Урок литературы в 7 классе в рамках ФГОС по теме "И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный урок разработан на основе программы по литературе для 7 класса Г.С.Меркина, ориентирован на умение анализа и интерпретации художественного текста. Учащиеся на уроке получат возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stikhotvorenie_v_proze.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Стихотворение в прозе. И.С.Тургенев «Нищий»
Ход урока.
Орг. момент. Приветствие класса.
- Оставьте, пожалуйста, место для темы урока.
Предлагаю начать наш урок с анализа двух текстов, которые лежат перед вами.
- Дайте характеристику каждому тексту с точки зрения принадлежности его к роду литературы. (слайд )
- Но сначала вспомните роды литературы. Назовите их. (лирика, драма, эпос)
Ответы уч-ся
Итак. К какому роду литературы, по-вашему, относится каждое произведение?
Ответы уч-ся
- А ведь первое произведение тоже относится к лирике. Это тоже стихотворение… но в прозе.
Уже в своем названии оно сочетает противоположные начала – стихотворение и прозу.
- Как вы думаете, чем отличаются друг от друга эти два текста? Что у них общего?
Я решила вам помочь. На парте найдите список характерных признаков лирического стихотворения и прозаического произведения. Через 4 минуты вы назовете признаки лирического произведения и признаки прозаического произведения.
Работаем в группах по 4 человека.
Ответы уч-ся Первая группа называет один признак, вторая – второй и т.д. (представители групп записывают свой признак на доске)
Признаки лирического стихотворения | Признаки прозаического произведения |
|
|
- Сравним (слайд)
- Так что же такое стихотворение в прозе?
Ответы уч-ся
(Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме)
- Записываем в тетрадь определение.
__________________________________________________________________
- Итог работы.
- Теперь, когда вы узнали о стихотворениях в прозе почти все, можно подвести предварительные итоги первого знакомства с жанром.
- О чем мы говорили? Что сравнивали? К какому выводу пришли?
- Можем ли мы определить тему нашего урока?
Ответы уч-ся
Стихотворение в прозе
- Запишите в тетрадь
- Просмотр видеофильма
- Какие чувства вызвали у вас эти кадры? Что их объединяет?
Ответы уч-ся
- Можем ли мы сказать, что эта тема актуальна во все времена?
- А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».
- Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своими впечатлениями.
- Чтение стихотворения
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Работаем в парах. Предлагаю воспользоваться «подсказкой» . (показываю) (2-3 мин.)
Ответы уч-ся
- Сможете ли вы создать подобное произведение?
- Как же Тургеневу удалось своим стихотворением затронуть наши чувства?
- Работая в группах, попробуем в тексте стихотворения найти изобразительно-выразительные средства, помогающие автору создать такой яркий пример милосердия, сострадания.
- Но сначала вспомним изобразительно-выразительные средства.
Ответы уч-ся
- Не забудьте инверсию, аллитерацию, риторическое восклицание.
- Работа в группах (Змейка) (каждая группа – одно средство)
(Эпитеты: воспаленные, слезливые глаза, шершавые лохмотья, мычал о помощи, несчастное существо, трепетная рука
Метафоры: обглодала бедность,
Инверсия: меня остановил, безобразно обглодало, прошамкал он
Звукопись – аллитерация: нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, н
4-5 минут
Ответы уч-ся
- Вернемся к теме урока. Допишем ее. (?) Стихотворение в прозе. И.С.Тургенев «Нищий»
- А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.
Карта самоанализа
Я на сегодняшнем уроке…
Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл | Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями | Был активен | Грамотно формулировал ответы на вопросы | Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы |
Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.
( В это время выставляю оценки за урок)
- Хочется закончить урок вопросом: Чему нас учит это произведение? (Оно нас учит доброте. Каждый в жизни может оказаться на месте как богатого, довольного жизнью человека, так и бедного, всем обделённого. И, если у тебя в жизни сейчас всё хорошо, не стоит забывать о тех, кому плохо, и по возможности им нужно помогать, так как неизвестно, как сложится и твоя жизнь в дальнейшем).
Дома: Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».
Резервное задание: Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Урок в 5 классе в рамках ФГОС
Урок по теме словосочетание по учебнику С.И.Львовой в 5 классе + презентация...
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Тема урока: Строение клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: изучить строение клетки, выя...
разработка урока в 8 классе в рамках ФГОС
Предмет: химияКласс: 8Тема: Растворение. Растворимость веществ в воде.Тип урока: изучение нового материалаЦель урока:- образовательная:1)формировать представление о солях как производных кислот;2)позн...
Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"
Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....
Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"
Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....
разработка урока в 8 классе в рамках ФГОС
Урок по теме "Массовая доля элемента в соединении" в рамках ФГОС...