Урок литературы в 7 классе в рамках ФГОС по теме "И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ерофеева Альбина Владимировна

Данный урок разработан на основе программы по литературе для 7 класса Г.С.Меркина, ориентирован на умение анализа и интерпретации художественного текста. Учащиеся на уроке получат возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stikhotvorenie_v_proze.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихотворение в прозе. И.С.Тургенев «Нищий»

Ход урока.

Орг. момент. Приветствие класса.

  1. Оставьте, пожалуйста, место для темы урока.

Предлагаю начать наш урок  с анализа двух текстов, которые лежат перед вами.

  • Дайте характеристику каждому тексту с точки зрения принадлежности его к роду литературы.  (слайд )

  • Но сначала вспомните роды литературы. Назовите их. (лирика, драма, эпос)

 

Ответы уч-ся

Итак. К какому роду литературы, по-вашему, относится каждое произведение?

Ответы уч-ся

  • А ведь первое произведение тоже относится к лирике. Это тоже стихотворение… но в прозе.

Уже в своем названии оно сочетает противоположные начала – стихотворение и прозу.

  • Как вы думаете, чем отличаются друг от друга эти два текста? Что у них общего?

Я решила вам помочь. На парте найдите список характерных признаков лирического стихотворения и прозаического произведения. Через 4 минуты вы назовете признаки лирического произведения и признаки прозаического произведения.

Работаем в группах по 4 человека.

Ответы уч-ся  Первая группа называет один признак, вторая – второй и т.д. (представители групп записывают свой признак на доске)

Признаки лирического стихотворения

Признаки прозаического произведения

  1.  небольшой объём;
  2. часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
  3. обычно бессюжетная композиция;
  4. преобладание лирического начала (1 л.);
  5. повышенная эмоциональность стиля;
  6. круг образов, мотивов и тем, характерных для поэзии;
  7. выражение субъективного впечатления или переживания.
  1. графическое оформление;
  2.  отсутствие ритма;
  3.  отсутствие рифмы.

  • Сравним  (слайд)

  • Так что же такое стихотворение в прозе?

Ответы уч-ся

(Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме)

  • Записываем в тетрадь определение.

__________________________________________________________________

  1. Итог работы.
  • Теперь, когда вы узнали о стихотворениях в прозе почти все, можно подвести предварительные итоги первого знакомства с жанром.
  • О чем мы говорили? Что сравнивали? К какому выводу пришли?
  • Можем ли мы определить тему нашего урока?

Ответы уч-ся

Стихотворение в прозе

  • Запишите в тетрадь

  1. Просмотр видеофильма

  1. Какие чувства вызвали у вас эти кадры? Что их объединяет?

Ответы уч-ся

  • Можем ли мы сказать, что эта тема актуальна во все времена?
  • А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».
  • Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своими впечатлениями.
  1. Чтение стихотворения
  • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
  • Работаем в парах. Предлагаю воспользоваться «подсказкой» . (показываю) (2-3 мин.)

Ответы уч-ся

  • Сможете ли вы создать подобное произведение?
  • Как же Тургеневу удалось своим стихотворением затронуть наши чувства?

  • Работая в группах, попробуем в тексте стихотворения найти изобразительно-выразительные средства, помогающие автору создать такой яркий пример милосердия, сострадания.
  • Но сначала вспомним изобразительно-выразительные средства.

Ответы уч-ся

  • Не забудьте инверсию, аллитерацию, риторическое восклицание.
  1. Работа в группах (Змейка) (каждая группа – одно средство)

(Эпитеты: воспаленные, слезливые глаза, шершавые лохмотья, мычал о помощи, несчастное существо, трепетная рука

 Метафоры: обглодала бедность,

Инверсия: меня остановил, безобразно обглодало, прошамкал он

Звукопись – аллитерация: нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, н

4-5 минут

Ответы уч-ся

  1. Вернемся к теме урока. Допишем ее. (?) Стихотворение в прозе. И.С.Тургенев «Нищий»

  1. А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Карта самоанализа

Я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Был активен

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

( В это время выставляю оценки за урок)

  1. Хочется закончить урок вопросом: Чему нас учит это произведение? (Оно нас учит доброте. Каждый в жизни может оказаться на месте как богатого, довольного жизнью человека, так и бедного, всем обделённого. И, если у тебя в жизни сейчас всё хорошо, не стоит забывать о тех, кому плохо, и по возможности им нужно помогать, так как неизвестно, как сложится и твоя жизнь в дальнейшем).

Дома: Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

Резервное задание: Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Урок в 5 классе в рамках ФГОС

Урок по теме словосочетание по учебнику С.И.Львовой в 5 классе + презентация...

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить  строение клетки, выя...

разработка урока в 8 классе в рамках ФГОС

Предмет: химияКласс: 8Тема: Растворение. Растворимость веществ в воде.Тип урока: изучение нового материалаЦель урока:- образовательная:1)формировать представление о солях как производных кислот;2)позн...

Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"

Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....

Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"

Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....

разработка урока в 8 классе в рамках ФГОС

Урок по теме "Массовая доля элемента в соединении" в рамках ФГОС...