущим смело к рекордам, победам!
Сочи, вперёд! Россия, вперёд!
Только победы ждёт наш народ!
Самые лучшие наши спортсмены,
Побольше медалей желаем вам все мы!
(Доронина София, Хидиятулин Эмиль)
8. Россия – спортивная наша держава!
Россия – великая наша страна!
Здоровая, сильная, нами любимая,
Спорт для России важен всегда!
Здоровья и счастья нашим спортсменам –
Крепким и сильным везде и всегда!
Мы ждём завоёванных в Сочи медалей,
Каких мир не видел ещё никогда!
(Зарипова Камилла, Мухаметзянова Розалия, Яковлева Кира)
Слово учителя. Вы все молодцы! Ваши стихотворные произведения стали для нас сегодня своеобразной Одой спорту. Они были написаны в подражание гимну нашей страны, но все они искренние и настоящие, потому что вы сочиняли их в честь наших спортсменов и посвящали будущим победам на Олимпиаде в Сочи.
Какое спортивное событие происходило недавно в нашем городе?
Ответ. Универсиада.
Хочу прочитать вам стихотворение, созданное в честь этого события. Его автор – ученик 7 б класса нашей гимназии.
9. Праздник спорта
Пусть не атлет я, не пловец, не хоккеист,
И школа мне пока семья.
Со спортом буду я дружить.
Казань спортивная! Ты Родина моя!
Был праздник спорта – Универсиада.
Трибуны всех дворцов были полны.
И зрителям была награда –
Победы золото у наших на груди.
Огонь олимпийский по странам шагал,
И в Сочи его встречаем.
Успех долгожданный сопутствовал нам,
Его мы не потеряем!
Весь Сочи сияет олимпийским огнём,
И ночью здесь станет ярче, чем днём.
И лучше места не ищите,
Ведь всё равно вам не найти.
Спортсмены мира, трепещите!
Россия будет впереди!
(Спорышев Клим, 7 б)
Слово учителя. Предлагаю послушать еще один гимн, который, по мнению пользователей Интернета, признан самым лучшим гимном Олимпиады в Сочи 2014. Исполняет его Лиза Лукашина.
Слово учителя. Спасибо всем. И нашей гостье, и нашим юным поэтам, чьи гимны стали настоящей Одой спорту. Мы гордимся нашими спортсменами и верим в победу российского спорта.
Домашнее задание: написать сочинение по личным впечатлениям о сегодняшнем уроке.
Звучит песня в исполнении А.Пахмутовой и Н.Добронравова в исполнении М.Магомаева «Мы верим твердо в героев спорта» (1972 г.)
Сочинение по личным впечатлениям.
Встреча с настоящим спортсменом.
Впервые к нам на урок литературы пришла настоящая спортсменка. Это было восхитительно!
Мои одноклассники, совсем как взрослые, задавали Ольге Александровне вопросы, касающиеся ее спортивной деятельности. А наша гостья нам отвечала. И отвечала не как детям, а как будто разговаривала со взрослыми людьми. Много нового и интересного узнали мы о ней.
Спортсменка рассказала нам о том, что волейбол – это сложная командная игра, что в команде все связаны. Объяснила, чем отличается спортсмен-профессионал от обычного спортсмена. Еще сообщила о том, что ее родители тоже были спортсменами, именно они и привели ее в профессиональный спорт.
«Однажды отец привел меня в спортивную школу, где сам когда-то тренировался. А там дети, примерно вашего возраста, так здорово играли в волейбол! К нам с отцом подошел тренер и тут же взял меня в команду. Меня даже не спросили, хочу ли я этого», – делилась своими воспоминаниями известная волейболистка, которая занимается спортом уже двадцать лет.
Мы ее спросили также и про личную жизнь, и про самые дорогие ей спортивные награды – медали, кубки и призы.
Мне очень понравился наш урок. Я впервые брала интервью у самой настоящей спортсменки, встреча с которой запомнится мне на всю жизнь.
(Салахиева Алина, 6 б класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочи 2014,виды спорта,строительство,талисманы.
Виды спорта,строительство спортивных сооружений, талисманы олимпийскиих и параолимпйских игр....
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (урок литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС)
Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе по программе Г.И.Беленького....
Олимпийский урок в рамках поддержки Зимней 22 олимпиады в Сочи 2014
Презентация "Олимпийские игры. Сочи2014"...
Использование ИКТ на уроках литературы в старших классах в рамках изучения темы "Лирика А.С. Пушкина"
Презентация по теме "Лирика А.С. Пушкина"...
Спорт против наркотиков (Навстречу Сочи 2014)
Материал можно использовать для классных часов...
Урок литературы в 7 классе в рамках ФГОС по теме "И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий"
Данный урок разработан на основе программы по литературе для 7 класса Г.С.Меркина, ориентирован на умение анализа и интерпретации художественного текста. Учащиеся на уроке получат возможность совершен...
Конспект урока зимние виды спорта "Сочи 2014" 2 класс
Данный конспект урока создан для изучения лексики во 2 классе по теме "Зимние виды спорта"...