Урок литературы в 5 классе"Раздумья о судьбе народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
имени М.Ю. Лермонтова г.Липецка
Урок литературы в 5 классе
«Раздумья о судьбе народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге».
Разработала
Учитель литературы
Гончарова Т.И.
Липецк
2015
Цели урока: познакомить учащихся с личностью поэта Н.А.Некрасова; познакомить учащихся с произведением «На Волге»; совершенствовать навык выразительного чтения; формировать навык анализа стихотворного произведения; закрепить в сознании учащихся мысль о недопустимости насилия одного человека над другим.
Тип урока: урок чтения и изучения.
Оборудование:
- Литература. 5 класс. Авторы-составители: Коровина В.Я. и др.:М.- «Просвещение.-2012.
- Литература. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Коровиной В.Я. и др. Авторы-составители: Карасева И.В., Пташкина В.Н. – Волгоград. – «Учитель». – 2010.
- Портрет Н.А.Некрасова.
- Репродукция картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Ход урока
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
Н.А.Некрасов
1. Организационный момент:
- Сообщение темы и цели урока;
- Оформление записей в тетради.
2. Основная часть урока.
1) Проверка домашнего задания:
- Сообщение о Н.А.Некрасове (1 человек у доски, индивидуальный опрос).
- Как вы понимаете слова эпиграфа? (Беседа с классом.)
2) Словарная работа (слова написаны на доске):
- Крепостные.
Крепостное право – общественный строй, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к земле и принадлежищих ему крестьян.
- Бурлак – в старину: рабочий в артели, которая тянет суда бечевой.
- Ярмо. 2.перен. Бремя, тяжесть, иго (высок.).
3) Слово учителя:
Недалеко от Грешнева, родового имения Некрасовых, проходил Сибирский тракт (большая наезженная дорога, устар.). Бывая там, будущий поэт часто наблюдал за закованными в кандалы каторжанами, прислушивался к рассказам о тяжелой жизни простых людей.
- Из истории написания стихотворения «На Волге» (индивидуальный опрос).
4) Работа над репродукцией картины художника Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Художник, создавая картину, не знал стихотворения Н.А.Некрасова.
- Как удалось передать тяжесть труда бурлаков при помощи красок и холста? (Беседа с классом.)
5) Изучение стихотворения «На Волге». (Словарная работа ведётся при анализе произведения.)
- О чем поэт рассказывает в первой строфе?
- Поясните слова:
О Волга! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
- Найдите во второй строфе слова, характеризующие реку.
- Что привлекло внимание поэта? (Третья строфа)
- Какими предстали бурлаки взору поэта?
- Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации (пятая строфа).
- Как меняется отношение поэта к Волге после того, как он услышал разговор мужчин?
- Как теперь Некрасов называет великую реку? Каково его отношение к реке после увиденного?
- Что и чему противопоставлено в стихотворении Н.А.Некрасова?
- К какому выводу приходит поэт в клонце стихотворения?
6) Работа с эпиграфом к уроку.
7) Сравнить репродукцию картины Репина и стихотворение Некрасова.
Переданы величавость, терпение, трудолюбие русских людей.
8) Конкурс чтецов. Работа в группах.
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание:
- рассказ о поэте;
- выучить отрывок наизусть.
5. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72188.jpg)
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-35784-1391707842.jpg)
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128437-1350797385.jpg)
Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».
Урок-анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» как раздумья поэта об острых вопросах современности, определение своеобразия...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650979-1438093858.jpg)
Конспект урока по литературе в 5 классе "Н.А.Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа".
Цели:1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотвор...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/24/picture-71416-1598247854.jpg)
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-733237-1452330192.jpg)
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Н.А. Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа"
Цели:1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического гер...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/10/picture-945793-1505027759.jpg)
Проектная работа по литературе в 5 классе по теме «Образ Волги в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге»
Для использования на уроках литературы в 5 классе...