Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Н.А. Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цели:
1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;
2) Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;
3) Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.
Форма урока: беседа
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» (проектор)
Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_lit_nekrasov.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 «А» классе
Тема: « Н.А.Некрасов «На Волге». Раздумья о судьбе народа ».
Цели:
- Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;
- Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;
- Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.
Форма урока: беседа
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» (проектор)
Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.
Ход урока:
- Краткий рассказ о поэте.
Н.А.Некрасов родился, как и Н.В.Гоголь, на Украине, в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство Николая Некрасова прошло в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел все ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков, тянущих гружёные баржи на Волге. Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с замечательным образом матери. Это была образованная и добрая женщина. В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в Ярославле, там он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова, сам стал писать стихи.
В 1838 году, не закончив Ярославской гимназии, оставив в деревне под Ярославлем, где прожил семнадцать неполных лет, нежно и горячо любимую мать, которую больше никогда не увидит, взял с собой тетрадку своих стихов и 150 рублей и отправился учиться в Петербург, в университет. Поэт не подчинился отцу, желавшему, чтобы сын поступил в военное учебное заведение – Дворянский полк. За это он был лишён материальной поддержки со стороны отца. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. Н.Некрасов стал вольнослушателем Петербургского университета, а чтобы достать денег на проживание, давал уроки, писал неграмотным письма и прошения, составлял объявления и афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили, всё равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя.
Кто бы подумал, что вот этот вечно дрожащий от холода и голодный юноша через 20 лет станет состоятельным господином, известным поэтом. Но ничего не свалилось с неба. 20 с лишним лет упорного труда и, конечно талант. Талант не бывает без воли. Н.Некрасов стал большим поэтом и выдающимся журнальным редактором. Под его руководством выходил журнал «Современник», затем – «Отечественные записки». Некрасов первый открыл читателям Достоевского и Толстого, напечатав их первые художественные произведения. Некрасов писал молодому Толстому: «Вы ещё больше сделаете, когда поймёте, что в нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных».
Героями некрасовской поэзии стали крестьянские дети и крестьянские женщины, петербургский нищий люд и волжские бурлаки, ямщики и каторжники. Многими это было принято с отвращением («фу, как можно!»), но многими с восхищением. Белинский, услышав одно из стихотворений Некрасова («В дороге»), воскликнул: «Да знаете ли Вы, что вы поэт – и поэт истинный?»
- По-разному относятся сейчас к поэзии Некрасова. Не всем понятны чувства поэта, с какими он защищал беднейших, обиженных и оскорблённых. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Некрасова (достаточно сложным). А с какими стихотворениями поэта вы уже знакомы? Давайте почитаем отрывки из этих произведений, посмотрим на ваши рисунки.
На доске записаны названия некоторых произведений Некрасова:
«Крестьянские дети»
«Зелёный Шум»
«Дедушка Мазай и зайцы»
«Коробейники»
«Мороз, Красный нос»
«Размышления у парадного подъезда»
«Железная дорога»
«Русские женщины»
«На Волге»
«Кому на Руси жить хорошо» (поэма)
Дети читают наизусть известные им отрывки из стихотворений Некрасова.
- Чтение стихотворения «На Волге» учителем.
- Беседа по вопросам:
- Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? Понятно ли вам, о чём оно?
- Можно ли стихотворение разделить на части? Почему?
- Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувства восторга и восхищения русской рекой? (величава, колыбель моя, родная река)
- Прочтите ту часть, где волжский пейзаж оказался противопоставленным всем остальным. В чём выражается это противопоставление? ( Я не узнал реки родной: «с трудом ступает на песок моя нога», «прибрежных птиц знакомый крик зловещ, пронзителен и дик», «горько рыдал», «назвал рекою рабства и тоски»
Запись в тетради:
Волжский пейзаж Волжский пейзаж
до встречи с бурлаками после встречи с бурлаками
- Какие чувства испытал мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова поразили мальчика и показались непонятными? (Сравним изображённых в стихотворении бурлаков с изображёнными на картине И.Репина «Бурлаки на Волге»)
- Какие изобразительные средства использует поэт? Вспомните, что такое эпитет? Найдите эпитеты в стихотворении, описывающие Волгу, бурлаков (величава, река рабства и тоски, похоронный крик, угрюмый, изнеможённые черты, спокойно-безнадёжный взор, унылый, сумрачный бурлак).
- Что думает поэт о судьбе бурлаков и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?
- Заключительные слова учителя: Многие стихи Н.А.Некрасова стали песнями, вдохновили художников и композиторов. Ф.М.Достоевский сказал на могиле Н.Некрасова, что по своему таланту он не ниже Пушкина. Я думаю, что и среди вас, ребята, будут те, кто проникнется искренними чувствами поэта, полюбит его стихи.
Домашнее задание (по выбору):
- выучить наизусть отрывок из стихотворения;
- ответить письменно на вопрос 3 или 4 в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество
Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...
Конспект урока по литературе в 5 классе "Н.А.Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа".
Цели:1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотвор...
Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...
Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"
Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"...
- Мне нравится (1)