Урок литературы в 5 классе. Тема: «Есть женщины в русских селениях».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Н. Некрасова;
• у них формируются читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;
• формируются навыки анализа лирического текста;
• учатся высказывать свое отношение к прочитанному;
• воспитывается чувство любви к русской поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Тема: «Есть женщины в русских селениях»
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Форма работы: парная.
Планируемые результаты:
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают отрывок из поэмы, объясняют свое отношение к нему, находят сравнения, описания и эпитеты в тексте; рассказывают о чувствах и зрительных образах , которые вызвало произведение.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознано о произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; сопоставляют полученные ответы.
Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Оборудование: компьютер, программа Skype, мультимедийная презентация, лексические онлайн словари.
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Готовы к работе на уроке?
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На экране вы видите портрет писателя и даты его жизни. Назовите его фамилию, имя и отчество. (Н.А.Некрасов) Ребята, давайте ознакомимся с биографией поэта и вспомним его произведения из курса начальной школы.
Биография Н.А.Некрасов (рассказывает ученик)
Николай Некрасов родился на Украине 10 декабря 1821 года, где тогда служил его отец. Вскоре отец Николая вышел в отставку и вернулся с семьей в родные места ̶ в деревню Грешнево. Здесь, на берегу могучей и прекрасной реки Волги, прошло детство писателя.
Барский дом, большой и просторный, окнами глядел на дорогу. Очень часто уставшие путешественники присаживались отдохнуть и «начинались рассказы»:
Случалось, тут целые дни пролетали,
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Отец Николая был богатым человеком ̶ помещиком. Он был жестокий. Не жалел крестьян, которые трудились на него с утра до позднего вечера. Не жалел он и мать Николая, которая ради счастья детей, терпеливо сносила обиды.
Но самое страшное воспоминание из детства – это встреча с бурлаками. Бурлаки ̶рабочие крестьяне, которые тянут на веревке суда против течения.
Оборванные люди, стонавшие от боли и тяжести, шли по берегу и тянули по воде судно с грузом.
Жестокий отец, встреча с бурлаками ̶ были не заживавшими ранами детства, которые стали началом его поэзии.
Потом была гимназия, где Некрасов написал свои первые стихи.
В 16 лет, без разрешения отца, Некрасов уехал в Петербург. Отец пришел в ярость, и оставил Николая без денег и поддержки.
Но, несмотря на это, Николай учился и работал, и стал известнейшим русским писателем. Писал он о Родине: её лесах и полях, снегах и морозах, о простых людях.
Писал Николай Некрасов и о детях. Его герои – крестьянские ребята, которые с малых лет помогали своим родителям.
В стихотворении Некрасова «Мужичок с ноготок» маленький шестилетний мальчик, как и отец, опора семьи, её кормилец. Вот он:
В больших сапогах,
В полушубке овчинном,
В больших рукавицах…
А сам с ноготок!
Есть у Некрасова и забавные герои ̶ «Генерал Топтыгин».
Человек, который смотрел за порядком на почтовой станции, принял медведя за генерала:
Только стон кругом стоял:
«Очищай дорогу!
Сам Топтыгин генерал
Едет на берлогу!
А вспомним доброго дедушку Мазая, который спас зайцев от верной смерти в весенний разлив рек.
Вот такие замечательные стихи у Николая Некрасова.
А еще Некрасов был очень хорошим охотником. Он так любил охоту, что в Новгороде, в местечке «Чудовская Лука», купил себе небольшой охотничий домик, куда приезжал летом и осенью, охотился и писал стихи. Сейчас в Чудовской луке открыт музей Н.А. Некрасова, который напоминает о тех далеких днях, когда здесь гостил великий русский поэт. А перед домом поставлен памятник: Николай Алексеевич Некрасов с ружьем и охотничьей собакой встречают приезжающих сюда туристов.
Людям настолько понравилось творчество писателя, что они открыли ещё и музей-заповедник, с загадочным названием «Карабиха». Карабиха ̶ это название деревни, расположенной в Ярославской области. Это музей- усадьба, в которой жил писатель. Ежегодно, вот уже более 40 лет, в первую субботу июля, Карабиха приглашает всех на Некрасовский праздник. Со сцены под открытым небом звучат стихи Некрасова, звучит музыка, исполняются песни.
В 55 Николай Некрасов заболел. Врачи не могли справиться с тяжелой болезнью. А через некоторое время, писатель умер. Похоронен Николай Алексеевич Некрасов на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, среди самых известных писателей.
Демонстрация презентации « Русские женщины».
- На слайдах представлены образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.
- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)
- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)
-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)
Рассказ учителя:
Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». В этом произведении Н.А. Некрасовым воспеты трудолюбие, гордость и достоинство, стойкость русской женщины. Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.
- Ребята, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? (Русские женщины)
Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть женщины в русских селениях»
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"
4. Постановка учебной задачи урока
Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.
- Познакомиться…(с отрывком из поэмы «Мороз,красный нос»)
- Прочитать… (отрывок из поэмы «Мороз,красный нос»)
- Проанализировать…. (это произведение)
- Учиться …..(Выразительно читать новое произведение)
Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.
Лексическая работа (работа со словарями):
«Образ» - вид, облик
«Идеал» - Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний.
(Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".)
К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.
- Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?
5. Открытие нового знания
Работа с текстом
• Итак ребята, мы сейчас прослушаем отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос». (Прослушивание отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях")
• Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.
- Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)
- Лексическая работа (крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво, конный, лясы точить, ухват)
- Чтение учащимися отрывка из поэмы.
• Определение рифмы
6.Первичное закрепление
Аналитическая работа с текстом
Задание:
--Найдите сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.
(Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Н.А. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:
« как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.)
--Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.
(Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…»,
« Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…», « сердечный смех», « румяные губы», нарядная матка».
Таким образом, русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая.) Формулировка общего вывода
Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба.( - Во-первых, она настоящая женщина. - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка», в простонародном смысле - « нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли». Таким образом, русская женщина настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Найдите в тексте описание и выпишите(таблица) :
• внешней красоты женщины;
• внутреннего мира;
• женщина в работе;
• женщина на отдыхе;
• женщина как хранительница домашнего очага;
• женщина – мать.
Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины – прекрасен.
8. Рефлексия
- Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки?( Образ русской женщины - крестьянки создаётся с помощью приёмов, показывающих достоверность созданного портрета.)
-Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины?
(Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.)
- Какие фразы стали крылатыми? («Есть женщины в русских селеньях»
«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!»)
- Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. (Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.)
- оцените свою работу по пятибалльной системе
10. Домашнее задание
Выучить отрывок из поэмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...
Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс
Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...
Конспект урока по литературе в 6 классе "Есть женщины в русских селеньях.."
Методические приемы:1. Объяснение учителя2. Анализ текста3. Выразительное чтение Автор УМК: В.Я.Кор...
Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...
Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"
Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Презентация к уроку литературы: Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской ...