Рассказ Е. И. Носова "Живое пламя".Урок литературы,7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»

(урок литературы, 7 класс)

Цель: анализ рассказа Е. И. Носова «Живое пламя» с использованием технологии РКМЧП.

Задачи:

- познакомить учащихся с содержанием  рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя»; 

- развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;

- воспитывать у учащихся чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Ход урока:

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

Здравствуйте, ребята! Сейчас мы вместе попробуем определить тему урока.

Слайд 1.

Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы, подумайте, какое слово пропущено в каждой из них. Догадались? Конечно, речь идет о памяти.

1.  Доброму добрая …

2. Худому делу – худая слава, доброму делу – добрая …

3. Потерял … - потерял себя.

Обратимся к толковому словарю, прочитаем лексическое значение слова «память».

 Слайд 2.

Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

Слайд 3.

 Тема урока: «Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя». Запишите в тетрадях число и тему урока.

Выберите и запишите в качестве эпиграфа к уроку понравившуюся пословицу о памяти.

4. Чтение рассказа «Живое пламя».

 Приём «Чтение с остановками»

Слайд 4.

Прием «Дерево предсказаний»

Стадия вызова

Рассказ Евгения Ивановича Носова называется «Живое пламя». Как вы думаете, о чём этот рассказ? Посмотрите на название рассказа.

Как вы думаете, о чем будет рассказываться в произведении Е. Носова? (Текст  произведения не знаком учащимся, поэтому они, активизируя свой жизненный и читательский опыт, высказывают разные версии. Прогноз сюжета незнакомого произведения стимулирует интерес к чтению самого рассказа Е. Носова).

На стадии осмысления содержания читаем текст, разбитый на отрывки.

Сейчас мы прочитаем рассказ и проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

Стадия осмысления

Читать рассказ мы будем с остановками, у вас на партах лежит текст произведения. Будьте, пожалуйста, внимательны.

Чтение 1 части.

Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

- Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

- Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

 - Ну, какой из маков цвет! - убеждённо ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

- Что вы! - рассмеялся я. - Ещё в какой-то старинной песенке поётся:

А лоб у неё, точно мрамор, бел.

А щёки горят, будто маков цвет.

- Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

Первая остановка

Вопросы:

- Почему тётя Оля не любила сеять маки? (Она считала, что мак – это не цветок, а овощ. Цветёт всего два дня.)

- Предскажите дальнейшие события в рассказе. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Продолжаем чтение:

Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

- Ты маков посеял? - подступилась ко мне тётя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тёти Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

- Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алёшка очень любил квас.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в лётной форме, что висит над письменным столом, спросила:

- Не помешает?

- Что вы!

- Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Вторая остановка

Вопросы:

- Кто такой Алексей? (Это сын тёти Оли.)

- Как  о нём вспоминает тётя Оля? (Тётя Оля никогда не рассказывала о своём сыне, она вспоминала о нём всегда вскользь, «к случаю», в те моменты, когда что-то напоминало ей о сыне.)

- Как вы думаете, что случилось с сыном тёти Оли?

Продолжаем чтение:

Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.

Третья остановка

Вопросы:

- Как выглядела клумба тёти Оли? Какие цветы она предпочитала?

- Давайте поставим себя на место автора и пофантазируем о дальнейших событиях в рассказе. Что произойдёт дальше?

Продолжаем чтение:

Распустились они на другой день.

Тётя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

- Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.  Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Четвертая остановка

Слайд № 5.

Вопросы:

- Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает маки.

- Какие тропы использует писатель при описании маков?

- Подтвердилось ли наше предположение, что маки затмят своей красотой другие цветы на клумбе? Подтвердите своё мнение строчками из текста.

Аристократия - привилегированная часть общества, состоящая из знатных, родовитых людей. В рассказе это слово употребляется в переносном значении. Цветочная аристократия - дорогие, элитные сорта садовых цветов.

Продолжаем чтение:

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Пятая остановка

Вопросы:

- Сколько дней цвели маки? (Маки цвели два дня, как и говорила тётя Оля.)

- Как вы понимаете слова тёти Оли: «Да, сгорел... Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает...» (Есть люди, которые прожили короткую, но красивую жизнь. Эти слова о людях, сделавших что-то хорошее в жизни.)

- Как вы думаете, о ком в эту минуту думала тётя Оля? (Возможно, она думала о своём сыне.)

Продолжаем чтение:

Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика...

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые, туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.  

Вопросы:

- Почему тётя Оля всё-таки изменила своё отношение к макам?  (Они напоминали ей о короткой, но яркой жизни сына).

- Как погиб Алексей? (Он пошёл на таран, сгорел вместе со своим самолётом.)

- Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея? (Это мужественный и сильный человек, любящий свою Родину.)

- Война закончилась, но утихла ли боль в душе Ольги Петровны? Какие детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце? Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини. (Речь тёти Оли немного грубоватая.  В комнате висел портрет сына в лётной форме. Жасминовый куст под окном имеет запах горечи. Маттиолы имеют горьковатый запах. Когда маки осыпались, тётя Оля сказала, что «и у людей так бывает», она сгорбилась и вдруг заторопилась в дом.)

- Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

- А сейчас давайте ещё раз выразительно прочитаем заключительные строки  рассказа. Как вы понимаете их смысл? Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки?

- Объясните смысл названия рассказа «Живое пламя».

Слайд № 6-7.

Рефлексия

Создать синквейн на основе прочитанного.

    Слайды 8-10.

 Напомним, что синквейн – это «стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, позволяющее описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний».  …Синквейн «состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) (Заир-Бек, Муштавинская, 2004, с. 139). Если следовать этим правилам, могут получиться, например, такие синквейны:

Память

Вечная, безграничная.

Сохраняет, держит, не упускает,

Живет в сердцах близких людей.

Воспоминание.

Д. з. Прочитать рассказ Ю. Казакова «Тихое утро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)

Урок  ЛВС по теме: Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)Оборудование урока: слайды «Человек и природа Восточной Сибири», презентация «Семён...

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

Дистанционный урок литературы по теме "Е. И. Носов. Рассказы "Кукла", "Живое пламя".7 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения: предложены ссылки на образовательные ресурсы, приложена проверочная работа в тестовом формате...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...

урок литературы в 7 классе по рассказу Е.Носова "Живое пламя"

урок литературы в 7 классе по рассказу Е. Носова  "Живое пламя"...