Рабочая программа педагога
рабочая программа по литературе на тему
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и
-Программы общеобразовательных учреждений «Литература.5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7.doc | 112.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_urokov_literatury_v_7_klasse.docx | 34.96 КБ |
rabochaya_programma_6liter.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел II. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и
-Программы общеобразовательных учреждений «Литература.5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
На изучение курса «Литература .7 класс» отводится 102 часа ( 3 часа в неделю).
Примечание:1 час взят из школьного компонента
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 5 |
Из древнерусской литературы. | 6 |
Из русской литературы XVIII века | 4 |
Из русской литературы XIX века. | 61 |
Из русской литературы XX века. | 20 |
Зарубежная литература. | 4 |
Используемые сокращения: Р/р- развитие речи
Т/л- теория литературы
Вн.ч- внеклассное чтение
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A. Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B. С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы
Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
1.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.
2.Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели –детям/Ред.-составитель: Каришнев- Лубацкий М.А. и др.-Саратов,2007
Для учителя:
1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М: «ВАКО», 2004
2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999
3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002
4. Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,
Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990
5.Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели –детям/Ред.-составитель:Каришнев- Лубацкий М.А. и др.-Саратов,2007
6.
Мультимедийные пособия.
В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин
/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»,М.;Просвещение»,2009
Наглядно- демонстрационный материал по литературе
1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIXвв»;
2.Альбом «Портреты иностранных писателей»;
3.Комплект портретов «Русские писатели XXв»;
4.Комплект «А.М.Горький»;
5. Комплект «А.С.Пушкин»;
6. Альбом по литературе(иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин);
7.Раздаточный материал к художественным произведениям ,изучаемым в 7классе.
Раздел VII. Приложение.
Проекты по литературе в 7 классе:
1.Какие поговорки являются любимыми в моей семье.
2.Постановка мини спектакля по рассказу «Хамелеон» А.П.Чехова.
3.Мои любимые стихотворения о родной природе( к разделу «Край ты мой, любимый край!»)- изготовление брошюры.
4.Сочиняем хокку.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
(102 часа) по 3 часа в неделю
№ | Т е м а. Содержание урока | Кол-во часов | Дата | Икт | Соч-ия к/р Тесты | |||
План | факт | |||||||
I четверть | 25ч | |||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям. | 1 | ||||||
2 | Устное народное творчество (5ч) Исторические и художественные основы былин. Былина "Вольга и Микула Селянинович". | 1 | ||||||
3 | Прославление мирного труда человека-труженика. Образный строй былины. | 1 | ||||||
4 | Вн/ч. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Бескорыстное служение родине и народу. Понятие о былине. | 1 | ||||||
5 | Р/р. Устное сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатыри". | 1 | ||||||
6 | Русские пословицы и поговорки, поговорки народов мира. | 1 | ||||||
7 | Древнерусская литература (6ч) Владимир Мономах. "Поучение". Духовный облик Владимира Мономаха (1053-1125) – одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси. | 1 | ||||||
8 | Лаврентьевская летопись (1096 г.), включающая в себя сочинения Владимира Мономаха. Принятие христианства на Руси. | 1 | ||||||
9 | "Повесть о Петре и Февронии Муромских". | 1 | ||||||
10 | Нравственные заветы Древней Руси. р/рПодготовка к сочинению. | 1 | ||||||
11, 12 | Зачётный урок по темам уроков №1-10. | 2 | + | |||||
13 | Произведения русских писателей XVIII века (4ч) М.В.Ломоносов – Человек, Учёный, Поэт. Знакомство с произведениями М.В.Ломоносова: "Ода на день вошествия…", "К статуе Петра Великого", "Случилось вместе два астронома в пиру…". | 1 | ||||||
14 | Выражение научных, гражданских взглядов Ломоносова в его лирики. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов, призыв к миру. Т/л. Ода. | 1 | ||||||
15,16 | Г.Р.Державин. Очерк жизни и творчества. Знакомство с отдельными лирическими произведениями: "Признание", "На птичку", последние стихи Державина. Своеобразие его лирики. | 2 | ||||||
17 | Русская литература XIX века (61 час) А.С.Пушкин "Полтава". Пётр I в поэме "Полтава". Сопоставление Петра I и Карла XII. | 1 | ||||||
18 | Интерес А.С.Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Работа с фрагментами картины. | 1 | ||||||
19 | "Медный всадник". Деяния Петра I. Петербург Пушкина. | 1 | ||||||
20 | А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник "Песни о вещем Олеге". | 1 | ||||||
21 | Смысл сопоставления князя Олега и волхва. | 1 | ||||||
22 | Основная мысль стихотворения. Особенности композиции; своеобразие языка "Песни…". | 1 | ||||||
23 | А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. | 1 | ||||||
24 | Вн/ч. А.С.Пушкин: №Маленькие трагедии", "Скупой рыцарь". Герои, проблемы, характеры, композиция. | 1 | ||||||
25 | Контрольное сочинение по произведениям А.С.Пушкина. Рыцарь и рыцарство в понимании А.С.Пушкина. | 1 | ||||||
II четверть | 23ч | |||||||
26, 27 | Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина (обобщение, зачёт, конференция, викторина). | 2 | + | |||||
28 | М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Работа со статьёй И.Андронникова. | 1 | ||||||
29 | "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" – поэма об историческом прошлом России. Знакомство с текстом. | 1 | ||||||
30 | Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Семейный уклад в доме Калашниковых. Образ Алёны Дмитриевны. | 1 | ||||||
31 | Кулачный бой – состязание в силе, удали или как способ разрешения сложных жизненных вопросов? Смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и с царём Иваном Грозным. | 1 | ||||||
32 | Защита Калашниковым человеческого достоинства, готовность стоять за честь до конца и позиция царя Ивана Грозного. Оценка героев с позиции народа, образ гусляров. Авторское отношение к героям. Язык и стих поэмы. | 1 | ||||||
33 | Вн/ч. А.К.Толстой. "Князь Серебряный". Опричнина и земщина в романе. Трагическая судьба героев. | 1 | ||||||
34 | Р/р. Контрольное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова или описание картины В.М.Васнецова "Иван Грозный". | 1 | ||||||
35 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Душа и лира поэта. | 1 | ||||||
36 | Джордж Гордон Байрон – "властитель дум" целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. Героические мотивы в лирике Байрона. Стихотворение "Ты кончил жизни путь…". | 1 | ||||||
37 | Н.В.Гоголь. Страницы биографии. (Работа со статьями Н.Л.Степанова и В.В.Вересаева).
| 1 | ||||||
38 | Н.В.Гоголь. История создания повести "Тарас Бульба". | 1 | ||||||
39 | Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба". Запорожская сечь и её законы. Анализ 1 и 2 глав повести. | 1 | ||||||
40 | Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Сопоставление образов Остапа и Андрия. | 1 | ||||||
41 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей запорожцев в борьбе за родную землю. Герои-запорожцы и былинные богатыри. | 1 | ||||||
42 | Речь Тараса о товариществе и подтверждение справедливости её жизнью и гибелью Тараса Бульбы. Т/л. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | ||||||
43 | Р/р. Контрольное сочинение по повести "Тарас Бульба". | 1 | ||||||
44 | Вн/ч. Н.В.Гоголь. "Страшная месть". Патриотический пафос и фантастические образы повести. | 1 | ||||||
45 | Трагическая судьба героев и причины её. Тема греха и возмездия в повести. | 1 | ||||||
46 | Н.В.Гоголь. Сборник "Миргород". "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Знакомство с героями. | 1 | ||||||
47 | Сатирическое изображение жизни героев. Ничтожность их помыслов и поступков. Т/л. Система образов художественного произведения. | 1 | ||||||
48 | Итоговый урок по творчеству Н.В.Гоголя. Сборники "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород". Итоги работы во II четверти. | 1 | + | |||||
III четверть | 30ч | |||||||
49 | И.С.Тургенев. "Бирюк". Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. | 1 | ||||||
50 | Художественные особенности рассказа "Бирюк". Роль пейзажа в рассказе. Т/л. Понятие о конфликте в художественном произведении. | 1 | ||||||
51 | Стихотворение в прозе "Русский язык". Особенности жанра. Тургенев о красоте и богатстве русского языка. | 1 | ||||||
52 | Тургенев и его время в стихах и прозе: "Порог", "Близнецы", "Два богача" + выбор учителя. Нравственные и человеческие взаимоотношения. | 1 | ||||||
53 | Р/р. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения И.С.Тургенева. Работа над формированием умения выразительного чтения произведений нетрадиционного жанра. | 1 | ||||||
54, 55 | Н.А.Некрасов. О поэте. Работа со статьёй Владимира Приходько. Дополнительный материал: Стихотворение "Еду ли ночью по улице тёмной". Н.А.Некрасов. "Размышления у парадного подъезда". воспоминания Авдотьи Яковлевны Панаевой об истории создания стихотворения. Боль поэта за судьбу народа, возмущение праздной, пустой жизнью вельможи. Т/л Антитеза в стихотворении. Лексика, ритмика, настроение, выраженное в стихотворении. | 2 | ||||||
56 | Некрасовская муза "гнева и печали". "Вчерашний день часу в шестом…". Тема страданий народа в стихотворениях: "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" (отрывок). | 1 | ||||||
57 | Н.А.Некрасов. "Русские женщины. Княгиня Трубецкая". Историческая основа поэмы – подвиг русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Т/л. Развитие понятия о поэме. | 1 | ||||||
58 | Урок-семинар по произведениям Н.А.Некрасова. | 1 | + | |||||
59 | М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Знакомство с сатирической сказкой. | 1 | ||||||
60 | Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности. Т/л. Сатира и юмор в сказках. Сопоставление сказки Салтыкова-Щедрина и сказа Н.С.Лескова "Левша". | 1 | ||||||
61 | М.Е.Салтыков-Щедрин. "Дикий помещик". Аллегория и сатира в сказке. Дополнительный материал: сказка "Коняга". | 1 | ||||||
62 | Р/р. Зачётная работа по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | + | |||||
63 | Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Первое произведение писателя – повесть "Детство". Работа с материалами учебного пособия – статьями К.Н.Ломунова и И.Ф.Смольникова. | 1 | ||||||
64 65 | Главы и повести: "Классы", "Наталья Саввишна". Детство как открытие мира; самосознание ребёнка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя (самоанализ, самопознание, самооценка персонажа). Т/л. Понятие об автобиографической повести. Жизненный материал и художественный сюжет. | 2 | ||||||
66,67 | Вн/ч. С.Т.Аксаков. "Детские годы Багрова-внука" или Н.Г.Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". | 2 | ||||||
68 | И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Работа с биографическими материалами учебного пособия. статья "В творческой лаборатории И.А.Бунина". | 1 | ||||||
69 | И.А.Бунин. Рассказ "Цифры". Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. | 1 | ||||||
70 | И.Бунин. "Лапти". Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребёнку. Особенность языка и построения рассказа. | 1 | ||||||
71 | А.П.Чехов. О писателе. воспоминания о Чехове. особенности творческого пути молодого А.П.Чехова. | 1 | ||||||
72 | А.П.Чехов. Рассказ "Хамелеон" – живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества. | 1 | ||||||
73 | Р/р. Ролевое чтение рассказа. "Говорящие фамилии" как средство юмористической характеристики. Т/л. развитие представления о юморе и сатире. | 1 | ||||||
74 | А.П.Чехов. Рассказ "Злоумышленник". Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа). Дополнительный материал: очерк М.Горького "А.П.Чехов". Р/р. Ролевое чтение рассказа. | 1 | ||||||
75 | Вн/ч. А.П.Чехов. Рассказы: "Пересолил", "Маска", "Тоска" и др. | 1 | ||||||
76 | О,Генри. "Дары волхвов". Грустный юмор рассказа. Жанр короткого рассказа. | 1 | ||||||
77 | "Край ты мой, родимый край…". (Стихотворения о родной природе). Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XIX века: В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина. | 1 | ||||||
78 | Урок- зачёт по произведениям русской литературы XIX века (от Пушкина до Чехова). Ориентировочные вопросы на странице 197 учебника-хрестоматии. | 1 | + | |||||
IV четверть | 25ч | |||||||
79 | Русская литература XX века (20ч) М.Горький. Воспоминания, письма, автобиографический материал. Главы из повести "Детство". Смысл названия повести, её автобиографический характер. | 1 | ||||||
80 | "Свинцовые мерзости жизни", изображенные в повести «Детство». Братья Каширины, губительная власть денег над семьёй деда Каширина. | 1 | ||||||
81 | "Яркое, здоровое, творческое в русской жизни" (Алёша, Бабушка, цыганок, Хорошее дело). Быт и характеры. Вера в творческие силы народа. Т/л. Развитие понятия об атобиографической повести. (Рассказчик и герой). | 1 | ||||||
82 | Вн/ч. Эдгар По. "Лягушонок". Внимание к униженному и обездоленному человеку. Проблема добра и зла в отношениях между людьми. | 1 | ||||||
83 | М.Горький "Легенда о Данко". Подвиг во имя людей. Р/р. Работа над художественным пересказом отрывка. | 1 | ||||||
84 | Л.Андреев. Рассказ "Кусака". Авторское отношение к событиям. Д/з написать Р/р отзыв о рассказе. | 1 | ||||||
85 | В.Маяковский. "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Представления В.Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества. Т/л. Ритм, лексика, тропы (средства художественной выразительности) в стихах Маяковского. | 1 | ||||||
86 | Ранние стихи Маяковского как отражение души поэта. "Послушайте!", "Хорошее отношение к лошадям". | 1 | ||||||
87 | А.Платонов. "Юшка". Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | 1 | ||||||
88 | Р/р. Написание рецензии на рассказ А.Платонова "Неизвестный цветок". | 1 | ||||||
89 | Стихи, рождённые войной. А.Ахматова: "Клятва", "Мужество". К.Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины". Стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. Работа со статьёй "Час мужества", страница 249-255. Интервью с участниками ВОВ о военной поэзии. Стихи: Вадима Шефнера "Весть", А.Яшина "Баллада о танке", С.Орлова "Его зарыли в шар земной", "Вот человек – он искалечен". | 1 | ||||||
90 | А.Т.Твардовский. Воспоминания о судьбе и личности поэта. стихотворение "Братья". Размышления о трудной судьбе родных, воспоминания о детстве. | 1 | ||||||
91 | Вн/ч. Стихи А.Твардовского, главы из поэмы "За далью – даль", отрывки из поэмы "Дом у дороги". | 1 | ||||||
92 | Ф.А.Абрамов. "О чём плачут лошади". Нравственные проблемы рассказа. | 1 | ||||||
93 | А.Грин. "Алые паруса". Личность и судьба писателя. Преданность мечте в романтических повестях А.Грина. | 1 | ||||||
94 | Вн/ч. А.Беляев. "Человек-амфибия", "Ариэль» (обзор). | 1 | ||||||
95 | Юрий Павлович Казаков. О писателе. "Тихое утро". | 1 | ||||||
96 | Поведение мальчиков в минуту опасности, самоотверженность, взаимопомощь, взросление героев в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро». | 1 | ||||||
97 | Д.С.Лихачёв. Главы из книги "Земля родная". Т/л. Публицистика. | 1 | ||||||
98 | Стихотворения о родной природе. Стихи В.Брюсова, Фёдора Сологуба, Сергея Есенина, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова. | 1 | ||||||
99 | Зарубежная литература (4ч) Роберт Бёрнс. О поэте. Стихотворение "Честная бедность". Грустный и шутливый характер произведения. | 1 | ||||||
100 | Японские трёхстишия (хокку). Своеобразие, глубинный смысл трёхстиший. | 2 | ||||||
101 | Джеймс Олдридж. "Отец и сын" ( глава из повести "Последний дюйм"). Ответственность за судьбу близкого человека. | 1 | ||||||
102 | Итоги года. Список книг для летнего чтения. | 1 | + |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Вяжля
Аткарского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________/Белоконь О.Ю./ ФИО Протокол № ___ от «__» _ ___________2011г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ с.Вяжля _________/_Белоконь О.Ю./ ФИО «__»____________2011г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Вяжля _____________/Быкова Н.И./ ФИО Приказ № ___ от «__»____2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кухаренко Натальи Викторовны
I квалификационная категория
По учебному курсу «Литература»
6 класс
Базовый уровень
2011 - 2012 учебный год
Раздел II. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе ---Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной. М.;Просвещение,2006г.
На изучение курса «Литература .6 класс» отводится 70 часов ( 2 часа в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Художественная литература – особая форма познания действительности. | 1 |
Устное народное творчество | 3 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из литературы XVIII века. | 4 |
Из литературы XIX века. | 29 |
Из литературы XX века. | 21 |
Из литературы народов России | 2 |
Из зарубежной литературы. | 8 |
ИТОГО | 70 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
Фазиль Абдулович Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Из литературы народов России.
Габдулла Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
Кайсын Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ..» .Тема родины и народа.
Из зарубежной литературы.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Геспирид». Понятие о мифе.
Геродот. Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпизоды поэмы. Хитроумный Одиссей.
Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Дидактический материал | Методические пособия |
Коровина В.Я. и др. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М. Просвещение. 2009. | #Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990 | Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М: «ВАКО», 2006 |
#Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели –детям/Ред.-составитель:Каришнев- Лубацкий М.А. и др.-Саратов,2007 | ||
В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И. Коровин/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»,М.;Просвещение»,2009 |
Раздел VII. Приложение
1.Проект «Любимые пословицы и поговорки моей семьи» по теме «Пословицы и поговорки» ;
2.Проект « Мое представление о неизвестном цветке» по сказке- были А.Платонова «Неизвестный цветок»
3. Проект «Конструируем планету маленького принца» по произведению
А .Сент - Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертный лист для анализа рабочей программы педагога
Это экспертный лист для анализа рабочей программы, которым руководствуется аттестационная комиссия при аттестации учителя на первую квалификационную категорию...
Совещание при завуче " Методика создания рабочей программы педагога"
Алгоритм создания рабочей программы, методика оформления....
рабочая программа педагога по немецкому языку
рабочая программа по немецкому языку для 5,6 классов по И.Л. Бим, Л.И. Рыжова...
Рабочая программа педагога "Английский язык. 7 класс"
УМК "Enjoy English"...
Рабочая программа педагога
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах...
Рабочая программа педагога
Рабочая программа педагога по математике для 8 класса...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 7 «Б» классе на 2013- 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. ...