Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения путём приобщения к великой русской классической литературе
опыты и эксперименты по литературе на тему

Воронина Валентина Анатольевна
Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

путём приобщения к великой русской классической литературе

(из опыта работы Ворониной В.А., учителя русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Когалыма)

(слайд1)Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить.
А. Дистервег
Чему бы ни учился -
учишься для себя.
Цицерон

          Одно из условий успешной работы школы– высокая степень профессионализма учителей. Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребёнка в школе была интересной, радостной, успешной. Именно учителю предоставлена возможность научить ребёнка самостоятельно, глубоко, системно и последовательно мыслить. Но всё же вместе с рациональными знаниями и умением мыслить важно развивать эмоционально-нравственную сферу растущего человека, что предполагает  самопознание и самосовершенствование, способность к созидательной деятельности в современном мире, гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма.  Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственноё воспитание подрастающего поколения  путём приобщения к великой русской классической литературе на уроках литературы и русского языка.

Формирование духовно- нравственной личности – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, а воспитание – это организация такого воспитательного пространства, где создаются оптимальные условия для всестороннего развития всех задатков и способностей ребенка, для самореализации всех его возможностей.  Обеспечить системный характер воспитания позволяет педагогическая концепция учителя.

             Понятие «нравственной личности» включает в себя множество духовных качеств человека. Это доброта и сочувствие, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, обязательность, уважение друг к другу, трудолюбие, уважение к труду окружающих, соблюдение норм поведения, любознательность.

            И именно сегодня, когда все эти качества постепенно выходят из моды, русская литература, являясь гордостью народа, способна воскресить эти понятия и решить проблему современности.

Проработав в школе 28 лет и размышляя над проблемой развития нравственных качеств, я обнаружила, что какой бы ни была модификация школьного курса литературного образования, учебный предмет создаётся личностью учителя, к личности обращён и личностью потребляется.

             Поэтому, во-первых, я стараюсь придерживаться вошедших в педагогическую практику норм и требований (Слайд 2)

  • хорошо владеть своим предметом, стараясь знать всё или многое из достижений по моему предмету, о новой психологии и методике преподавания;
  • серьёзно и обстоятельно готовиться к урокам, в том числе и психологически;
  • применять элементы современных технологий, ориентироваться на стандарты нового поколения;
  • настойчиво и без раздражения работать с любым учеником, стараясь добиться необходимого эффекта.

       Во-вторых, моя работа соответствует основным направлениям модернизации общего образования (Слайд  3)

  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования;
  • усиление воспитательного потенциала и гуманитарной направленности содержания образования;
  • готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни;

             В-третьих, в  своей деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов (Слайд 4)

  • каждый урок должен воспитывать нравственно;
  • на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ;
  • принцип сотрудничества и взаимопомощи;
  • принцип проблемности обучения – каждый урок - решение личностно-значимой проблемы.

             В-четвёртых, применяю методы и приёмы изучения литературы, которые адекватны её природе, потому что  главное в изучении литературы -  не готовые ответы на вопросы, а сам путь к постижению художественного мира писателя. На уроках создаю такие  педагогические ситуации и условия, которые дают возможность принять самостоятельное решение для  нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки.  

Считаю, что преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, решать нравственные проблемы.

        Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.

              А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы.             Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

(Слайд 5)Модель учителя:

Профессиональная компетентность.

Творческое мышление.

Сотрудничество.

Культура общения.

Культура деятельности.

Самореализация.

Рефлексия.

На уроках русского языка я специально подбираю языковой материал, в котором содержатся нравственные проблемы. Это и тексты контрольных диктантов, изложений, тексты для изучения новых тем, для анализа, предложения для разбора, слова для составления предложений, для любого вида разборов и многое другое.

Большое внимание уделяю самостоятельной деятельности учащихся. Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальные сообщения, разнообразные формы домашних заданий, сочинения, учебные проекты   воспитывают трудолюбие, ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение выражать и отстаивать свою точку зрения.  Для повышения качества обучения учитываю индивидуальные особенности учащихся.  Я работаю над расширением учебно–воспитательного пространства, в котором создаются условия для развития личности ребенка.

Только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Путь к ученику - нелегкий, требует немалых личных затрат, зато окупаемый. Учитель духовно обретает себя, ибо без творчества, инициативы, собственных открытий ему не обойтись. Главное - разглядеть ученика крупным планом. И тогда - чудо! Без призывов, понуканий, угроз, зачетов ученик сам пойдет навстречу тебе. Учитель - как катализатор процесса обучения. Через сотрудничество он подключается к творческому поиску ученика.

Чтобы достичь желаемого результата от урока, учитель также должен быть артистом. Именно артист может взбудоражить и увлечь, как это делают кинорежиссеры. Только учитель-артист имеет счастливый дар перепутать условность с реальностью, сцену – с действительностью, класс- с жизнью. Слово учителя является важным инструментом урока. Хотя в практике есть немало случаев, когда жест бывал красноречивее слов, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывала то, на что потребовались бы монологи.

            Как в искусстве,  у каждого урока есть своя сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, урок обретает свою учебную и нравственную емкость.

Личность воспитывается еще и личностью- той, которая ведет урок, плюс метод: общение с учеником как личностью, равной учителю. Равные отношения не значит одинаковые.  Есть ученики, без которых скучно, когда они отсутствуют.

Еще один фактор, влияющий на ученика – это улыбка. Улыбка – наш рабочий инструмент. Она объединяет. Ее  не вынешь из портфеля и не наденешь, как очки. Она сама должна появляться. Неповторимая, точно не кому-то, а себе улыбаешься. Однако прежде чем добрым светом заискрятся глаза и исчезнут морщинки, надо, чтоб улыбнулась душа. Освободилась от груза невеселых мыслей, забот, неудач. У всех бывают неудачи. Есть они и у нас. Учитель - всегда на работе! И чуткая душа заметит, как старается он иногда спрятать плохое настроение, усталость. Сердится, если не получается, вроде бы на вас, а в действительности на себя.  Усталость – как затупившийся карандаш: бумагу царапает, а рисунка нет. Добрым словом, хорошим поступком можно снять и пелену усталости, обиды, плохого настроения, чтобы яснее виделась дорога, по которой сообща едем или идем.
          Школьник учится в зависимости от того, как он относится к учителю. Значит, не с предмета, а с того, кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику. Некоторые считают: вот вооружатся новейшими методами и технологиями и все пойдет как надо. Нет, не пойдет. Потому что не методом, тем более чьим-то, а собственным духовным «Я» следует вооружаться.
           Спросим себя, что важнее: любить ученика или знать, как с ним работать? Конечно, чтобы знать, надо любить. И тем не менее – знать! Знать! Знать! Не только умом, но и сердцем поймем тогда, что урок – прежде всего встреча, т.е. общение, а уж потом предмет, методика. У всякого ли и на каждом ли уроке бывает эта встреча – живого с живым? Не отодвигаем ли ее заботами об успеваемости? Ребенок – самый думающий человек на земле, если ему не мешать. Сколько вопросов себе и нам задаст, когда раскован, свободен. Наша задача – изыскивая способности,  раскрывать детскую душу, снять напряжение, страхи. Учитель должен быть мастером человеческих наук.
                Очаровать предметом, окрылить знаниями, обворожить своей личностью – вот гарантия успеха.

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения  и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя концепция основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть следующими:

Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.

В какой-то момент наступает третий этап, ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят с моей стороны, со стороны учителя. Я должна каждый урок показывать моим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно.

Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

(слад6)Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все- таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А ЭТО ОНИ МЕНЯ УЧАТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.3. Современные...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно полу...

Статья: Возрождение святынь и его влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подраст...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...