урок литературы в 7 классе по произведению Е. Носова "Живая пламя"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razr.uroka_zhivoe_plamya.docx | 125.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большерусаковская СОШ Кайбицкого
муниципального района РТ»
Разработка урока по русской литературе
в 7 классе с использованием сингапурской
системы обучения
Помнить, чтобы жить…
( по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»)
Выполнила учительница русского
языка и литературы Тимуршина А.А.
2015 год
Тема: Помнить, чтобы жить…( по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»)
Цель: Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: Компьютер, экран с мультимедиа, презентация, листы А3, А4.
Ход урока
I Организационный момент. Слайд№1
Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа
Цель сегодняшнего нашего урока найти в прочитанном рассказе жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения, выражает своё отношение к истинным ценностям. На прошлом уроке вы познакомились с рассказом «Кукла» Е.И.Носова
II Актуализация прежних знаний
( Работа над произведением «Кукла».)
– Почему дед Акимыч так переживал за куклу?
- О чем напоминала кукла?
- Дед Акимыч прошел войну. Был ранен. На войне он видел много смертей. И отношение молодых людей, старшего поколения к лежащей кукле очень его беспокоит. Память о войне живет у него в душе.
№3 Структура Плейсмет консенсус Слайд №2
- Объясните смысл высказывания:
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.
( ученики работают самостоятельно, а потом делают общий вывод)
- Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?
Ш Новый материал А) - Сегодня, ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.
Структура Си -финк –уандэ Рисунок макового поля. Слайд№3 Что вы видите? (Поле, цветы, маки и т.д) Что вы об этом думаете? (Картина очень красивая. Маки покрыли все поле. Они похожи на пламя и т. д)
Что вам хотелось бы узнать? ( Что обозначают эти цветы? Как они могли расти в таких условиях и т. д)
Слайд №3 Красный мак – символ Памяти.
- Слово учителя:
О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.
А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.
Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.
Б) Писатель в Великой Отечественной войне (сообщение учащегося о Е. И. Носове). Слайд№ 4 Носов Евгений Иванович летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.
(Физминутка. Микс-фриз-групп)
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Сколько дней она продолжалась?
- Назовите дату окончания войны.
- Сколько человек ушел на войну из нашей деревни?
- Есть ли в вашей семьи участник войны или ветеран тыла?
В) Чтение рассказа «Живое пламя». Слайд№5 IV Беседа по рассказу.
1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?
2) Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об
одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.
Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.
3) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?
4) Почему тётя Оля не любила маки?
5) Почему рассказчик посеял маки?
6) Выразительно прочитайте описание клумбы. Каким цветам автор уделяет
особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки,
куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие
художественные приёмы использует автор при описании маков? Как
показана их недолгая красота?
7) Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают
отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?
8) Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек
способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?
9) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать
жестокость войны?
- Учитель Слайд№6 Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек. В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Война не прошла стороной и нашу деревню Большое Русаково. Молодые люди, сильные крепкие мужчины , 158 человек, деревни отправились защищать свою Родину. Вернулись немногие. В деревне все делается, чтобы почтить их память. В середине деревни стоит памятник. В нём высечены имена односельчан. Строгий обелиск создаёт особое настроение, торжественность и ко многому обязывает молодое поколение деревни.
Нет в России семьи такой-
Где бы ни памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографии глядят.
- Как наша школа готовится к этому празднику?
- Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к нему.
- О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить?
Обучающая структура Финг– райт - раунд робин ( подумай-запиши –обсуди в команде)
(Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей. И т. д.)
VI Итог урока
-Заключительное слово учителя. Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.
Домашнее задание- слайд№7
- Подготовить плакат или буклет, посвященные 70- летию ВОВ,
с рисунком мака.
- Готовиться к тесту по рассказам «Кукла» и «Живое пламя»
- Оценки
Парковка
Напишите свои впечатления об уроке (слайд№8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"
Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...
Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...
Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".
quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog ссылка на презентац...
Рассказ Е. И. Носова "Живое пламя".Урок литературы,7 класс
Урок литературы с использованием технологии РКМЧП...
урок литературы в 7 классе по рассказу Е.Носова "Живое пламя"
урок литературы в 7 классе по рассказу Е. Носова "Живое пламя"...
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...